Лицензирование предпринимательской деятельности РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права, административного и гражданского права, а также теории государства и права.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1 Лицензирования предпринимательской деятельности РК

1.1 Лицензирование в Казахстане

1.2 Сертификация в Казахстане

1.3 Понятие предпринимательства

Глава 2 Процедура лицензирования предпринимательской деятельности

2.1 Лицензирование предпринимательской деятельности

2.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования

Глава 3 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий

3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в РК

Приложения А Классификация предпринимательской деятельности

Приложении Б Общая схема предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 6 файлов

Введение 4.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Задание на Курсовую работу 2 .doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая работа Зейтинов Бекзат Кайратович 5 .doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Видимо, статья 49 нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.[5]

Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РК. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РК лицензия, выданная на территории одного субъекта РК, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РК, и т.д.

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РК от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»*;

- установление единого порядка лицензирования на территории Республики Казахстан . Этот порядок установлен федеральными актами;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РК приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности.[6] Ранее эти положения утверждались министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РК;

- гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РК);

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РК (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий

 

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РК об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 РК ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 РК, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 РК).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, пп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РК)..

Часть 3 статьи 14.1 РК установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности.

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (ст. 9 закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон РК от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

- статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;

- статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;

- статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;

- статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

- статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

- статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

- статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

- статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

- статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

- статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

- статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

- статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

- статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

- статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 РК).

Согласно статье 171 РК осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Часть 2 статьи 171 РК:

«2. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до миллиона  тг или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до  сорока восьми тысяч тенге или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным -  пять миллионов рублей (примечание к ст. 169 РК).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством РК установлена статьями:

- статья 172 «Незаконная банковская деятельность»;

- статья 235 «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью».

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Проблемы предпринимательской деятельности в РК

 

Развитие предпринимательства в Республике Казахстан сталкивается с различными проблемами, которые характерны для свободных рыночных отношений. Одной из таких проблем является злоупотребление правом осуществления свободной конкуренции.

11 июня 1991 года в РК, с учетом мирового опыта в дан ной области, был принят первый специальный антимонопольный закон "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Это свидетельствует о признании законодателем необходимости "поддержания и защиты самой конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы".8 Не отрицая ценности данного закона, нам бы хотелось от- метить, что необходимо принятие нового закона, так как с 1991 года многое изменилось в экономической жизни государства, возникли отношения, которые не охватываются вышеуказанным законодательным актом. К примеру в ст. 9 Закона КазССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" перечисляется только пять форм недобросовестной конкуренции, но на практике таких форм недобросовестной конкуренции значительно больше. К примеру, такие формы как:

- недобросовестная предпринимательская деятельность; - дискредитация предпринимательской деятельности; - недобросовестные соглашения конкурентов; - копирование внешнего и оформление чужого товара; - групповой байкот; - ценовой сговор; - слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста или ограничение конкуренции.

Законодательное ограничение данных форм недобросовестной конкуренции необходимо, так как хозяйствующие субъекты, допускающие эти нарушения остаются безнаказанными.

Немало проблем возникает в практике применения законодательства о юридических лицах. Так, при перерегистрации юридического лица непредставление сведений в органы министерства юстиции в месячный срок влечет за собой изъятие дохода полученного от деятельности без перерегистрации. 9 Применение же изъятия представляется недопустимым, т.к. эта мера по сути конфискационная, должна предусматриваться в соответствии со ст. 254 ГК РК (Общая часть) законодательным актом. Указ Президента РК и.с. з. "О государственной регистрации юридических лиц" от 17.04.95 г., Положение о порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц от 19.11.96 г.

Приложения (А и Б) 6 .rtf

— 703.09 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание 3 .doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный лист 1 .doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности РК