Малое предпринимательство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………..….4
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6

Государственная регистрация предприятия………………………………….11
Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12
Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………46

Список литературы….……………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

курсовая эк-ка.doc

— 869.00 Кб (Скачать)
ustify">Есть  и положительные моменты, с  рынка  ушли в основном неконкурентоспособные  предприятия, на первый план вышли отечественные  производители. Произошло некоторое снижение цен на товары и услуги, таким образом, кризис в какой-то мере способствовал приведению рынка к естественному ценообразованию.

Кроме того, положительные тенденции в  новых экономических условиях отмечают для себя и предприниматели. Прежде всего, это снижение предпочтений по заработной плате среди персонала. В период кризиса малые предприниматели могут брать на работу высококвалифицированных специалистов за более низкую заработную плату.  

Ведущими  экономистами признано, что финансово-экономический кризис является самым жестоким за последние десятилетия. Сжатие потребительского рынка и сокращение объёма продаж, наряду с уменьшением ликвидности предприятий и весьма мрачными перспективами на будущее, оказали угнетающее влияние на сектор МП. Более того, положение сектора МП в значительной мере усугубилось ухудшением условий доступа к краткосрочному и долгосрочному кредитованию. В приведенной ниже таблице оценочные данные о влиянии кризиса на состояние сектора МП в некоторых странах.  
 

По данным обследования о влиянии мирового кризиса на МСП в разных странах, было установлено, что произошло резкое ухудшение финансового состояния МСП, приведшее к прекращению деятельности многих предприятий. Как видно из приведенных данных, в большинстве стран сектор МСП в значительной мере сократил свои запросы по предоставлению кредитов, при этом одновременно у предприятий возросли трудности с оборотным капиталом вследствие неплатежей. Все это привело к значительному сокращению количества предприятий в секторе МСП вследствие несостоятельности или банкротства, что особенно остро проявилось в Дании, Ирландии, Испании и Италии. Только в Венгрии, Южной Корее, Великобритании и США отмечается некоторое увеличение потребности в краткосрочных кредитах, тогда как в большинстве стран происходит сокращение запросов на предоставление долгосрочных кредитов.  
 

 
 
Существует опасность, что увеличение объёмов кредитования сейчас, в случае продолжающего спада спроса и потребления, приведёт в недалёком будущем к чрезмерной задолженности. В такой ситуации хронический дефицит текущей ликвидности в скором будущем может привести к несостоятельности многих предприятий. В этих условиях банковское сообщество вынуждено пересмотреть стратегию поведения в связи с ограниченностью собственных капиталов и со стремлением инвесторов осуществлять свои вложения в акции тех финансовых институтов, которые обладают лучшей капитализацией. По мере ухудшения перспектив экономического развития, возрастает скептицизм всех участников финансового рынка. Это приводит к пересмотру стратегии деятельности всех финансовых институтов как в сторону ужесточения кредитной политики и сокращению объёмов предоставляемых заимствований, что отражается на ухудшении условий доступа МСП к финансовым ресурсам. В этой связи правительства многих стран предпринимают ряд мер, позволяющих облегчить доступ к финансовым ресурсам для предприятий сектора МСП.  
 
Глава 3.

Проблемы  малого предпринимательства.

За последние  годы в России формально сложилась  разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Так, с начала 90-х годов и в Москве и некоторых других регионах России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать комфортные условия для появления и развития предпринимательства. Эта инфраструктура призвана была оказывать малому бизнесу те услуги, в которых малые предприятия нуждаются в первую очередь: бизнес- образование, и подготовка кадров, услуги агентств поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые; подбор и оценка персонала), услуги фондов поддержки предпринимательства (кредитование, залоговая и гарантийная поддержка при кредитовании предпринимателей, лизинг и т.п.), услуги бизнес- инкубаторов(комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий), услуги технологический парков(как форма кооперации малого бизнеса с научно-исследовательскими и крупными предприятиями) и др.

Также сегодня в России имеются общественные объединения, которые должны выражать консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, Объединение предпринимательских организаций России («ОПОРа») и т.п.

Кроме того, для разработки и координации, а также оценки итогов реализации политики в области содействия малому предпринимательству, как на федеральном уровне, так и в регионах созданы департаменты поддержки малого предпринимательства или иные структуры органов государственного управления. Существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции в ряде региональных структур исполнительной власти. Но в целом следует согласиться с мнением некоторых исследователей, что результаты деятельности инфраструктуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства не демонстрируют существенных достижений в этой сфере, оказывая, скорее, контрпродуктивное воздействие на малый бизнес. Возможно, из-за отсутствия четкого понимания всего комплекса проблем малого бизнеса законодателями, правительством и самими предпринимателями. В силу этого предлагаемые решения и деятельность указанных выше структур не могут принести ощутимого результата для развития малого бизнеса.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства  следует ставить формирование так  называемого среднего класса, причем в короткие сроки(доля «среднего класса», по словам президента РФ Д.М.Медведева, должна к 2020 году достичь 60-70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса мало возможно.

Если  есть намерение достичь указанной  цели первым делом следует выделить те задачи и проблемы, которые являются первоочередными для самих предпринимателей. На основе опроса, проведенного автором в мае-июле 2008 года среди руководителей ряда московских малых предприятий, были выделены следующие проблемы малого бизнеса (по мере уменьшение значимости):

1). Конкуренция;

2). Административные  барьеры

3). Кадры;

4). Финансирование  развития малых предприятий;

5). Доступ  у информации

6). Внедрение  инноваций

7). Аутсорсинг (как спектр услуг, необходимых  малому бизнесу).

Полученные  результаты в значительной мере подтверждаются результатами исследований Центра экономических и финансовых разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также рядом других исследований. Рассмотрим выявленные проблемы и возможные пути их решения:

Конкуренция

Проблема  конкуренции и обеспечения конкурентоспособности  малого предприятия многогранна. С  одной стороны, именно конкуренция  создает атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственный бизнес. С другой, конкуренция-это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно. К сожалению, рассматривая проблему конкуренции в малом бизнесе, говорят, главным образом, о преференциях, которые государство может дать малым предприятиям. Например, в области государственных и муниципальных закупок. Но и здесь на лицо серьезные проблемы: ведь возможно создание «псевдо» малых предприятий, формально или неформально интегрированных в более крупные предприятия для использования полученных льгот.

Не следует  забывать и о том, что конкуренция  есть необходимая составляющая эффективного ведения бизнеса: невозможно достигнуть цели формирования среднего класса через создание «бизнес-богаделен». Нужен справедливый уровень конкуренции, равный доступ к конкурсам и торгам по государственным заказам, например, через помощь подготовки конкурсных документов. Необходимо развивать предпринимательские таланты у руководителей малых предприятий, так как число людей, обладающих от природы развитым предпринимательским талантом, ограничено способностями и личными приоритетами.

Отсутствие  предпринимательского таланта приводит к «рыночной слепоте», усугубляющей проблему конкуренции для малых предприятий. Ведь, в отличие от более крупных предприятий, у малого бизнеса отсутствуют кадровые ресурсы, позволяющие «разложить» конкурентную задачу по специалистам разных направлений (продажи, маркетинг, НИОКР, производство и т.д.). Автор убежден: предпринимательский талант можно заменить знаниями, и, что особенно важно, умениями (способностью применять полученные знания на практике). В некоторых случаях необходимо довести данную способность («умения») до автоматизма («навык»). Это в первую очередь касается знаний и умений в области маркетинга и менеджмента.

Для любого малого бизнеса важно и умение устанавливать и поддерживать деловые  коммуникации, чему можно научиться  с помощью коммуникативных тренингов. Но практичность существующих программ обучения предпринимателей сомнительна: во-первых, тендеры на проведение обучения часто выигрывают непрофильные учебные заведения, во-вторых, для проведения занятий часто привлекаются преподаватели, слабо представляющие особенности малого бизнеса.

Для решения данной задачи по моему мнению, следует создать новые или использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т.п.) Именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих программ и проведения занятий, а также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей. Следует учесть, что владельцы и управляющие малыми предприятиями в силу невозможности делегирования своих функций крайне ограничены во времени. Данные программы должны иметь сугубо практическую направленность, чтобы позволяли в короткий срок выработать необходимые умения по изучаемой дисциплине. Нужна и последующая долгосрочная поддержка и консультации по практическому использованию полученных знаний и умений.

Второй, не менее важной задачей таких  учебных центров может стать  помощь малым предприятиям в подготовке к участию в тендерах и торгах по государственным и частным  закупкам. Это позволит реализовать  принцип справедливой конкуренции между малыми и более крупными предприятиями.

Административные  барьеры

Административные  барьеры в большинстве случаев  рассматриваются как «абсолютное  зло» - происходит снижение эффективности деятельности малого предприятия и повышение уровня коррупции в целом. Но в ряде случаев они во благо малому предпринимательству, например, защищая определенные предприятия от конкуренции. Некоторые считают, что многие предприятия малого бизнеса потому и работают, что сумели установить «деловые контакты» с представителями организаций, создающих административные барьеры. Недаром одно из важных составляющих таланта предпринимателя считается умение устанавливать нужные деловые контакты. Образовавшийся «союз» во многом препятствует появлению новых предпринимателей и справедливой конкуренции.

Одним из самых критических факторов, влияющих на успех начинающих, и особенно в сфере инноваций, является недружелюбие уже существующих объединений предпринимателей.

Решение проблемы основано на создании на базе существующих центров поддержки малого бизнеса «скорой помощи»- службы по защите интересов малых предприятий во всем, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. «Скорой помощь» должна реагировать не только на уже появившиеся проблемы, но и помогать в их профилактике. Например, через обязательное присутствие представителей такой службы при любой проверке малого предприятия, при взаимодействии с разрешительными и регламентирующими органами при получении различных разрешений и согласований. Существующая сейчас система по преодолению административных барьеров действует медленно. Владельцы и управляющие малыми предприятиями лишены возможности выделить собственное время или время своих сотрудника для решения подробных проблем(или же у них отсутствует необходимая для это квалификация). Если учесть, что длительный процесс решения может просто привести к банкротству и прекращению деятельности малого предприятия, то принцип «скорой помощи» малому бизнесу трудно переоценить.

Кадры

Это проблема, насущная для предприятий различных  размеров и форм собственности. И  хотя в работе на малом предприятии  есть ряд преимуществ, следует сосредоточиться  на тех отрицательных сторонах, которые  влияют на выбор лиц, ищущих работу, пользу более крупных предприятий. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной выбора крупных предприятий, как мне кажется, представляется нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых, несмотря на формально одинаковые условия, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Численность сотрудников малого предприятия заставляет предпринимателя всячески сокращать реальное время их отпусков, избавляться от тех, кто часто использует «больничный», студентов, беременных женщин и молодых матерей. Кроме того, трудности найма неквалифицированного персонала вынуждают предпринимателей привлекать граждан других государств, не устанавливая с ними официальных трудовых отношений, поскольку предприниматели не могу выполнить требования, заложенные в Трудовом кодексе и правилах привлечение иностранной рабочей силы.

Во-вторых, в малом бизнесе возможности  для карьерного роста и регулярного  повышения квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования.

Информация о работе Малое предпринимательство России