Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:48, курсовая работа
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие
предпринимательство, которое представляет собой инициативную,
самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою
имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц,
направленную на получение прибыли.
Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось.
Введение....................с.5
1.История возникновения и сущность предпринимательства.......................с.7
2.Формы и виды предпринимательства.......с.15
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике
Казахстана.........с.29
Заключение.....................с.38
Приложения...................с.39-40
Список использованной литературы..........с.41
конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.
И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской
деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования,
направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи,
хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются
предпринимательством.
Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в
составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.
Регистрация – начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после
регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать
работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные
обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом
говорится в Положений
о порядке регистрации
утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.
Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами
хозяйственной деятельности: производственной и посреднической,
внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать
различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и
начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение
заниматься всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не
запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона
"О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".
Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на
выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и
ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять
геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых,
лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих
наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о
предприятии).
Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона о
свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится,
что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от
избранной организационной
формы предпринимательской
собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества
от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства
признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о
предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической
информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего
субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.
Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные
материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны.
Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия
загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной
нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о
которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом
министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать
краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков,
дебиторской и кредиторской задолженности.
21 июня 1991г. принимается
закон "О хозяйственных
время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О
хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О
защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали
долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей.
Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и
его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства
государства в
частную предпринимательскую
частных предпринимателей
и ответственность
должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.
В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего
числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового
обслуживания – 7,2%.
Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном
питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.
Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и
общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%
[12].
Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее их
число находилось в промышленно развитых районах.
Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой
экономического возрождения Казахстана.
Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные
трудности в системе предпринимательства. Некоторые казахстанские специалисты,
выявив такие трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые
обобщены нами в нами в таблице 1.
1. Трудности и
барьеры: рекомендуемые шаги
Трудности,
барьеры |
Предлагаемые способы преодоления |
1.Финансовые:
отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств |
v Участие в
завершающей стадии v Продажа (возможно
в рассрочку) неиспользуемых v Передача в
аренду с последующим выкупом
неиспользуемых объектов, выявленных
по информации предпринимателя
(предусмотреть меры по v Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и |
его реализация,
присоединение к международной
Оттавской конвенции по лизингу
v Подготовка
предложений по стимулированию
целевого использования v Привлечение
займов международных v Выработка мер
по стимулированию банков v Целевое кредитование
из Фонда развития малого v Развитие микрокредитования малого предпринимательства v Внедрение механизмов
страхования рисков при | |
2.Институциональные:
недостаточное развитие |
v Внедрение
института предпринимательства
в Казахстане
v Разработка
Кодекса предпринимателя v Разработка
Кадастра недвижимости v Создание условий
для расширения сети v Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса v Поддержка и
развитие системы бирж и v Развитие и
поддержка сети гостиничных v Поддержка и
организация сети бизнес- центров,
бизнес- инкубаторов, информационно-
аналитических, информационно- |
3.Образовательные: недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом | v Разработка
и внедрение новых программ
обучения основам бизнеса; v Повышение эффективности
использования технической v Развитие центров
инкубаций знаний и опыта v Открытие в
каждом областном и городском
акимате дежурных |
4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство | v Дальнейшее
углубление реформы v Совершенствование
работы Высшего v Обеспечение
строгого соблюдения и v Достижение
прозрачности работы всех v Упрощение системы
обслуживании субъектов малого
бизнеса в соответствующих v Обеспечение
правопорядка и налаживание v Создание структур по защите собственности и бизнеса |
5. Информационные:
недостаточный уровень |
v Усиление пропаганды
развития малого, среднего бизнеса
в средствах массовой v Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек бизнеса в сети Интернет v Организация специальных циклов передач по радио и телевидению v Подготовка
газетных и журнальных |
*Примечание: Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева
А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы:
Раритет, 2000.- 200с.
Таким образом, нельзя не заметить, что беды часто исходят из элементарной
неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное
предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность
для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии
минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.
В результате в проигрыше остается само же государство. Роль
предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада
производства, инфляции незначительна. Создаваемые предприятия обходят
производственную деятельность и стремятся в такие сферы, как посредническая,
банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый
оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки,
челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли,
включая продукты питания.
Полученная прибыль не используется на производственные инвестиции, а вновь
идет в сферу обращения или вкладывается в недвижимость и валюту. Массовый
характер приобрело укрывательство реальных объёмов деятельности и доходов.
Поэтому и не изживается
в сознании представление о
чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.
И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена
кустарщина в организации частного предпринимательства. Малые и средние
предприятия , как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически
обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право
и ответственность перед государством в научных методах управления их
деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.
Принимаемые же в республике меры не приобрели еще характера целостной
системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и
Информация о работе Формы и виды предпринимательства в Казахстане