История возникновения корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России.
Задачи курсовой работы:
-Изучить сущность международных корпораций;
-Изучить структуру международных корпораций;
-Изучить тенденции развития международных корпораций;
-Изучить развитие корпораций в России.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения и развития корпораций 3
1.2. Сущность и основные причины возникновения международных корпораций 3
1.2 Разновидности международных корпораций и их роль в глобализации мировой экономики 5
1.3. Зарубежный опыт правового регулирования корпораций 8
2. Проблемы становления и развития корпораций в России 15
2.1. Правовое регулирование корпораций в РФ 15
2.2. Состояние и проблемы развития корпораций в России 22
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

1. История возникновения и развития корпораций.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

содержание

 

Введение

 

Быстрый рост прямых иностранных  инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах.

Международные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая  ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить корпорации в мире и России.

Задачи курсовой работы:

    • Изучить сущность международных корпораций;
    • Изучить структуру международных корпораций;
    • Изучить  тенденции развития международных корпораций;
    • Изучить развитие корпораций в России.

 

 

1. История возникновения и развития  корпораций

1.2. Сущность и основные  причины возникновения международных  корпораций

 

 

Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом  быстро развивающихся международных  экономических отношений, а с  другой - сами представляют мощный механизм воздействия на них.

Активно воздействуя  на международные экономические  отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

К концу 90-х годов в  мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний[1, c. 8].

Из 500 самых мощных международных  компаний 85 контролируют 70% всех заграничных  инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом  хозяйстве установится господство 400-500 транснациональных корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира.

Основная часть международных  корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной  продукции 154 на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

Что представляют собой  международные корпорации, какие  компании из присутствующих на международном  рынке к ним относят? Основными  признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нестле" (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Самые большие заграничные  активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон" и "ИБМ".

Международный характер компании проявляется и в сфере  собственности. Поскольку собственность  компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

Каковы причины возникновения  международной корпорации?

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести  их экономическую эффективность, обусловленную  большими масштабами производства в  ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в  становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы" и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг", "Дэу", "LG электроникс". Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае. В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века[5, c. 114].

1.2 Разновидности международных  корпораций и их роль в глобализации  мировой экономики

 

В зарубежной экономической  литературе можно встретить множество  определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные  корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный  западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний:

 

Экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.

1. Транснациональные  корпорации (ТНК) - это национальные  монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая  деятельность выходит за пределы  одного государства. Корпорацией  в США называют акционерное  общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название. Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные корпорации (МНК) - это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания "Юнилевер", "Филипс" и др.

С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов-кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные  корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

С момента появления  международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:

1) обеспечение своего  производства иностранным сырьем;

2) закрепление на зарубежных  рынках через сеть своих филиалов;

3) размещение производства  в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;

4) ориентация на дифференцированную  производственно-торгово-финансовую  деятельность.

С начала 50-х годов  международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых  рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике[4, c. 26].

Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов/

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

Па втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной. На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

Названные три этапа  являются типичными для процессов  интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.

Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.

Обобществляя труд и  капитал в мировом масштабе, ведущие  международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций[12, c. 89].

1.3.  Зарубежный опыт  правового регулирования корпораций

 

 

Если учесть острые столкновения мнений по поводу сравнительных достоинств промышленной концентрации, станет очевидно, что государственная политика по отношению к концентрации была далека от четкости и последовательности. Так как основной упор в экономической политике делается на поддержку конкуренции рассмотрим  подробнее основные правовые акты, которые легли в основу национальной системы законодательства в сфере регулирования объединения предприятий.

Исторически, законодательство, регулирующее объединения предприятий возникло в США. Другие же страны, перенимая опыт США адаптировали соответствующие норы и правила к национальной системе законодательства.

Исторические  предпосылки

Исторически американская экономика, пропитанная философией свободных конкурентных рынков, представляет собой плодородную почву для развития подозрительного и полного опасений отношения общества к промышленной концентрации. Не слишком явное в первые годы существования государства это принципиальное недоверие к монополии расцвело пышным цветом в десятилетия, последовавшие за Гражданской войной. Перерастание местных рынков в национальные по мере совершенствования транспортных средств, постоянно возраставшая механизация производства и получавшая все более и более широкое распространение акционерная форма делового предприятия оказали мощное воздействие на развитие трестов, или монополий, в 1870-е и 1880-е годы. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железных дорогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий, а также в других отраслях.

Помимо того, что в  процессе монополизации различных  отраслей использовалась сомнительная тактика, полученная в результате власть на рынке почти постоянно применялась в ущерб всем, кто имел дело с этими монополиями. Фермеры и небольшие предприятия, будучи особенно уязвимыми для действий растущего числа гигантских акционерных монополий, были среди первых, кто осудил их развитие. Потребители и профсоюзы недалеко отстали в выражении своего неодобрения монопольной власти и монополистических объединений предприятий[1, 274 с.].

Информация о работе История возникновения корпораций