Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования – разработка и обоснование экономического механизма, обеспечивающего повышение эффективности предпринимательской деятельности в форме лизинга. В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие финансирования предпринимательства;
- выделить источники финансирования предпринимательской деятельности;
- определить понятие и роль лизинга в финансирования предпринимательства.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Финансирование предпринимательской деятельности……………5
1.1 Финансирование предпринимательства: понятие и отличительные черты..5
1.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности……….6
Глава 2 Лизинг и его роль в финансировании предпринимательства……10
Заключение………………………………………………………………………...23
Расчётная часть…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………………..34
В этой связи Зосимов Д.Р. в своём автореферате упоминает проблему применения терминов «лизинг» и «финансовый лизинг». ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ) отождествляет «лизинг» с «финансовым лизингом», в то время как «оперативный лизинг» рассматривается как аренда. Тем временем, вопрос выделения оперативного лизинга в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности становится особенно актуальным в связи с требованиями, возникающими при переходе российских организаций на международные стандарты финансовой отчётности. Классификации лизинга на финансовый и оперативный в международной практике осуществляется с использованием схемы, закреплённой в Международном бухгалтерском стандарте МСФО 17 (International Accounting Standard 17). Данная классификация зависит исключительно от содержания операции. [11]
Рис. 1. Критерии деления лизинга на финансовый и оперативный
Источник: Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО 17, разделы 7 – 19)
В диссертации Д.Р. Зосимова обосновывается необходимость выделения оперативного лизинга в качестве самостоятельного и равноправного вида предпринимательства (наряду с финансовым лизингом) как в предпринимательской деятельности, так и на уровне законодательства. Он пишет: «Лизинговые операции активно применяется при сбыте продукции на внутренних и международных рынках. Сегодня более 30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинг; около 75% новых видов продукции выпускается на оборудовании, принятом в лизинг. Наиболее значительный объем лизинговых операций приходится на такие страны как Ирландия (более 40% от общего объёма инвестиций) и Великобритания (более 30% от общего объёма инвестиций). За рубежом лизинг стал механизмом повышения эффективности и так уже прочно стоявшего на ногах авиационного рынка. Лизинговые компании – ключевой субъект предпринимательства – более гибко реагируют на спрос и пытаются его предугадать, предлагая инструменты повышения эффективности рынка. Однако без наличия сильных производителей, выпускающих самолёты, пользующиеся спросом, а также сильных потребителей (авиакомпаний), которые могут эффективно использовать самолёты в своей предпринимательской деятельности, лизинговые компании просто не могут существовать». [11] В своём исследовании Зосимов Д.Р. выделяет особенности применения лизинговых операций авиакомпаниями в предпринимательской деятельности. Характерными особенностями лизинга в гражданской авиации являются большие размеры отрасли и высокая стоимость объектов предпринимательской деятельности – самолётов. Результатом этого является возникновение высоких рисков и наличие сложных финансовых механизмов, обеспечивающих лизинговую деятельность. Проблема выбора объекта лизинга, производителя, лизингодателя, всесторонняя оценка рисков особенно актуальны для авиакомпании-лизингополучателя в связи с тем, что гражданская авиация является сферой повышенной опасности и связана с обеспечением безопасности жизни людей. [11]
Автор рассматривает специфику предпринимательской деятельности на примере авиакомпаний, основную часть расходов которых составляют текущие затраты на эксплуатацию воздушных судов, в первую очередь – затраты на топливо. «Уровень таких расходов напрямую зависит от мировых цен на нефть, уровня потребления топлива конкретным типом самолёта, дальности маршрутов авиакомпании, а также качества используемого топлива. Несмотря на снижение стоимости нефти из-за финансового кризиса, для большинства авиакомпаний данная статья расходов составляет 15 – 20% от общей суммы затрат. На сегодня российские авиакомпании не в состоянии единовременно выплатить стоимость нового воздушного судна, которая, в зависимости от возраста, технического состояния и модели самолёта, варьируется от 15 до 250 млн. долларов. Производители воздушных судов не располагают достаточным объёмом оборотных средств для продажи самолётов с отсрочкой, а инвесторы не очень охотно выходят на авиационный рынок в силу значительных сроков окупаемости проектов». [11] Так, опыт показывает, что для большинства авиакомпаний одним из наиболее доступных и эффективных способов обновления парка воздушных судов является приобретение самолётов на условиях лизинга. От эффективной реализации лизинговых проектов в авиакомпании зависит множество показателей эффективности ее деятельности в последующие годы. В настоящее время все западные авиакомпании практикуют лизинг воздушных судов. При этом постоянно возрастает его доля как метода финансирования приобретения самолетов. В 2007 году с помощью лизинга было профинансировано 45% приобретенных воздушных судов против 15% к 1987 году (рис. 2).
Рис. 2. Тенденции в финансировании приобретения самолетов
Источник: Лизинговая компания General Electric Capital Aviation Services.
В рамках исследования Зосимова Д.Р. обозначаются основные преимущества лизинга как формы предпринимательской деятельности в процессе приобретения воздушных судов, делающих его использование в гражданской авиации крайне привлекательным:
Информация о работе Лизинг и его роль в финансировании предпринимательства