Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:18, доклад

Описание работы

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Работа содержит 1 файл

ОПД)).doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Семинар №1

1) Преимущество и слабые стороны малого бизнеса.

Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики имеют  как преимущества, так и недостатки.

      Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

      - более быстрая адаптация к  местным условиям хозяйствования;

      - большая независимость действий;

      - гибкость и оперативность в  принятии и выполнении принимаемых  решений; 

      - относительно невысокие расходы,  особенно затраты на управление;

      - большая возможность для индивидуума  реализовать свои идеи, проявить  свои способности;

      - более низкая потребность в  первоначальном капитале и способность  быстро вводить изменения в  продукцию и производство в  ответ на требования местных рынков;

      - относительно более высокая оборачиваемость  собственного капитала и др.

      Так, в докладе Международного бюро труда  отмечается, что малые и средние  предприятия располагают значительными  конкурентными преимуществами, часто  требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

      Собственники  малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

      В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

      - более высок уровень риска,  поэтому высокая степень неустойчивости  положения на рынке; 

      - зависимость от крупных компаний;

      - недостатки в управлении делом;

      - слабая компетентность руководителей,  повышенная чувствительность к  изменениям условий хозяйствования;

      - трудности привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов;

      - неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

      Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства  определяются как внутренними, так  и внешними причинами, условиями  функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

      В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

      Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

      На  неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы 
участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, 
трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное 
принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

      Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРСП  №1

  1. Программа развития малого бизнеса в РК.
  2. Особенности развития малого бизнеса в развитых странах.
 

1) Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

     - совершенствование законодательства  по вопросам регулирования частного  предпринимательства;

     - создание и развитие центров  поддержки частного предпринимательства,  бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;

     - учебно-методологическое, научно-методическое  и информационное обеспечение  деятельности субъектов частного  предпринимательства за счет  бюджетных средств;

     - создание условий для использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных  ресурсов, а также научно-технических  разработок и технологий;

     - разработка государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства;

     - установление упрощенного порядка  государственной регистрации и  ликвидации субъектов малого  предпринимательства;

     - установление оптимального режима  налогообложения;

     - принятие программ кредитования малого предпринимательства;

     - создание системы привлечения  и использования инвестиций, в  том числе иностранных, для  поддержки и развития малого  предпринимательства;

     - обеспечение гарантированного объема  закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

     - организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  путем развития существующих  и создания новых учебных и  исследовательских центров, консалтинговых  организаций и информационных  систем поддержки и развития малого предпринимательства;

     - создание национальных институтов  развития;

     Основными принципами государственной поддержки  малого предпринимательства являются:

     - приоритет развития малого предпринимательства  в РК;

     - комплексность государственной  поддержки малого предпринимательства;

     - доступность инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и  осуществляемых мер для всех  субъектов малого предпринимательства;

     - международное сотрудничество в  области поддержки и развития  малого предпринимательства.

     Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем:

     - оказания финансовой поддержки;

     - организации сети центров поддержки  малого предпринимательства;

     - организации деятельности бизнес-инкубаторов;

     - передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности;

     - безвозмездной передачи субъектам  малого предпринимательства в  собственность объектов, переданных  в аренду или доверительное  управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

     Данные  условия не распространяются на субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

     Финансовая  поддержка субъектов малого предпринимательства  осуществляется путем:

     - закупа гарантированного объема  товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Номенклатура товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства, и их объем ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан;

     - организации кредитования через  банки второго уровня;

     - выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;

     - реализации специальных инвестиционных  программ;

     - предоставления займов за счет  бюджетных средств.

     Финансовую  поддержку малого предпринимательства  со стороны государства осуществляет специальный фонд, создаваемый по решению Правительства Республики Казахстан, основной целью которого является обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

     Основными задачами фонда являются:

     - проектное финансирование;

     - развитие сети микрокредитных организаций с участием субъектов частного предпринимательства;

     - создание системы гарантирования  субъектов малого предпринимательства  при получении ими кредитов  в банках второго уровня;

     - развитие финансового лизинга;

     - обучение и консалтинг субъектов малого предпринимательства;

     - развитие грантовой системы софинансирования  операций по внедрению системы  менеджмента качества для субъектов  малого предпринимательства.

     Кредитование  субъектов малого предпринимательства  осуществляется фондом за счет привлеченных и собственных средств. Займы субъектам малого предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, предоставляются в первоочередном порядке.

     Центры  поддержки малого предпринимательства  создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого предпринимательства.

     Задачами  центра поддержки малого предпринимательства  являются:

     - анализ предпринимательского климата,  отечественного и международных  рынков, отраслей и секторов экономики;

Информация о работе Малое предпринимательство