Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:44, шпаргалка
Вопросы:
1. Сущность и содержание предпринимательского права.
2. Предмет, метод и принципы предпринимательского права.
3. Система источников предпринимательского права.
Однако свобода
коном в целях защиты основ конституционного строя, нравственнос-
ти, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства,
защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопу-
щения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недо-
бросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К
числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные
условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у граж-
данина или коммерческой организации гражданской правосубъектно-
сти, государственная регистрация субъектов предпринимательства и
получение специального разрешения (лицензии) на осуществление
отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках пред-
принимательства.
Вслучае осуществления
данином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицен-
зии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта
деятельность считаетсянезаконным предпринимательством, гражданин
может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате
такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или госу-
дарству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ).
Право на занятие предпринимательской деятельностью является
составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ).
Правоспособность — это
нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию
дееспособности, означающую, что способностью своими действиями
осуществлять гражданские
только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособ-
ный гражданин может самостоятельно осуществлять предприниматель-
скую деятельность.
Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содер-
жаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями
исключительно на основании специального разрешения (лицензии).
Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление
предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в
ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют спе-
циальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обес-
печение общественных интересов в сфере обороны страны,
производства военной техники, коммунального хозяйства или они тре-
буют более тщательного
щиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено
как в отношении собственно предпринимательской деятельности, но-
сящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и
отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).
Предпринимательское право регулирует деятельность различных
субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности,
причем не все из них подлежат
государственной регистрации
цензированию. Субъектом предпринимательской деятельности яв-
ляется любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно
направлена на получение предпринимательского дохода и правовой
статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким
образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.
Субъектами
1) физические лица (резиденты и нерезиденты);
2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации),
в том числе иностранные;
3) РоссийскаяФедерация, ее
ния;
4) иностранные государства;
5) международные организации.
Наиболее распространенными
ции и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важ-
ную роль в объединении и использовании капитала и иных видов
материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с зако-
ном подлежат государственной регистрации, обладают гражданской
правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в
экономическом обороте.
К субъектам предпринимательства можно отнести любого граж-
данина, который даже без регистрации оказывает услуги, производит
товары, выполняет работы или использует иным образом свое имуще-
ство самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохо-
да, поскольку суд может применить к сделкам такого лица правила об
обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской
деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых
— ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для дос-
тижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но
правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради кото-
рых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). Предпринимательские интересы та-
ких организаций обычно ограничены лишь более полным
использованием принадлежащей им собственности и получением до-
хода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства,
максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на
рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если неком-
мерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она
должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, про-
тиворечащей своим уставным целям.
Государственная регистрация. Требование государственной ре-
гистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и
на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необ-
ходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятель-
ностью и обеспечения
Регистрирующим органом
ный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба
Министерства финансов РФ, Министерствоюстиции РФ и др.).
При создании коммерческой организации государственная регис-
трация осуществляется по месту нахождения постоянно действующе-
го исполнительного органа коммерческой организации на основании
решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учре-
дительного собрания и/или договора о создании), учредительных до-
кументов и заявления о
осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления ука-
занных документов и уплаты государственной пошлины.
Такая процедура государственной регистрации представляет со-
бой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного
способа созданияюридического лица, олицетворяющий собой не только
отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны госу-
дарства. Акт государственной
не делегирование частным
лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой органи-
зации в государственный реестр.
В пользу данного вывода свидетельствует содержание заявления
о регистрации, приведенное в ст.12 Закона о регистрации. Так, в ука-
занном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой
организации, должны содержаться заверения регистрирующему орга-
ну по трем пунктам, гарантирующие, что:
1) учредительные документы
ства;
2) сведения, содержащиеся в представленных на регистрацию доку-
ментах, достоверны;
3) соблюден установленный
коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного
капитала и согласования с уполномоченными органами власти).
Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобож-
дает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соот-
ветствия учредительных
соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Сле-
довательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного
Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых доку-
ментов. В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 ГК РФ в
новой редакции от 21 марта 2002г. уже не указывает, как раньше, на
то, что нарушение установленного
законом порядка
дического лица или несоответствие его учредительных документов
закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип закон-
ности, лежавший в основе указанной нормы ГК, предполагал экспер-
тизу учредительных документов и проверку порядка создания
коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. За-
конность означала контроль со стороны регистрирующего органа за
соблюдением законодательства при создании предприятия. Таким об-
разом, коммерческая организация считалась созданной законно, а ее
учредительные документы — соответствующими законодательству,
только если это было подтверждено регистрирующим органом, кото-
рый выполнял функцию гаранта законности. Сейчас эта функция по
указанным причинам снята с регистрирующего органа. Закон о регис-
трации не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязан-
ность по его соблюдению на этапе регистрации при создании
коммерческой организации на ее учредителей, а не на регистрирую-
щий орган.
Изменившаяся концепция
ной регистрации не отменяет принцип последующего контроля за со-
блюдением законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться
в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в слу-
чае нарушения при создании организации требований нормативных
актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных
либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п.2 ст.25
названного Закона и п.2 ст.61 ГК РФ).
Несмотря на положение о возможности отказа в регистрации в
случае нарушения порядка
ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная
практика пошла по пути признания недействительной уже совершен-
ной регистрации юридического лица. В связи с этим, как следствие
принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о
действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный
вопрос имеет важное значение для кредиторов такого лица, которым
было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания не-
действительности
гласия между кредиторами и должниками были разрешены
Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"