Малое предпринимательство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………..….4
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6

Государственная регистрация предприятия………………………………….11
Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12
Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………46

Список литературы….……………………………………………………………..49

Работа содержит 1 файл

курсовая эк-ка.doc

— 869.00 Кб (Скачать)

Источник: Росстат. 

Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в  основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%,в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%.

Наиболее  существенное снижение инвестиций в  основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий. Общий объем инвестиций в основной капитал МП в Российской Федерации в I квартале 2009 г. составил 41,4 млрд руб. при уменьшении абсолютных объемов финансирования инвестиций по сравнению с I кварталом 2008 г. на 6,5 млрд руб. (в номинальном выражении).

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В 2008–2009 ГГ.,

В МЛРД РУБ., В ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНАХ, БЕЗ  МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ

  2008 2009 I квартал
всего В том  числе
I II III IV
Российская  Федерация 317,4 47,9 73,0 91,5 105,0 41,4
Центральный ФО 55,2 11,8 11,1 14,9 17,3 11,6
Северо  – Западный ФО 20,9 4,2 5,4 6,4 4,9 2,6
Южный ФО 67,2 7,0 14,4 23,6 22,2 8,3
Приволжский ФО 84,9 12,9 17,0 24,8 30,2 8,9
Уральский ФО 23,3 2,7 6,3 7,2 7,2 3,4
Сибирский ФО 60,1 8,2 17,2 12,8 22,0 5,7
Дальневосточный ФО 5,8 1,2 1,6 1,8 1,2 0,9
 

В структуре  инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось  на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную  торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%

Ключевым  направлением Программы антикризисных  мер является поддержка малого и  среднего предпринимательства. На эти  цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд руб. 

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕС-

КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В МЛРД РУБ., В ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНАХ, БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ 

  2008 г. В том  числе по кварталам 2009 г. 2009г
I II III IV
Всего: 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6 1832,5
сельское  хозяйство, охота и лесное

хозяйство 

170,7 32,8 35,2 50,7 52 37,7
рыболовство, рыбоводство  23,1 4,8 6,1 6,5 5,7 5,1
промышленность  1418,7 280,6 365,8 403 369,3 242,2
добыча  полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7 7,9
обрабатывающие производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6 219,1
производство  и распределение элект-

роэнергии, газа и воды

47,6 11,4 11 11,2 14 15,4
строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7 161,7
оптовая и розничная торговля; ре-

монт  автотранспортных средств, мо-

тоциклов, бытовых изделий и пред-

метов личного пользования

6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9 1120,6
гостиницы и рестораны  106,7 23,1 28,4 27,9 27,3 32,0
транспорт и связь  306,7 61,7 75,1 94,4 75,5 61,9
операции  с недвижимым имущест-

вом, аренда и предоставление услуг

627,4 131 157,9 168,3 170,2 142,8
 

По состоянию  на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.

Но положительные  тенденции были приостановлены в  условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики — в среднем на 15,6 %). Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.

В новых  экономических условиях для многих компаний ставится вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 количество не желающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.

Наибольшее  падение оптимизма малых предпринимателей в России было зафиксировано в ноябре 2008 года, когда проводилась 9-я волна «ТРАСТ Индекс МСБ». Практически во всех российских регионах к этому времени проявились последствия кризиса. Ноябрьский показатель «ТРАСТ Индекс МСБ» упал на 20 %, составив 109 пунктов. Настроения предпринимателей, их оценки сложившейся ситуации также резко понизились — на 20 % (еще в августе было зафиксировано 142 пункта, в ноябре же показатель упал до 115 пунктов). «Индекс ожиданий» упал на 22 % (102 пункта в ноябре по сравнению с 130 пунктами в августе).

К весне 2009 года какой-либо положительной динамики в ожиданиях предпринимателей также  не наблюдалось. К маю 2009 года индекс ожиданий малого и среднего бизнеса, согласно подсчетам банка «Траст»  и социологического холдинга «Ромир», снизился до 70 пунктов (в 2008 году этот показатель равнялся 132 пунктам).

Среди малых предприятий в первую очередь  от кризиса пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, например, обороты в сфере туризма упали  на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка достигло 40 % в среднем по регионам России.

Также по сокращению количества малых предприятий лидируют сфера образования (57,1 %), сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса данные виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, после его начала же услуги частных клиник или, например, обучение иностранным языкам оказались менее востребованы.

Значимое  число малых предпринимателей в  условиях кризиса принимают решения  о выходе из бизнеса, либо о его  замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.

Эти статистические данные подтверждают, что малый бизнес в настоящее время находится в упадке и пока не может играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний, — роль, которая отводилась ему, в частности, по логике президента России Дмитрия Медведева.

Однако  в отдельных регионах России банкротство  малых предприятий не является основной тенденцией. По данным аналитиков, в  Санкт-Петербурге, например, можно наблюдать  некоторое оживление малого бизнеса  по сравнению с другими регионами. Этот город занимает лидирующее положение по количеству предприятий в данном сегменте — 2757 на 100 тыс. жителей (в Москве — 2060).

Аналогичная ситуация в Уральском федеральном  округе, где количество небольших  компаний на 100 тыс. человек выросло  на 21,1 единицу, а число занятых  в малом бизнесе увеличилось  на 11,5 %. В последнем случае улучшения связаны с тем, что УрФО является промышленным регионом, где прошли самые массовые увольнения.

С 2008 года Росстат ввёл новый термин для  обозначения небольших компаний с численностью персонала до 15 человек и выручкой, не превышающей 60 млн руб., — «микропредприятия». Предельные показатели выручки для микро- и малых предприятий были установлены в июле 2009 года — они не должны превышать 400 млн руб.

В условиях кризиса малые предприятия были вынуждены оптимизировать расходы, снизив издержки на ведение бизнеса. В первую очередь это повлекло за собой увольнения. Согласно официальным данным, среднесписочная занятость в российских малых компаниях за 1-й квартал 2009 года по сравнению с показателем за 1-й квартал 2008 года сократилась на 5,4 %. По сокращению рабочих мест лидируют торговые (173,9 тыс.) и строительные компании (112,5 тыс.).

Одним из наиболее актуальных вопросов в  период кризиса стал вопрос кредитования малых предприятий. В первые месяцы кризиса банки ужесточили требования к потенциальным заёмщикам среди  малых предпринимателей. Были повышены кредитные ставки по вновь выдаваемым кредитам; многие кредитные программы, действующие ранее, были свёрнуты — в частности, программы беззалоговых и беспроцентных кредитов.

По состоянию  на конец 2009 года наблюдаются противоречивые тенденции. Несмотря на конкуренцию на рынке кредитования малого предпринимательства, в целом спрос остаётся неудовлетворенным, считают эксперты. Лишь 40—50 банков (в том числе 20 федеральных и 20—30 региональных) выдают кредиты малым предпринимателям, причём многие из этих банков появились на российском рынке за последние 2—3 года. В основном, они действуют в городах-миллионниках, а в регионах при имеющемся там спросе предложение остаётся невысоким.

Несмотря  на кризис ликвидности, малое предпринимательство  продолжает получать кредиты на ведение бизнеса, но на иных условиях. Кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (до кризиса они составляли 13—15 %). Дальнейшего повышения ставок российские банки пока не планируют. Однако не ожидается и понижения ставок до докризисного уровня. Также, по сравнению с докризисным периодом, от предпринимателей теперь требуется и большее залоговое обеспечение: банки опасаются невозврата кредитов. Решая вопрос о выдаче кредита, банки более тщательно интересуются финансовым положением заёмщика — величиной его активов, соотношением заёмного капитала к их общей стоимости, соотношением активов к пассивам, мотивом обращения и наличием адекватного бизнес-плана.

Во многих странах широко практикуется расширенное  применение различных схем предоставления государственных гарантий для обеспечения кредитования сектора МСП, включая даже непосредственное кредитование предприятий через различные государственные институты. Для стран - членов Европейского союза (ЕС), применение системы государственного гарантирования банковских кредитов для МСП было дополнительно расширено решением Европейской Комиссии о предоставлении им временных полномочий по привлечению субсидиарных гарантий и займов для инвестирования в сектор МСП. В связи с кризисом, во Франции была расширена норма гарантийного рискового покрытия кредитов для МСП до 90 %, по сравнению с прежней нормой, составлявшей 50-60%.

Информация о работе Малое предпринимательство России