Лизинговые операции в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Л Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства

Работа содержит 1 файл

Лизинговые операции в Казахстане.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

2.Анализ лизинговых операции в предпринимательской деятельности АО «Альянс лизинг» 

2.1. Рынок лизинговых услуг в Казахстане 

Перспективный рынок лизинговых услуг в Казахстане столкнулся на сегодняшний день с определенными трудностями, которые сдерживают его потенциал. Преодолевая препятствия, он может выйти на новый уровень развития  

Pынок  финансового лизинга в Казахстане обладает на сегодняшний день большим потенциалом развития. Рынок лизинга в Казахстане один из наиболее динамично развивающихся финансовых рынков. На протяжении последних пяти лет совокупный лизинговый портфель ежегодно рос в 1,5–2 раза. Такое развитие рынка обусловлено высокой степенью износа основных средств, развитием новых производств, бурным строительством, а также государственной поддержкой.

Износ основных средств предприятий РК очень велик, а ведь лизинг выступает в качестве одного из самых приемлемых способов обновления основных средств. Однако, имея большие возможности для роста, лизинговый рынок сталкивается с определенными трудностями. Особенно тяжелым стал нынешний год.      

 Лизинг  в нашей стране фактически начал развиваться с принятия закона «О финансовом лизинге» в 2000 году. В 2004−м рынок получил хороший стимул – лизинговые компании были освобождены от уплаты НДС при импорте некоторых видов товаров по договорам финансового лизинга, тогда же были сокращены и ограничения по срокам амортизации. Все это придало рынку лизинга динамичность. Начал меняться состав основных игроков и структура лизинговых сделок. «До 2005 года основными операторами лизингового рынка выступали дочерние компании банков и государственные компании. За последние два года на рынке появились банки, лизинговые компании, входящие в состав торговых и финансово-промышленных групп, а также иностранные операторы. Появление новых игроков обусловлено развитием рынка, возможностью получения налоговых льгот, а также необходимостью развития новых каналов продаж (для продавцов основных средств)».    

 Изменилась  и структура лизингополучателей. Изначально основными потребителями лизинговых услуг выступали компании малого бизнеса, что было вызвано невозможностью предоставления ими обеспечения по кредиту. Средние и крупные компании предпочитали пользоваться банковскими кредитами либо привлекать ресурсы на фондовом рынке. Более чем 60% всех лизинговых средств в 2006 году было сосредоточено в сегменте малого бизнеса.

Тем не менее в последние годы наблюдается интерес к лизингу со стороны среднего и крупного бизнеса в силу освоения установленных обеспеченных лимитов, а также наличия налоговых преимуществ.    

 Что  касается отраслевой структуры  лизингополучателей, то в последнее время заметна тенденция к росту спроса на лизинг со стороны, во-первых, промышленных компаний. Свою роль сыграли недропользователи, небольшие обрабатывающие компании, заводы по производству строительных материалов.     

 Во-вторых, значительную долю спроса на лизинг обеспечили строительные компании. В силу резкого роста цен на землю и в этой связи предпочтения вкладывать «живые» ресурсы в земельные активы все остальное строительные компании активно приобретают в лизинг. В 2006 году доля строительной техники и оборудования выросла вдвое в структуре предметов лизинга по сравнению с 2005−м и по разным оценкам составила 15–26,8%.

В крупных городах лизинг оказался востребован транспортниками, немалая доля автобусов, работающих в Алматы, была приобретена в последние годы по лизинговым схемам.

Меняется  и состав предметов лизинга. Основной спрос до 2004 года был заявлен на транспорт и сельскохозяйственную технику (в силу высокой мобильности и активного продвижения, а также высокого уровня накопленного износа). Сейчас также активно развивается рынок лизинга спецтехники, оборудования. Можно говорить о следующих привлекательных отраслях для лизинга – железнодорожный транспорт, строительство, транспорт, металлургия, связь.    

 Откуда  поступают предметы лизинга в Казахстан? Традиционно основными игроками выступали российские производители. Однако в последние годы отмечается активный рост спроса на китайскую технику и транспорт, а также увеличение спроса на оборудование производства стран ЕС и США. Россияне теряют позиции из-за ценовой и клиентской политики производителей: уменьшается количество сервис-центров, ежемесячно растут цены, российские производители все реже используют инструменты торгового финансирования. Кроме того, в Казахстане развивается «молодой» бизнес, незнакомый с российской техникой. Тем не менее пока россияне остаются лидерами в структуре производителей оборудования, передаваемого в лизинг, казахстанцы отстают от них почти в четыре раза. Но и у отечественных игроков есть свои конкурентные преимущества: возможность адаптировать свою технику под казахстанский спрос, готовность работать с различными финансовыми инструментами, низкие цены и короткие сроки поставки. Наконец, западные поставщики делают ставку на длинные сроки финансирования и возможность привлечения финансовых ресурсов страны производителя (экспортные кредитные агентства, кредиты поставщика и т.п.).    

 Еще  одним свидетельством развития  отечественного рынка лизинга  стало появление новых схем. Если  раньше у нас существовал только финансовый лизинг, то теперь некоторые компании предоставляют и так называемый операционный лизинг, который подразумевает не только финансирование стоимости основных фондов, но и комплекс различных услуг, направленных на обслуживание и поддержание в должном состоянии предмета лизинга. 

Впрочем, нельзя говорить, что на рынке лизинга все замечательно. Среди узких мест, которые мешают (или могут помешать) развитию рынка, игроки называют прежде всего систему налогообложения и таможенного контроля.

Можно выделить несколько основных групп  проблем, связанных с налогообложением. Первая связана со стандартным финансовым лизингом: вопросы смены лизингодателя, смены лизингополучателя и вопросы наступления страховых случаев. Налоговое законодательство не дает четкого понимания того, как надо себя вести в этих случаях. Например, при смене лизингополучателя, в случае его дефолта и передачи предмета лизинга во вторичный лизинг (другому лизингополучателю) вопросы налогообложения остаются открытыми.    

 Еще  одна группа вопросов связана  с возвратным лизингом в отношении оборудования, ранее введенного в эксплуатацию с уплатой НДС методом зачета. В силу структуры процесса по действующим правилам налогообложения на предмет лизинга в этом случае налагаются дополнительные налоговые санкции.    

 Есть  и еще одна проблема. Сегодня, похоже, существуют различные представления целостности структуры предмета лизинга у лизинговых компаний и таможенных органов. То есть если оборудование в своих частях имеет генераторы, конвейерную линию, насосы и другие комплектующие, которые могут в дальнейшем использоваться в другом оборудовании, то НДС взимается за весь предмет лизинга. Таможенные органы делают это, видимо, для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования льгот. Для минимизации выплат по НДС наши партнеры-отправители разбирают на месте погрузки предмет лизинга, выдают нам несколько кодов ТНВ, оформляют несколько мест на платформах. В результате такой схемы мы все-таки платим НДС, но не по всему комплексу оборудования, а только по его части. Однако для нас это рождает ряд трудностей – непонимание партнеров, рост транспортных издержек, ну и, конечно же, отсутствие льгот по НДС на отдельные комплектующие.     

  В ближайшие годы к этим проблемам может добавиться еще одна. Минувшим летом лизинговые компании получили извещение о планах госорганов отменить льготы по НДС для операций финансового лизинга.   

  Если льготы будут отменены, тогда привлекательность лизинга для инвесторов существенно снизится.      

 Пока  лизинговые компании разбирались  с деталями налогообложения, они столкнулись с еще одним непредвиденным фактором – пресловутым кризисом ликвидности в финансовом секторе. Лизинговое финансирование касается в основном оборудования и техники, что в свою очередь связано с реализацией каких-то запланированных проектов, а эти проекты могут стать неперспективными в условиях кризиса. При таких обстоятельствах банки могут свернуть свой лизинговый бизнес или просто номинально оставить их на рынке.    

 Кризисная  ситуация привела к тому, что на рынке наблюдается приостановка рассмотрения проектов многими лизинговыми компаниями ввиду уменьшения возможности привлечения финансирования, а также проблемы с лизинговыми платежами у клиентов, так или иначе связанных со строительством. Структура оборудования, передаваемого в лизинг, не сильно изменилась – это практически все отрасли производства. Сейчас, по понятным причинам, наблюдается полное отсутствие заявок по строительному оборудованию.    

 Строители  стали менее платежеспособны  и не могут себе позволить новые лизинговые сделки. Доходы лизинговых компаний упали в среднем по рынку на 10–13%. Впрочем, по объемам лизинговых сделок на рынке первое место занимает аграрный сектор, поэтому сокращение лизинга строительного оборудования в первую очередь ударило по компаниям, специализирующимся на клиентах из этого сектора, и в меньшей степени сказалось на доходах рынка в целом.

Тем не менее лизинговые компании находят выход из ситуации. Объемы финансирования мы не сокращаем, но пересмотрели ценовую политику. Если раньше финансировали лизингополучателей по ставке вознаграждения 14–18% годовых, то сейчас можно говорить о ставках в районе 18–22%. Рост ставок вызван прежде всего повышением стоимости ресурсов как на внутренних, так и на внешних рынках фондирования.    

 Да и в целом на перспективы развития рынка лизинга Лизинговые компании смотрят скорее с оптимизмом.     

 Учитывая  перспективы развития рынка лизинга,  его привлекательность для компаний  как инструмента финансирования  обновления основных фондов банки  вряд ли откажутся от лизингового бизнеса. Безусловно, многим лизинговым операторам придется пересмотреть свою кредитную и ценовую политику, изыскивать новые источники фондирования, но спрос на лизинг по-прежнему будет диктовать дальнейшее развитие рынка. Лизинг, в отличие от многих кредитов, не имеет под собой спекулятивной основы и всегда базируется на реальных активах. Кроме того, предмет лизинга является собственностью лизингодателя и вероятность потери актива минимальна. Именно поэтому лизинговый портфель – один из наименее рискованных активов банков.    

 Как  ни парадоксально, даже проблемы, с которыми столкнулся рынок, могут положительно повлиять на него. Если отмена льгот все же случится, это подтолкнет игроков к оптимизации своего бизнеса. Так происходило и на других рынках – в определенный момент от льгот государство переходило к повышению нормативов с целью сделать рынок более крепким и устойчивым. А нынешняя кризисная ситуация с фондированием заставит лизинговые компании диверсифицировать свой лизинговый портфель, сокращая долю строительного оборудования и больше работая с производственными и транспортными мощностями, искать источники средств, отличные от банковских займов. Даже если кому-то из компаний придется уйти с рынка (особенно «дочкам» банков), то другие смогут успешно приспособиться к новым условиям 

2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия. 

    АО  «Альянс Банк»- один из ведущих банков республики, принимая во внимание возросшую необходимость в развитии финансового лизинга в Казахстане, в 2000 году создал дочернюю лизинговую компанию Акционерное Общество "Альянс Лизинг", которая успешно работает на финансовом рынке, и уже зарекомендовала себя как надежный и профессиональный партнер.

    31 марта 2005 года подписано соглашение  о приобретении и подписке  на акции АО "Альянс Лизинг" японской корпорацией "ORIX", Международной финансовой корпорацией (IFC), корпорацией "ORIX Лизинг Пакистан", 8 апреля 2005 г. Сумма уставного капитала компании "Альянс Лизинг" увеличилось до 1.3 млрд. тенге. 1 сентября 2005 г. Общим Собранием Акционеров АО "Альянс Лизинг" было принято решение о перемене имени компании. К имени присоединилась группа ORIX, и теперь название компании звучит как Акционерное общество "Альянс Лизинг". 28 октября 2005 года наименование компании было оформлено официально.

    На  сегодняшний день компания является одной из самых крупных лизинговых компаний по размеру собственного капитала,  имеющей кредитную линию от ЕБРР и долгосрочный заем, осуществляемый без привлечения банковской гарантии, что свидетельствует о высоком уровне доверия к компании АО "Альянс Лизинг".

    АО "Альянс Лизинг" активно работает и намерена дальше наращивать свое присутствие в следующих отраслях экономики:

  • транспорт,
  • строительство,
  • сельское хозяйство,
  • медицина,
  • пищевая промышленность
  • машиностроение,
  • химическая промышленность,
  • обрабатывающая промышленность,

Информация о работе Лизинговые операции в РК