Локальное нормотворчество комерческих организаций. Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Участником данных отношений, является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы вписаться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность как на локальном уровне, так и во взаимоотношениях со всей внешней средой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
Локальное нормотворчество коммерческих организаций.
Общее понятие локальных правовых норм………… ……..стр.5
Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций внутренними документами………………….. стр.6
Специфика формирования и основные функции
локальных нормативных актов……………………………. стр.8
Антимонопольное регулирование.
Понятие антимонопольного регулирования……………… стр.15
Законодательная база антимонопольного
регулирования в РФ………………………………… ……..стр.16
Проблемы антимонопольного регулирования……….. ….стр.20
Заключение………………………………………………………………… стр.22
Список литературы…………………. ……………………………

Работа содержит 1 файл

предпринимательское право!!!.docx

— 103.67 Кб (Скачать)

Вторым способом прямого  локального нормотворчества является созыв конференции коллектива. Хотя акты принимаемые конференцией сходны с теми, которые принимаются общим  собранием, ее проведение, особенно для  многотысячных коллективов, единственно  возможный способ прямого коллективного  нормотворчества10.

Гораздо реже при прямом локальном нормотворчестве используются референдумы или опросы, в частности потому что их участники зачастую не понимают ни смысла, ни юридической силы проводимой акции.

Локальное нормотворчество  может быть не только прямым, но и  представительным, то есть когда его  осуществляют законно избранные  органы, представляющие интересы ее коллектива (акционеров, работников и т.д.) и  одновременно осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.

К таким органам можно  отнести Совет предприятия, СТК, Совет директоров, Правление. Локальные  нормативные акты указанных органов, как правило, развивают и дополняют  акты, принятые прямым способом.

Кроме прямого и представительного локального существует и опосредованное нормотворчество. Опосредованное локальное нормотворчество является прерогативой высшего руководства предприятия. Правомочия администрации во главе с директором (генеральным директором) по изданию локальных нормативных актов в общем виде фиксируется в Уставе предприятия.

Перечень конкретных вопросов, решаемых руководством предприятия, с  помощью нормативных локальных  актов предусмотреть заранее  невозможно, но практически можно  выделить11:

а) оперативные вопросы, то есть вопросы, требующие немедленной  срочной реакции, в противном  случае смысл урегулирования теряется и наступают нежелательные последствия. Причина, вызывающая эту срочность, чаще всего имеет форс-мажорный характер;

б) специальные вопросы, то есть вопросы, для решения которых  требуются специальные опыт и  знания; в этих вопросах более сведущи работники специальных подразделений предприятий, чьи рекомендации ложатся в основу нормативных актов. Иногда требуется пригласить специалиста со стороны (по трудовому соглашению. по договору подряда и т.д.);

в) вопросы, не относящиеся  к разряду важных, то есть те, которые  допускают в своем решении  и иные варианты, не влекущие нежелательных  последствий; например, положение о  структурных подразделениях, должностные  инструкции и др.

Все эти группы вопросов объединяет то, что собирать общие  собрания (конференции), или представительные органы, вести дебаты по поводу их решения  либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

В перспективе очевидно будет иметь место тенденция усиления принятия нормативных актов органами управления корпораций в порядке единоначалия.

Это обусловлено тем, что  возросла и будет увеличиваться  доля частных предприятий, в рамках которых организация дебатов  по вопросам локального нормотворчества - слишком дорогое удовольствие; во-вторых, усложняющиеся производственные отношения требуют и специальных знаний для из регулирования; и в-третьих, ускоряется динамика общественной, производственной жизни и соответственно расширяется круг вопросов, требующих их оперативного разрешения.

Однако одновременно набирает силы и противоположная тенденция, связанная с ростом самосознания наемных работников и акционеров. В этой связи удельный вес прямого  и представительного нормотворчества  также будет расти, но более медленными темпами, чем удельный вес локальных  нормативных актов, принимаемых  единолично12.

Как было сказано выше, локальное  регулирование - это важный и равноправный элемент системы правового регулирования. Роль локального регулирования во многом обусловлена его функциями, основными из которых являются следующие.

Первой функцией локального нормотворчества является первичное  правовое регулирование, то есть регулирование  вопросов жизни коллектива самостоятельно, без "подсказки" центра. К таким  вопросам можно отнести использование  полученной прибыли, установление надбавок к заработной плате, способы расчетов с контрагентами и ряд других13.

Ранее эти вопросы решались исключительно централизовано и  были четко регламентированы государством; в настоящее время они решаются предприятием по его собственному усмотрению. В перспективе круг самостоятельно решаемых вопросов будет расширен , в связи с чем функция первичного регулирования станет главной в нормотворческой деятельности предприятий.

Второй важной функцией локального регулирования является детализация  и конкретизация законодательных  положений. Это имеет место в  случаях, когда в централизованном порядке регулирование осуществляется в общем виде, не совсем пригодном  для конкретной реализации14.

В этом случае локальная  норма детализирует общий порядок, применительно к конкретному  предприятию.

Третья функция локального нормотворчества связана с реализацией  законодательных предписаний. Данная функция не является обязательной, особенно если существует беспрепятственный  доступ к централизованным нормативным  актам15.

Однако, если доступ к общегосударственным актам затруднен, то возникает необходимость обеспечения этими документами всех нуждающихся членов коллектива. Поэтому указанные локальные документы призваны доводить до их сведения общегосударственные нормативные правовые акты.

Несмотря на важное значение правового локального регулирования, оно ограничено определенными пределами, под которыми понимаются установленные законом рамки, в которых корпорациям представляется возможным действовать самостоятельно.

Эти пределы должны быть максимально объективными: излишнее локальное регулирование может  привести к дезорганизации правовой системы; его недостаток влечет неоправданное  ужесточение централизации локальных  норм, и, как следствие, утрату оперативности, конкретности, мобильности правового  регулирования деятельности предприятий.

Пределы локального регулирования  устанавливаются федеральными законами; программными положениями основополагающих документов по вопросам развития общества, государства, личности; принципами различных отраслей права и иными способами.

Кроме локальных актов  нормативного характера, существуют иные локальные " ненормативные" акты, а именно: акты толкования, которые  не устанавливают новых норм, а  детализируют, конкретизируют, комментируют нормы, содержащиеся в каком-либо нормативном  акте; акты реализации прав и обязанностей сторон: различные договоры (о сотрудничестве, соревновании и т.д.), приказы руководителя, расписки; акты применения, устанавливающие санкции в отношении конкретных лиц (приказ о вынесении выговора, об увольнении за прогул и т.д.)16.

 

 

    1. Антимонопольное регулирование.

 

    1. Понятие антимонопольного регулирования.

               Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий17.

           Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная  сеть законов, судебных решений и  правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и  корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества18

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и  широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

2.1 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются19:

  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года).
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года).
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года).
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года).
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные  управления ФАС России и центральный  аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной  службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации  № 331 от 30 июня 2004 года, служба наделена следующими основными полномочиями: 

  • принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат); 
  • осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности; 
  • осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; 
  • проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов; 
  • ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств; 
  • рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

Информация о работе Локальное нормотворчество комерческих организаций. Антимонопольное регулирование