Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:41, реферат
Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России.
Задачи курсовой работы:
-Изучить сущность международных корпораций;
-Изучить структуру международных корпораций;
-Изучить тенденции развития международных корпораций;
-Изучить развитие корпораций в России.
Введение 2
1. История возникновения и развития корпораций 3
1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций 3
1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики 5
1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций 8
2. Проблемы становления и развития корпораций в России 15
2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ 15
2.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
В советский период вопросам деятельности юридических лиц и, в частности, корпорациям, уделялось достаточно много внимания. Правовое регулирование сталкивалось с такими проблемами, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание методов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной основе.
С переходом к новой
Перед законодателем встал ряд вопросов, ранее ему не известных: определение четких правовых рамок деятельности частных предприятий в условиях плановой экономики; установление правовых форм взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов промышленности; выявление таких форм организации и деятельности государственных предприятий, которые позволили бы последним наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры и т. п.
Юридические лица приобретали права в соответствии со ст.ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на корпорации и учреждения. В то же время законодатели и ученые рассматривали такие организационно-экономические объединения как тресты20 и синдикаты21. В 1921-1922 гг. тресты характеризовались как хозяйственные и правовые самостоятельные организации, а их юридическая природа "превалировала над социально-экономической природой22". Затем, в связи с усилением плановых и регулирующих начал, тресты 1927 г. признавались уже прежде всего хозяйственными органами государства, выполняющими плановые задания. Тресты не строились по признаку корпоративности, в целом ими признавалось какое-либо имущество, находящееся в управлении органов (народных комиссариатов, ВСНХ), действующих на правах юридических лиц.
Синдикаты возникли почти одновременно
с трестами и представляли собой
объединения предприятий с
С 1923 года на синдикаты стали возлагать
три главных задачи: обслуживание производственных
и торговых нужд своих членов (оперативное
начало); устранение конкуренции и установление
общей плановой организации путем согласованного
выступления на рынке (конвенционное начало);
проведение общегосударственной линии
в сфере определенной отрасли промышленности,
связь с народным хозяйством в целом (публичное
начало).
К середине 20-х годов широкое распространение в литературе получила так называемая корпоративная концепция внутрисиндикатских отношений: отношения между трестом и синдикатом регулируются не свободной волей сторон, а уставом и основанными на нем корпоративными актами и в конечном итоге ~ волей государства.
Синдикаты формировались и
Таким образом, появление концепции корпоративного права в значительной мере было обусловлено ситуацией, в которой развиваласьсиндикатская форма. Эта концепция позволяла в известной степени гибко сочетать элементы централизованного руководства ("плана") с автономией хозяйственных объединений ("рынка"), не только синдикатских, но и акционерных обществ, кооперации и пр.
В условиях централизованной плановой
системы управления идея создания крупных
структур корпоративного типа получила
свое дальнейшее развитие: введение комплексной
организации управления взаимосвязанными
производствами на определенной территории
(совнархозы); создание государственных
комитетов межотраслевого значения, различного
рода объединений ~ производственных,
научно-производственных, торгово-производственных,
агропромышленных и территориально-
Однако в условиях централизованной
административной системы управления,
господства государственной собственности
невозможно было обеспечить интеграцию
промышленного и финансового
капиталов.
Современная теория российского гражданского
права определяет, что составной частью
предмета гражданско-правового регулирования
являются корпоративные отношения: отношения,
связанные с управлением имуществом корпораций
определенными лицами для постоянного,
профессионального участия в имущественном
обороте23. Данные отношения строятся на
началах самоуправления и строго фиксированного
членства участников. Следовательно, корпоративные
правоотношения возникают на основе участия
(членства) субъектов в корпорациях.
Корпоративные (членские) правоотношения в свою очередь близки к обязательственным, т. к. тоже имеют относительный характер. Но первые возникают только между участниками конкретной организации корпоративного типа, круг субъектов обязательственных правоотношений не ограничен.
Различны также и основания возникновения правоотношений: в корпоративных ~ это участие в учредительном договоре, вступление в кооператив, приобретение права собственности на акции и т.п.; в обязательственных ~ гражданско-правовой договор, причинение вреда и иные основания, указанные в ГК РФ.
Гражданский кодекс РФ такую организационно-правовую форму юридического лица, как корпорация, не закрепил (ст. 50 ГК РФ). Поэтому использовать понятие корпорации как одну из разновидностей юридического лица ~ невозможно.
В связи с этим достаточно часто происходит отождествление понятий "корпорация и акционерное общество", "корпорация и финансово-промышленные группы", "корпорация и холдинг", что, следовательно, ведет и к смешению понятий "акционерное общество"24, "холдинг"25, "финансово-промышленная группа"26 (хотя и есть попытки, правда не во всем удачные, юридически закрепить определения последних двух организационно-экономических объединений). Т. е" к сожалению, на практике происходит некая путаница при использовании понятий организационно-правовых форм юридического лица (в частности, акционерное общество) и организационно-экономического объединения (например холдинг, финансово-промышленная группа, концерн и пр.).
Известно достаточно много признаков классификации юридических лиц, в том числе Гражданский кодекс РФ (далее ГК) рассматривает два признака ~ по совокупности прав, которые сохраняют за собой учредители (участники) организации, и по целям деятельности (п. 2 ст. 48, ст. 50). Нас же интересует деление юридических лиц по порядку создания его имущественной базы ~ на корпорации и учреждения.
"Корпорации представляют
Учреждения ~ организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства, т. е. строго фиксированного участия. Следует учесть, что в современном российском гражданском праве приводится следующее определение учреждения (п. 1 ст. 120 ГК):
организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К организациям корпоративного типа относятся:
Необходимо отметить, что все
перечисленные организации
К учреждениям (или организациям унитарного типа) относятся:
Перечисленные учреждения обладают обособленным имуществом как на праве собственности (фонды, автономная некоммерческая организация), так и на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и на праве оперативного управления (учреждения, федеральные казенные предприятия).
Не так давно, а именно 08 июля 1999 г., были внесены дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"31 (ст. 7-1), определяющие новую форму некоммерческих организаций: государственную корпорацию. В настоящее, время государственная корпорация ~ это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
В связи с указанными дополнениями
в законодательство возникли проблемы
отнесения новой формы
Учитывая, что корпорация за рубежом может быть и организацией одного лица (о чем говорилось выше), в нашей стране уже создавались корпорации, являвшиеся государственными предприятиями (например, Российская финансовая корпорация, Государственная инвестиционная корпорация ~ в 1993 г.).
Однако подчеркнем, что ныне действующий ГК РФ такой возможности уже не допускает.
Таким образом, хотя корпорации могут быть коммерческими и (или) некоммерческими организациями, цели их деятельности ~ предпринимательскими (получение прибыли) и (или) непредпринимательскими (цели, служащие общим нуждам населения), все же считаем, что государственные корпорации следует отнести к организациям типа учреждений, т, к. указанные корпорации изначально создаются одним лицом, в результате чего не соблюдаются принцип членства в данной организации и принцип действия ее на началах коммерческого расчета.
Также необходимо обратить внимание на не вполне удачное название новой формы некоммерческой организации, приводящее к возможному смешению понятий.
Принцип специальной правоспособности всегда был основополагающим принципом советского законодательства о юридических лицах, С первых лет советской власти он вводился поэтапно в отношении разных юридических лиц, например, в отношении государственных предприятий ~ учреждений этот принцип был закреплен в начале 1923 г.
Далее ст. 21 Закона РСФСР (1999 г.) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" устанавливала, что предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством. В то же время российское Положение об акционерных обществах 1990 г. впервые закрепило принцип общей правоспособности применительно к акционерным обществам, где было указано, что деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе, и сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными. В настоящее время ГК РФ установил принцип общей правоспособности для коммерческих организаций кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом.
Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки и страховые организации), могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям, установленным учредительными документами.
В российском понимании корпорация ~ это сложное организационное образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных в рамках единого процесса управления производством и капиталом. Определить и охарактеризовать деятельность отечественных корпораций возможно через характеристики их составляющих организационно-правовых форм юридического лица.
В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленные группы.