Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 00:45, курсовая работа
России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной «реставрации» общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой место и роль малого предпринимательства определяется его функциями и вкладом в общественное развитие.
Введение…...……………………………………………………………………..….4
Глава 1. Понятие малого предпринимательства и его сущность …………..........6
Государственная регистрация предприятия………………………………….11
Ликвидация и реорганизация предприятия…………………………………..12
Глава 2. Состояние малого предпринимательства в России………..………..16
Глава 3 Проблемы малого предпринимательства…………………………….33
Заключение …………………………………………………………………………46
Список литературы….……………………………………………………………..49
Источник:
Росстат.
Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%,в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%.
Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий. Общий объем инвестиций в основной капитал МП в Российской Федерации в I квартале 2009 г. составил 41,4 млрд руб. при уменьшении абсолютных объемов финансирования инвестиций по сравнению с I кварталом 2008 г. на 6,5 млрд руб. (в номинальном выражении).
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2008–2009 ГГ.,
В МЛРД РУБ., В ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНАХ, БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ
2008 | 2009 I квартал | |||||||||
всего | В том числе | |||||||||
I | II | III | IV | |||||||
Российская Федерация | 317,4 | 47,9 | 73,0 | 91,5 | 105,0 | 41,4 | ||||
Центральный ФО | 55,2 | 11,8 | 11,1 | 14,9 | 17,3 | 11,6 | ||||
Северо – Западный ФО | 20,9 | 4,2 | 5,4 | 6,4 | 4,9 | 2,6 | ||||
Южный ФО | 67,2 | 7,0 | 14,4 | 23,6 | 22,2 | 8,3 | ||||
Приволжский ФО | 84,9 | 12,9 | 17,0 | 24,8 | 30,2 | 8,9 | ||||
Уральский ФО | 23,3 | 2,7 | 6,3 | 7,2 | 7,2 | 3,4 | ||||
Сибирский ФО | 60,1 | 8,2 | 17,2 | 12,8 | 22,0 | 5,7 | ||||
Дальневосточный ФО | 5,8 | 1,2 | 1,6 | 1,8 | 1,2 | 0,9 |
В структуре
инвестиций в основной капитал по
видам экономической
Ключевым
направлением Программы антикризисных
мер является поддержка малого и
среднего предпринимательства. На эти
цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд
руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В
текущем году расходы федерального бюджета
на государственную поддержку субъектов
малого предпринимательства будут увеличены
до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее
запланированным средствам будет выделено
6,2 млрд руб.
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕС-
КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
В МЛРД РУБ., В ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕНАХ,
БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ
2008 г. | В том числе по кварталам 2009 г. | 2009г | ||||
I | II | III | IV | |||
Всего: | 10093,5 | 2072,9 | 2550,1 | 2751,9 | 2718,6 | 1832,5 |
сельское
хозяйство, охота и лесное
хозяйство |
170,7 | 32,8 | 35,2 | 50,7 | 52 | 37,7 |
рыболовство, рыбоводство | 23,1 | 4,8 | 6,1 | 6,5 | 5,7 | 5,1 |
промышленность | 1418,7 | 280,6 | 365,8 | 403 | 369,3 | 242,2 |
добыча полезных ископаемых | 59,8 | 10,5 | 13,9 | 19,7 | 15,7 | 7,9 |
обрабатывающие производства | 1311,3 | 258,7 | 340,9 | 372,1 | 339,6 | 219,1 |
производство
и распределение элект-
роэнергии, газа и воды |
47,6 | 11,4 | 11 | 11,2 | 14 | 15,4 |
строительство | 1228,4 | 183 | 300,1 | 353,6 | 391,7 | 161,7 |
оптовая
и розничная торговля; ре-
монт автотранспортных средств, мо- тоциклов, бытовых изделий и пред- метов личного пользования |
6095,5 | 1332,5 | 1551,3 | 1615,8 | 1595,9 | 1120,6 |
гостиницы и рестораны | 106,7 | 23,1 | 28,4 | 27,9 | 27,3 | 32,0 |
транспорт и связь | 306,7 | 61,7 | 75,1 | 94,4 | 75,5 | 61,9 |
операции
с недвижимым имущест-
вом, аренда и предоставление услуг |
627,4 | 131 | 157,9 | 168,3 | 170,2 | 142,8 |
По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.
Но положительные
тенденции были приостановлены в
условиях новой экономической ситуации
в третьем квартале 2008 года. Проявившийся
в России мировой финансово-
В новых экономических условиях для многих компаний ставится вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 количество не желающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.
Наибольшее падение оптимизма малых предпринимателей в России было зафиксировано в ноябре 2008 года, когда проводилась 9-я волна «ТРАСТ Индекс МСБ». Практически во всех российских регионах к этому времени проявились последствия кризиса. Ноябрьский показатель «ТРАСТ Индекс МСБ» упал на 20 %, составив 109 пунктов. Настроения предпринимателей, их оценки сложившейся ситуации также резко понизились — на 20 % (еще в августе было зафиксировано 142 пункта, в ноябре же показатель упал до 115 пунктов). «Индекс ожиданий» упал на 22 % (102 пункта в ноябре по сравнению с 130 пунктами в августе).
К весне 2009 года какой-либо положительной динамики в ожиданиях предпринимателей также не наблюдалось. К маю 2009 года индекс ожиданий малого и среднего бизнеса, согласно подсчетам банка «Траст» и социологического холдинга «Ромир», снизился до 70 пунктов (в 2008 году этот показатель равнялся 132 пунктам).
Среди малых предприятий в первую очередь от кризиса пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, например, обороты в сфере туризма упали на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка достигло 40 % в среднем по регионам России.
Также по сокращению количества малых предприятий лидируют сфера образования (57,1 %), сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса данные виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, после его начала же услуги частных клиник или, например, обучение иностранным языкам оказались менее востребованы.
Значимое число малых предпринимателей в условиях кризиса принимают решения о выходе из бизнеса, либо о его замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.
Эти статистические данные подтверждают, что малый бизнес в настоящее время находится в упадке и пока не может играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний, — роль, которая отводилась ему, в частности, по логике президента России Дмитрия Медведева.
Однако в отдельных регионах России банкротство малых предприятий не является основной тенденцией. По данным аналитиков, в Санкт-Петербурге, например, можно наблюдать некоторое оживление малого бизнеса по сравнению с другими регионами. Этот город занимает лидирующее положение по количеству предприятий в данном сегменте — 2757 на 100 тыс. жителей (в Москве — 2060).
Аналогичная ситуация в Уральском федеральном округе, где количество небольших компаний на 100 тыс. человек выросло на 21,1 единицу, а число занятых в малом бизнесе увеличилось на 11,5 %. В последнем случае улучшения связаны с тем, что УрФО является промышленным регионом, где прошли самые массовые увольнения.
С 2008 года
Росстат ввёл новый термин для
обозначения небольших
В условиях кризиса малые предприятия были вынуждены оптимизировать расходы, снизив издержки на ведение бизнеса. В первую очередь это повлекло за собой увольнения. Согласно официальным данным, среднесписочная занятость в российских малых компаниях за 1-й квартал 2009 года по сравнению с показателем за 1-й квартал 2008 года сократилась на 5,4 %. По сокращению рабочих мест лидируют торговые (173,9 тыс.) и строительные компании (112,5 тыс.).
Одним
из наиболее актуальных вопросов в
период кризиса стал вопрос кредитования
малых предприятий. В первые месяцы
кризиса банки ужесточили требования
к потенциальным заёмщикам
По состоянию на конец 2009 года наблюдаются противоречивые тенденции. Несмотря на конкуренцию на рынке кредитования малого предпринимательства, в целом спрос остаётся неудовлетворенным, считают эксперты. Лишь 40—50 банков (в том числе 20 федеральных и 20—30 региональных) выдают кредиты малым предпринимателям, причём многие из этих банков появились на российском рынке за последние 2—3 года. В основном, они действуют в городах-миллионниках, а в регионах при имеющемся там спросе предложение остаётся невысоким.
Несмотря на кризис ликвидности, малое предпринимательство продолжает получать кредиты на ведение бизнеса, но на иных условиях. Кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (до кризиса они составляли 13—15 %). Дальнейшего повышения ставок российские банки пока не планируют. Однако не ожидается и понижения ставок до докризисного уровня. Также, по сравнению с докризисным периодом, от предпринимателей теперь требуется и большее залоговое обеспечение: банки опасаются невозврата кредитов. Решая вопрос о выдаче кредита, банки более тщательно интересуются финансовым положением заёмщика — величиной его активов, соотношением заёмного капитала к их общей стоимости, соотношением активов к пассивам, мотивом обращения и наличием адекватного бизнес-плана.
Во многих странах широко практикуется расширенное применение различных схем предоставления государственных гарантий для обеспечения кредитования сектора МСП, включая даже непосредственное кредитование предприятий через различные государственные институты. Для стран - членов Европейского союза (ЕС), применение системы государственного гарантирования банковских кредитов для МСП было дополнительно расширено решением Европейской Комиссии о предоставлении им временных полномочий по привлечению субсидиарных гарантий и займов для инвестирования в сектор МСП. В связи с кризисом, во Франции была расширена норма гарантийного рискового покрытия кредитов для МСП до 90 %, по сравнению с прежней нормой, составлявшей 50-60%.