Лицензирование торговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….....3
2.Требования о лицензировании…………………………………….4
3 Лицензирующие органы……………………………………………9
4.Расходы на лицензирование…………………………………….....10
5. Ответственность в сфере лицензирования……………………….13
6. Новое в законодательстве о лицензировании…………………....16
7.Заключение………………………………………………………….18
8.Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Лицензирование.docx

— 48.58 Кб (Скачать)

Как следует  из подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных датой признания доходов  выступает дата их начисления. Следовательно, у торговой организации есть возможность  единовременного признания таких  расходов в налоговом учете. 

Однако при  этом следует обратить внимание на пункт 1 статьи 272 НК РФ, в котором  указано, что если условиями договора предусмотрено получение доходов  в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена  поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. 

Несмотря на то что этот пункт вряд ли может быть применен к расходам на лицензирование, налоговые органы на местах требуют от налогоплательщиков списывать расходы на лицензирование равномерно в течение всего срока действия лицензии. 

. 

При кассовом методе затраты на лицензирование учитываются  в составе прочих расходов единовременно, после их фактической оплаты и  получения лицензии, на это указано  в статье 273 НК РФ. 

Обращаем ваше внимание, что осуществление торговой деятельности без наличия специального разрешения чревато привлечением к  административной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственность в сфере лицензирования 

     Мерами ответственности по действующему законодательству в сфере лицензирования, выступают: аннулирование лицензии, ее приостановление и изъятие.

  Как следует из статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; 

на должностных  лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч  рублей с конфискацией изготовленной  продукции, орудий производства и сырья  или без таковой; 

на юридических  лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной  продукции, орудий производства и сырья  или без таковой.

Основное новшество  заключается в том, что теперь лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления  лицензирующего органа, тогда как  ранее аннулирование лицензии осуществлял  сам такой орган. Что касается приостановления действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в компетенции лицензирующего органа.2

Статья 13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру действий лицензирующего органа и суда по приостановлению  и аннулированию лицензий, в связи с чем возникает целый ряд процессуальных вопросов - подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т.д. Вряд ли есть необходимость доказывать, насколько они важны.

Разрешение этих проблем представляется возможным  только на основе выяснения правовой природы, юридической сущности приостановления  и аннулирования лицензии.

Юридический анализ отношений по лицензированию отдельных  видов деятельности позволяет сделать  вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление  действия и аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Это основной, базисный вывод, из которого логически вытекают все остальные.

Общие основания  для приостановления и аннулирования  лицензии указаны в ст.13 Закона. Конкретные основания для приостановления  и аннулирования лицензий по отдельным  видам деятельности установлены  соответствующими нормативными актами. Так, например, для лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции основанием для их приостановления или аннулирования является совершение лицензиатом деяния (действия или бездействия) из числа перечисленных соответственно в п.1 или п.3 ст.20 Федерального закона от 1999 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Эти деяния являются, во-первых, противоправными, поскольку их совершение запрещено Законом, и, во-вторых - наказуемыми, поскольку такое запрещение обеспечивается возможностью применения неблагоприятных для лицензиата последствий в виде приостановления либо аннулирования лицензии. Условие виновности деяния для возможности применения таких последствий является общим положением законодательства.

На основании  изложенного можно сделать вывод  о том, что в пп.1 и 3 ст.13 Закона от 25 сентября 1998 г. и в пп.1 и 3 ст.20 Закона "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" перечислены составы  административных правонарушений, за совершение которых установлена  административная ответственность  в виде приостановления или аннулирования  лицензии.

Статья 13 Закона "О лицензировании отдельных видов  деятельности" не совсем четко различает  способы утери лицензией юридической  силы. Более удачной в этом плане  представляется редакция ст.20 Закона "О  государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которая различает  приостановление (п.1), прекращение (п.2) и аннулирование (п.3) лицензии.

Анализ текста этих пунктов приводит к выводу о  том, что, во-первых, аннулирование есть принудительное прекращение лицензии.

В результате аннулирования  лицензиат помимо своей воли несет  неблагоприятные для себя последствия  в виде лишения права заниматься данным видом деятельности.

Во-вторых, приостановление  действия лицензии есть по своей сути такое же ее аннулирование, только временное (на срок не свыше 6 месяцев). Таким образом, приостановление действия и аннулирование  лицензии подпадают под определение  административно-правовой санкции.

Такая правовая оценка юридической природы приостановления  и аннулирования лицензии находит  подтверждение в нормах Кодекса  РСФСР об административных правонарушениях. Так, п.5 ст.24 и ст.30 этого Кодекса  указывают среди видов административных взысканий лишение специального права на срок до трех лет. Думается, приостановление лицензии вполне подпадает  под этот вид взыскания. Более  того, ст.157.3 Кодекса прямо указывает  в качестве административной санкции  приостановление либо аннулирование  специального разрешения (лицензии).

Исходя из этого, приостановление и аннулирование  лицензий должно осуществляться в порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР.

Такой вывод  ставит перед правоприменителем новые вопросы. Как уже указывалось выше, теперь аннулирование лицензии осуществляется по судебному решению. Эта функция суда как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, далеко не нова. Также не ново для российского законодательства признание юридического лица (лицензиата в данном случае) в качестве субъекта административной ответственности.

Совершенно новым  является соединение этих двух моментов - на сегодня суд признан в качестве органа, уполномоченного рассматривать  дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. И вот здесь возникает вопрос подведомственности таких дел.

При разрешении этого вопроса нельзя руководствоваться  ни ст.22 АПК РФ, ни ст.25 ГПК РСФСР, поскольку в данном случае речь идет об административном процессе, о производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому при определении подведомственности следует исходить из положений ст.194 КоАП РСФСР, которая не называет арбитражные суды в числе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Такими уполномоченными органами в разбираемой ситуации являются на сегодня только районные (городские) суды. Точно так же и при определении подсудности следует исходить из норм ст.9 КоАП РСФСР, которая устанавливает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по месту совершения правонарушения. Этот вопрос имеет значение в тех случаях, когда место совершения правонарушения и место нахождения нарушителя (юридического лица - лицензиата) не совпадают.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Приостановление действия и аннулирование  лицензии на право осуществления  определенной деятельности есть виды административных взысканий и их применение производится в порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные органы. Составлять протоколы о совершении данных административных правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Закон прямо  не указывает, должен ли срок действия лицензии, определенный в соответствии со ст.8 Закона от 25 сентября 1998 г., продлятся  на срок приостановления действия лицензии. Этот правовой пробел можно толковать  с учетом того, что приостановление  действия лицензии есть вид административного  взыскания, примененного за виновное совершение лицензиатом противоправного наказуемого  деяния. Следовательно, в данном случае срок действия лицензии продлятся не должен.  
 
 
 
 

Новое в законодательстве о лицензировании

     С 10 февраля 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, который устанавливает новый перечень лицензируемых видов деятельности, а также вводит более упорядоченный и упрощенный порядок лицензирования на территории Российской Федерации.  
Новый вариант закона о лицензировании был разработан в целях определения единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности и сокращения числа видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Новый перечень включает около ста наименований видов деятельности, подлежащих лицензированию, что существенно меньше, чем было предусмотрено в соответствии с законом о лицензировании в редакции Федерального закона № 158-ФЗ от 25.09.1998 г.  
Из сферы лицензирования исключены те виды деятельности, государственное регулирование которых в полной мере может и должно осуществляться государственными контрольными и надзорными органами в силу функциональных обязанностей другими методами, в том числе применением государственных норм, государственных стандартов, сертификации, деклараций о соответствии, аккредитации, применением санитарных, строительных и иных правил и норм.  
С целью предотвращения излишнего расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию новая редакция Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” исключает норму, предусматривающую возможность определения работ и услуг по лицензируемым видам деятельности в подзаконных актах. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный статьей 17 Федерального закона перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.  
В п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 8.08.2001г. N 128-ФЗ закреплено, что лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 новой редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", прекращается со дня вступления его в силу (10.02.2002 г.). Следовательно, прекращают действие все принятые ранее подзаконные акты, определяющие работы и услуги, которые подлежат лицензированию. Кроме того, со дня вступления в силу этого Закона указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в лишь части, не противоречащей настоящему Федеральному закону  
В целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории Российской Федерации новый закон о лицензировании изменяет нижний предел срока действия лицензии. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.09.1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не может быть менее чем три года. В новой же редакции этот срок увеличен до пяти лет.  
Уточнен перечень документов, необходимых для получения лицензии. Из статьи 10 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" прежней редакции исключены требования о предоставлении соискателем лицензии, юридическим лицом, сведений о наименовании банка и номера расчетного счета в банке, указаний срока, в течение которого будет осуществляться подлежащий лицензированию вид деятельности. Отменена норма о том, что в зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Вместо этого введено положение о представлении только тех документов, обязательное наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В данной работе рассмотрено правовое положение  лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд  выводов.

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов  граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.

Оно предусматривает  осуществление мероприятий, связанных  с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем  лицензирующих органов за соблюдением  лицензиатами при осуществлении  лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», акты субъектов РФ. Кроме  того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его  ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов  деятельности определяется специальным  законодательством.

Развитие лицензионных норм от закрепления полной свободы  административного усмотрения органов  исполнительной власти в области  применения пресекательных мер в сфере лицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих оснований применения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструмента воздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. В связи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

При занятии  предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством  необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать  лицензионным нормам, не допускать  осуществление деятельности до получения  таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ). 
 
 

Информация о работе Лицензирование торговой деятельности