Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:03, курсовая работа
Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права, административного и гражданского права, а также теории государства и права.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Введение
Глава 1 Лицензирования предпринимательской деятельности РК
1.1 Лицензирование в Казахстане
1.2 Сертификация в Казахстане
1.3 Понятие предпринимательства
Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности
2.1 Лицензирование предпринимательской деятельности
2.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования
Глава 3 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий
3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в РК
Приложения А Классификация предпринимательской деятельности
Приложении Б Общая схема предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
К тому же, думается, несправедливо применять к субъекту, стоящему на налоговом учете, уплачивающему налоги , сборы и другие обязательные платежи, но не прошедшему перерегистрацию, ту же меру ответственности, что и к субъекту, осуществляющему свою деятельность без регистрации. Таким образом, мы видим, что предпринимательская деятельность, как явление весьма новое для нашей экономики и казахстанского права, развиваясь ставит достаточно серьезные проблемы, которые, однако, при изучении опыта других государств, вполне решаемы.
Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В сегодняшнем Казахстане предпринимательство уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается поддержать его развитие. В частности в канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан было принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого закона была уже очень давно. Незаконные придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения- это факт, который питает коррупцию. Государство осуществляет поддержку следующим образом:
*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
*устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
*принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;
*предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
*поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
*организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.
Написав эту работу, я выявила следующие типы основных проблем, с которыми сталкивается развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.
Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
• Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
• Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
• Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
• Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
• Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
• Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
• Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
• Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
• Развитие микрокредитования предпринимательства
• Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.
2. Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.
• Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
• Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
• Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
• Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
• Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
• Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
• Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
• Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.
• Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
• Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
• Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
• Открытие в каждом областном и городском климате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
4. государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.
• Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
• Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
• Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
• Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
• Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
• Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
• Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные: слабый уровень отражения проблем предпринимательства и распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества, экономическая, правовая и налоговая культура. • Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
• Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
• Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
• Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства
В нашей стране роль предпринимательства постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускорить научно-технический прогресс;
Заключение
В Республике Казахстан каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)
Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Республики Казахстан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.
В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства.
В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.
Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.
Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности РК