Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.
Малый бизнес
– один из ведущих секторов,
во многом определяющий темпы
экономического роста,
Индивидуальный
предприниматель является
Рыночная экономика
обычно предполагает
Глава 1
Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства
1. Экономическое содержание малого бизнеса и его виды
Малый бизнес
- это важнейший элемент
Малый бизнес
– это предпринимательская
В свою
очередь, субъектами малого
Физические
лица (граждане РБ, иностранные граждане
и лица без гражданства, а
также лица с двойным
Согласно
статье 24 Гражданского кодекса
Из статьи
1 Закона о предпринимательстве
следует, что
При отнесении
предприятия к субъектам
Количественные:
• численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
• размер уставного капитала;
• величина активов;
• объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового
банка, общее число
Среди качественных
критериев при отнесении
• предприятие владеет небольшой долей рынка;
• управление
предприятием осуществляет
• предприятие
является независимым, т.е. не
подчиняется крупной
Малые предприятия
классифицируются не только по
принадлежности к той или иной
отрасли, но и по своим
По своим возможностям
малые предприятия можно
- не имеющие
потенциала для роста (такие
предприятия занимают свою
- быстрорастущие,
которые имеют в будущем
По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [5, с.108-109].
В малом бизнесе
различают следующие виды
• по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
• по содержанию
функциональной ориентации
• по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
• по сложности деятельности: не требующая специальных знаний, тре-
бующая специальных знаний, основанная на высоких технологиях и уникальных знаниях;
• по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [1, с.7-8].
Таким образом, малый бизнес– это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В Республике Беларусь малое предпринимательство представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. При отнесении предприятия к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.
2. Роль и значение малого бизнеса в экономике Беларуси
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.
С момента возникновения
в нашей республике предпринимательского
сектора экономике прошло уже
более десяти лет. На начальном этапе
его развития государство придерживалось
принципа невмешательства. Считалось,
что рынок – это
Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:
- переход отраслей народного
хозяйства к рыночным
- наличие правовых гарантий
предпринимателя, гарантий со
стороны государственных
- поддержка предпринимательства
со стороны государства путем
существующей налоговой
- разгосударствление и
приватизация государственных
- неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;
- устойчивое социально-
- благожелательное отношение со стороны общества;
- правильный выбор
- ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании и т.д.).
По состоянию на 01.01.2007 года в республике работало 28310 малых предприятий, что про сравнению с 2000 годом больше на 1523 предприятия, или на 5,7%.
Преимущественная ориентация предпринимательских структур сформировалась в сфере торговли и общественного питания в 2007. – 40,6%, 2008Г. -42,5%, 2009Г. – 42,0%. Промышленность занимает второе место: 2007г. – 20,5%, 2008г – 20,4%, 2009г. – 19,9%, строительство третье: 2007г. – 10,6%, 2008г. – 9,9%, 2009г. – 10,2%. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпримательства, так, сельское хозяйство в 2009 г. составило только 3,4%. (см. рис. 1.1.). Таким образом, в период за 2007-2009г. отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.
Выявлен и ряд негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:
- преимущественная ориентация
предпринимательских структур
- недолговечность большинства
предпринимательских структур, обусловленная
нестабильностью общей