Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:22, курсовая работа
Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
В 1998 году уровень предпринимательства в Казахстане трудно было назвать утвердившимся, поскольку происходило только становление как самого сектора экономики, так и механизма его поддержки государством.
Это объяснялось
не только тяжелой внутриэкономической
ситуацией в РК. Как известно,
глубокому системному кризису подверглись
все бывшие союзные республики. По
оценкам казахстанских
Причина скорее в том, что ранее изданные Законы «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Каз.ССР» (1990 г.), «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.) и др. начали подкрепляться и контролироваться лишь через несколько лет после их принятия, в частности, Указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» (июнь 1996 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого и среднего предпринимательства» (июнь 1997 г.) и Указы Президента РК «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» (апрель 1998 г.), «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» (апрель 1998 г.). О жизненной важности этих документов для развития малого бизнеса говорить не приходится. Если сравнить с Россией, то в этом направлении она опережала РК как минимум на два года (Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» был принят в 1995 г.). Проводимые ежегодно Всероссийский съезд представителей малых предприятий, съезд Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАРМП), семинары и форумы по проблемам становления российского предпринимательства также свидетельствовали о большой, серьезной работе общественных организаций России по поддержке и лоббированию интересов предпринимателей во властных структурах.
Аналогичным событием в Республике Казахстан явился 6 Форум предпринимателей РК, прошедший в апреле 1998 г. Анализ состояния малого бизнеса в Республике, выявление основных проблем, тормозящих его развития, привели к выводу, что «несмотря на солидную законодательную базу, четко действующий механизм функционирования предпринимательства пока не сложился.
Отечественным малым бизнесом на тот период его развития создавалось только 10% внутреннего валового продукта. Его деятельность скорее можно было назвать «выживанием» в условиях углубляющегося кризиса производства - с одной стороны, и бесчисленных бюрократических препон - с другой.
На начало 1998 года общая численность работающих в секторе малого предпринимательства составляла 949,0 тыс. человек, или 15% общей численности занятого населения. По итогам за 1997 год доля субъектов малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции не превышала 8%. В отраслевой структуре объема производства субъектов малого и среднего предпринимательства продолжала (как и продолжает сейчас) преобладать торговля. Удельный вес малых предприятий в различных секторах экономики дает следующие показатели. В промышленности он занимал - 10%, в сфере торговли - 68%, в сфере услуг - 2%, в строительстве - 6%, на транспорте - 1%, в общественном питании - 2%, в переработке сельскохозяйственной продукции - 3%, в прочих отраслях - 10%.
Снизилась доля малого бизнеса и в налоговых поступлениях в государственный бюджет: в 1 квартале 1998 года сумма налогов и платежей от малого предпринимательства составила 7,1% (против 10,3% в 1997 году) всех налоговых поступлений государственного бюджета.
Анализ всего периода 97-98 годов позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Казахстане находился в тот момент в кризисной ситуации, решение которой, без государственного вмешательства представлялось невозможным.
Например,
процедура регистрации
1) Так,
деятельность предприятий - субъектов
малого предпринимательства
может осуществляться на
2) Значительно сократился размер уставного капитала. Например, размер уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) - уменьшен в 10 раз и составляет 100 расчетных показателей.
3) Исключен из перечня ряд документов, представляемых на регистрацию. В регистрирующий орган не представляется документ, подтверждающий внесение части уставного капитала юридического лица. Однако уставный капитал должен быть сформирован участниками в течение одного года с момента государственной регистрации.
Не представляется также документ, подтверждающий местонахождение юридического лица. Также не требуется оформление статистической карточки в период, нахождения документов юридического лица на регистрации. Оформление карточки производится статистическими органами на основании свидетельства, выданного органами, занимающимися регистрацией юридических лиц.
Сроки регистрации не более 3-х рабочих дней.
Сбор за государственную регистрацию был уменьшен и составил размер пятикратного расчетного показателя, действующего на дату уплаты сбора. Расчетный показатель с 1 января 2004 года составляет 919-00 тенге. Общее время регистрации - не более 3 рабочих дней.
Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:
Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.
Следующим
этапом становления малого предпринимательства
стали 2000-2002 годы. На начало 2002 года в
республике насчитывалось около 300 тысяч
субъектов малого предпринимательства,
на которых занято порядка 1,3 млн. человек,
что составляет 18% от экономически активного
населения. Доля малого предпринимательства
в объеме ВВП в 2001 году составила всего
10–12%, правда, если не брать в расчет теневую
экономику. Любопытна и еще одна тенденция.
Несмотря на наличие в течение последних
лет устойчивого роста количественных
параметров развития малого предпринимательства,
отчетливо обозначилась также и тенденция
к их уменьшению. Таблица 1 демонстрирует
отраслевую структуру предпринимательства
по состоянию на 2001 год.
Таблица
1. Отраслевая структура
малого предпринимательства
по состоянию на начало 2001
года
Отрасли | Удельный вес производства продукции (работ, услуг) МСП в общем объеме, % | Удельный вес численности
занятых в МСП в общей |
Сельское хозяйство | 25,0 | 28,0 |
Промышленность | 3,0 | 12,0 |
Торговля* | 75,0 | - |
Услуги | 18,0 | 24,0 |
*Статистические данные по численности занятых в сфере торговли, в связи с переходом на новую классификацию видов деятельности, отсутствуют. |
Так, по итогам 2000 года темпы роста количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц составили 34%, численности занятых на них – 31 %. А в 2001 году значения указанных показателей соответственно составили 15,4% и 6,7%.
Стратегическая
цель развития малого предпринимательства
заключается в наращивании
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.
На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.
К основным условиям, при которых возможно дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, относятся: продолжение стабилизации экономики и оживление производства в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличение реальных денежных доходов населения, уменьшение удельного веса продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта, уменьшение доли малого бизнеса в теневой экономике. Значение каждого из обозначенных условий будет усиливаться на определенных этапах.
На первом этапе (2001–2005 годы) необходимо создать стабильную и надежную нормативно-законодательную базу, достаточную для решения поставленных задач, также регулирующую и различные стороны хозяйственной деятельности малого бизнеса. Необходимо законодательно определить рамочные условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-центры и т. д. Выработать принципиально новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслевой принадлежности.
Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции незначительной активизации малого предпринимательства. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса до 2005 года, решающее значение будут иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения, а также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса.
Основным фактором возрастания удельного веса малого бизнеса в реальном секторе на втором этапе (2006–2010 годы) должно стать сокращение его доли в теневой экономике. Другими факторами, которые могут оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства в рассматриваемый период, будут увеличение реальных денежных доходов населения и сокращение импорта продовольственных товаров и сырья для их производства.
До 2010 года
предусматривается широкое