Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа
России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.
Введение…...……………………………………………………………………..….4
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6
Государственная регистрация предприятия………………………………….11
Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12
Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………46
Список литературы….……………………………………………………………..49
Кроме
того, положительные тенденции в
новых экономических условиях отмечают
для себя и предприниматели. Прежде
всего, это снижение предпочтений по заработной
плате среди персонала. В период кризиса
малые предприниматели могут брать на
работу высококвалифицированных специалистов
за более низкую заработную плату.
Ведущими
экономистами признано, что финансово-экономический
кризис является самым жестоким за последние
десятилетия. Сжатие потребительского
рынка и сокращение объёма продаж, наряду
с уменьшением ликвидности предприятий
и весьма мрачными перспективами на будущее,
оказали угнетающее влияние на сектор
МП. Более того, положение сектора МП в
значительной мере усугубилось ухудшением
условий доступа к краткосрочному и долгосрочному
кредитованию. В приведенной ниже таблице
оценочные данные о влиянии кризиса на
состояние сектора МП в некоторых странах.
По данным
обследования о влиянии мирового кризиса
на МСП в разных странах, было установлено,
что произошло резкое ухудшение финансового
состояния МСП, приведшее к прекращению
деятельности многих предприятий. Как
видно из приведенных данных, в большинстве
стран сектор МСП в значительной мере
сократил свои запросы по предоставлению
кредитов, при этом одновременно у предприятий
возросли трудности с оборотным капиталом
вследствие неплатежей. Все это привело
к значительному сокращению количества
предприятий в секторе МСП вследствие
несостоятельности или банкротства, что
особенно остро проявилось в Дании, Ирландии,
Испании и Италии. Только в Венгрии, Южной
Корее, Великобритании и США отмечается
некоторое увеличение потребности в краткосрочных
кредитах, тогда как в большинстве стран
происходит сокращение запросов на предоставление
долгосрочных кредитов.
Проблемы малого предпринимательства.
За последние
годы в России формально сложилась
разветвленная система
Также сегодня в России имеются общественные объединения, которые должны выражать консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, Объединение предпринимательских организаций России («ОПОРа») и т.п.
Кроме того, для разработки и координации, а также оценки итогов реализации политики в области содействия малому предпринимательству, как на федеральном уровне, так и в регионах созданы департаменты поддержки малого предпринимательства или иные структуры органов государственного управления. Существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции в ряде региональных структур исполнительной власти. Но в целом следует согласиться с мнением некоторых исследователей, что результаты деятельности инфраструктуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства не демонстрируют существенных достижений в этой сфере, оказывая, скорее, контрпродуктивное воздействие на малый бизнес. Возможно, из-за отсутствия четкого понимания всего комплекса проблем малого бизнеса законодателями, правительством и самими предпринимателями. В силу этого предлагаемые решения и деятельность указанных выше структур не могут принести ощутимого результата для развития малого бизнеса.
В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки(доля «среднего класса», по словам президента РФ Д.М.Медведева, должна к 2020 году достичь 60-70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса мало возможно.
Если есть намерение достичь указанной цели первым делом следует выделить те задачи и проблемы, которые являются первоочередными для самих предпринимателей. На основе опроса, проведенного автором в мае-июле 2008 года среди руководителей ряда московских малых предприятий, были выделены следующие проблемы малого бизнеса (по мере уменьшение значимости):
1). Конкуренция;
2). Административные барьеры
3). Кадры;
4). Финансирование развития малых предприятий;
5). Доступ у информации
6). Внедрение инноваций
7). Аутсорсинг
(как спектр услуг,
Полученные результаты в значительной мере подтверждаются результатами исследований Центра экономических и финансовых разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также рядом других исследований. Рассмотрим выявленные проблемы и возможные пути их решения:
Конкуренция
Проблема
конкуренции и обеспечения
Не следует забывать и о том, что конкуренция есть необходимая составляющая эффективного ведения бизнеса: невозможно достигнуть цели формирования среднего класса через создание «бизнес-богаделен». Нужен справедливый уровень конкуренции, равный доступ к конкурсам и торгам по государственным заказам, например, через помощь подготовки конкурсных документов. Необходимо развивать предпринимательские таланты у руководителей малых предприятий, так как число людей, обладающих от природы развитым предпринимательским талантом, ограничено способностями и личными приоритетами.
Отсутствие предпринимательского таланта приводит к «рыночной слепоте», усугубляющей проблему конкуренции для малых предприятий. Ведь, в отличие от более крупных предприятий, у малого бизнеса отсутствуют кадровые ресурсы, позволяющие «разложить» конкурентную задачу по специалистам разных направлений (продажи, маркетинг, НИОКР, производство и т.д.). Автор убежден: предпринимательский талант можно заменить знаниями, и, что особенно важно, умениями (способностью применять полученные знания на практике). В некоторых случаях необходимо довести данную способность («умения») до автоматизма («навык»). Это в первую очередь касается знаний и умений в области маркетинга и менеджмента.
Для любого
малого бизнеса важно и умение
устанавливать и поддерживать деловые
коммуникации, чему можно научиться
с помощью коммуникативных
Для решения данной задачи по моему мнению, следует создать новые или использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т.п.) Именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих программ и проведения занятий, а также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей. Следует учесть, что владельцы и управляющие малыми предприятиями в силу невозможности делегирования своих функций крайне ограничены во времени. Данные программы должны иметь сугубо практическую направленность, чтобы позволяли в короткий срок выработать необходимые умения по изучаемой дисциплине. Нужна и последующая долгосрочная поддержка и консультации по практическому использованию полученных знаний и умений.
Второй, не менее важной задачей таких учебных центров может стать помощь малым предприятиям в подготовке к участию в тендерах и торгах по государственным и частным закупкам. Это позволит реализовать принцип справедливой конкуренции между малыми и более крупными предприятиями.
Административные барьеры
Административные
барьеры в большинстве случаев
рассматриваются как «
Одним из самых критических факторов, влияющих на успех начинающих, и особенно в сфере инноваций, является недружелюбие уже существующих объединений предпринимателей.
Решение проблемы основано на создании на базе существующих центров поддержки малого бизнеса «скорой помощи»- службы по защите интересов малых предприятий во всем, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. «Скорой помощь» должна реагировать не только на уже появившиеся проблемы, но и помогать в их профилактике. Например, через обязательное присутствие представителей такой службы при любой проверке малого предприятия, при взаимодействии с разрешительными и регламентирующими органами при получении различных разрешений и согласований. Существующая сейчас система по преодолению административных барьеров действует медленно. Владельцы и управляющие малыми предприятиями лишены возможности выделить собственное время или время своих сотрудника для решения подробных проблем(или же у них отсутствует необходимая для это квалификация). Если учесть, что длительный процесс решения может просто привести к банкротству и прекращению деятельности малого предприятия, то принцип «скорой помощи» малому бизнесу трудно переоценить.
Кадры
Это проблема, насущная для предприятий различных размеров и форм собственности. И хотя в работе на малом предприятии есть ряд преимуществ, следует сосредоточиться на тех отрицательных сторонах, которые влияют на выбор лиц, ищущих работу, пользу более крупных предприятий. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной выбора крупных предприятий, как мне кажется, представляется нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых, несмотря на формально одинаковые условия, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Численность сотрудников малого предприятия заставляет предпринимателя всячески сокращать реальное время их отпусков, избавляться от тех, кто часто использует «больничный», студентов, беременных женщин и молодых матерей. Кроме того, трудности найма неквалифицированного персонала вынуждают предпринимателей привлекать граждан других государств, не устанавливая с ними официальных трудовых отношений, поскольку предприниматели не могу выполнить требования, заложенные в Трудовом кодексе и правилах привлечение иностранной рабочей силы.
Во-вторых, в малом бизнесе возможности для карьерного роста и регулярного повышения квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования.