Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:18, доклад
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров, начали разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века. В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. Тогда же была образована Государственная корпорация по финансированию малых военных предприятий. Корпорация выступала в качестве генерального подрядчика перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки: на конкурсной основе подбирались субподрядчики из среды МБ, проводились финансирование и координация работы по контрактам вплоть до их завершения.
В то же время начала действовать и такая государственная структура, как Бюро по малому бизнесу Министерства торговли, предоставлявшая техническое и управленческое содействие малым предприятиям.
С 1944 г. по 1953 г. осуществлялась программа, охватывавшая значительное количество начинающих предпринимателей - бывших военнослужащих. Администрация по делам ветеранов в соответствии с положениями Закона о реабилитации военнослужащих гарантировала и страховала частные банковские ссуды, выдаваемые бывшим военнослужащим для создания или расширения собственного бизнеса.
Основой современного законодательства по МБ является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими.
Администрация наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.
Управление финансирования и инвестиционной деятельности Администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые, совместные - с частными банковскими структурами - займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов, осуществлению НИР.
Администрация
по делам малого бизнеса сотрудничает
с ведомствами федерального правительства,
осуществляющими закупку
Управление
администрации и менеджмента
Администрации проводит большую
работу по подготовке и повышению
квалификации управленческого персонала
предпринимательских структур малого
бизнеса (организация и финансирование
специальных учебных курсов, семинаров
и конференций, выпуск информационных
материалов и пособий, выделение средств
для исследований в области управленческих
проблем малого бизнеса). Семинары и консультации
проводятся как на групповой, так и на
индивидуальной основе.
Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса; практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.). К 2005 г. свыше 3 млн. МП принадлежали представителям национальных меньшинств.
Каковы основные формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса?
Как я уже отмечала, согласно положениям Закона о малом бизнесе 1953 г. Администрация уполномочена предоставлять МБ прямые займы, займы на основе частичного участия, а также государственные гарантии по коммерческим ссудам, получаемым МП у частных банков.
По мере развития программы финансово-кредитного содействия изменялись формы ее реализации. Начиная с 70-х годов прошлого века Администрация стала переходить от предоставления прямых ссуд к практике государственного гарантирования ссуд и кредитов, получаемых МП у частных банков. В настоящее время в рамках этой программы Администрация гарантирует погашение за государственный счет до 90% стоимости таких ссуд и кредитов.
Государственные гарантии являются решающим условием при определении срока ссуды. Как правило, коммерческие банки, решившиеся на предоставление не гарантируемых государством ссуд малым предприятиям, предлагают их на срок максимум 3-5 лет. При выдаче прямых займов Администрация вправе устанавливать длительные сроки их погашения - до 15 лет.
Политика предоставления государственных гарантий по частным банковским займам МП способствует постепенной адаптации малых предпринимательских структур к условиям кредитного рынка.
Программа
равных кредитных возможностей нацелена
на создание благоприятных условий
для функционирования МП, организуемых
представителями социально
Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых МП. Первая ее часть, а именно ”гарантирование аренды”, нацелена на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются многие МП, подыскивающие для себя производственные помещения. С 1965 г. Администрация уполномочена предоставлять МП специальные целевые кредиты для оплаты аренды, а также государственные гарантии под страховые полисы частных компаний, которые страхуют арендодателей от риска, связанного с неуплатой арендных платежей арендаторами.
Существуют ли способы заинтересовать МП в участии в проектах штатного и местного развития?
Эффективным инструментом подключения МП к подобным проектам является программа финансирования корпораций развития на уровне штатов и местных органов власти. Эти корпорации, создающиеся по указу властей штатов или местного уровня (в форме акционерных компаний), обязаны использовать аккумулируемые средства для финансирования местных проектов. Чтобы получить целевые кредиты от Администрации, корпорация развития должна отвечать ряду требований:
по меньшей мере 75% ее учредителей - ”местные” физические и/или юридические лица;
для финансирования каждого проекта не менее 20% средств обеспечивается корпорацией;
весьма желательно, чтобы самостоятельно аккумулированные средства были материализованы в форме приобретения земли, начала строительства зданий или закупки оборудования;
участники
проекта подбираются
Семинар №2
1) Виды индивидуального предпринимательства.
Индивидуа́льные
предпринима́тели — физические лица,
зарегистрированные в установленном
законом порядке и
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Республики Казахстан, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Виды предпринимательства зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:
производственное;
коммерческо-торговое;
финансово-кредитное;
страховое;
посредническое.
Производственное
предпринимательство — это
С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство — самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.
Коммерческо-торговое предпринимательство — основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия; относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).
В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
Посредническая предпринимательская деятельность — это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере — коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.
В зависимости
от предмета деятельности выделяются
и такие виды предпринимательства,
как консалтинг, образовательная деятельность,
предоставление банковских услуг и т.
д.
СРСП №2
1) Зарубежный опыт индивидуального предпринимательства.