Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .
2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.
3. Изучить основу кредитования предпринимательства
Ведение. 2
Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6
Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности
10
2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10
2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности
11
2.3 Государственное финансирование
14
2.4 Самофинансирование
20
2.4 Банковский кредит
22
2.5 Коммерческий кредит
25
Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане
27
Заключение 38
Список использованной литературы 40
По состоянию на 1 декабря 2006 года количество профинансированных проектов (за минусом погашенных) составляет 19, на общую сумму 9 968 375,70 долларов США (сумма текущей задолженности с учетом погашения основного долга составляет – 6 927 646,18 долларов США). В освоении средств второго транша займа АБР приняло участие всего 12 банков второго уровня и АО «Астана-Финанс». Фондом профинансирован напрямую один проект, второй передан по договору уступки прав (требовании).
По программе развития малых городов. По состоянию на 1 декабря 2006 года профинансировано 280 проектов на сумму 1 479 102 908 тенге.
Фондом также ведется кредитование проектов СМП из малых городов за счет собственных средств. По состоянию на 01.12.06 г. количество действующих проектов составляет 106 на сумму 1 009,2 млн. тенге
По
программе поддержки
По программе кредитования
Кроме того, Советом директоров АО «Фонд развития малого предпринимательства» было принято решение о снижении ставки вознаграждения по финансированию проектов по линии женского предпринимательства, входящих в Программу кредитования субъектов малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета (в том числе женского предпринимательства) с 12% годовых до 9%. Финансовая поддержка развития субъектов малого предпринимательства Фондом позволила создать порядка 250 тыс. рабочих мест во всех регионах нашей республики. Проблемы Фонда: это - недоступность инвестиционных средств для малого предпринимательства вследствие недостаточности у них залоговых средств.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития АО «Фонд развития малого предпринимательства» на 2005-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2005 года № 862, АО «Фонд развития малого предпринимательства» (далее – АО «ФРМП») оказывает финансовую поддержу действующим микрокредитным организациям (далее - МКО) и принимает участие в уставном капитале по созданию МКО вне зависимости от местонахождения, а также спецификации деятельности.
По состоянию на 1 декабря 2006 года с начала реализации Концепции развития АО «Фонд развития малого предпринимательства» на 2005-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2005 года № 862 АО «ФРМП», поддержаны 116 проектов на общую сумму 3 938,26 млн. тенге, из которых 29 проектов зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в районных центрах и сельских местностях. Кроме того, в целях повышения уровня доходов, снижения бедности и развития индивидуального и семейного предпринимательства сельского населения на основе микрокредитования с 2005 года филиалами АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» реализуется бюджетная программа «Организация системы микрокредитования сельского населения». На реализацию данной бюджетной программы из республиканского бюджета в 2005 году был выделен 1,0 млрд. тенге, в 2006 году – 2 млрд. тенге.
Микрокредитные
и микрофинансовые организации
являются 3-м уровнем системы
По данным Государственного статистического регистра Республики Казахстан количество микрокредитных организаций на 1 января 2005 года составило 177 единиц, из них активно действующие составляют 40,7% (72 единиц), во временном простое - 10,2% (18 единиц), одна организация находится в процессе ликвидации, остальные находятся на стадии становления.[20] Основным фактором, сдерживающим развитие системы микрокредитования до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрокредитования, комплексной поддержки со стороны государства данного сектора для повышения в последующем привлекательности микрокредитных организаций для потенциальных инвесторов.
Проблемы развития сектора микрокредитования:
− дефицит и дороговизна фондов для последующего размещения;
−
недостаточность средств у
− недостаток квалифицированных кадров, знакомых со спецификой микрокредитования;
− отсутствие методологии и обучающих программ для участников системы микрокредитования;
− отсутствие технической и ресурсной базы;
− отсутствие единого органа, курирующего состояние микрофинансового сектора, тенденций и перспектив его развития, развивающих их структуру и методы их оценки;
− отсутствие развитой системы мониторинга, внутреннего контроля;
−
слабое взаимодействие отечественных
банков и других небанковских организаций
с микрокредитными
− неотработанная схема сотрудничества микрокредитных организаций с государственными органами управления и государственными институтами развития.
На сегодняшний день в Казахстане, по данным статистики, количество микрокредитных организаций увеличилось со 177 единиц в 2004г. до 745 единиц в 2006г., что больше в 4 раза, это говорит о повышении роли микрокредитной организации, о понимании больших возможностей, как для субъектов предпринимательства, так для широкого круга населения, в том числе, для малоимущих слоев населения.
Из
созданных 745 микрокредитных организаций
действующие составляют 94% или 697 единиц,
из которых 250 (36%) – наиболее активные
(рисунок 9).
Рисунок 9 - Количество
микрокредитных организаций
В настоящее время в Казахстане функционирует порядка 44 бизнес-инкубаторов и инновационных центров. Практически все они были созданы по инициативе местных исполнительных органов и находятся в стадии своего становления. Бизнес-инкубаторы представляют собой структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные, бухгалтерские и офисные услуги, также услуги по обучению. Главным назначением бизнес-инкубаторов, является обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий, находящихся на его территории. Существуют технопарки, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений или научно-исследовательских институтов с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Многие бизнес-инкубаторы не соответствуют международной практике концепции создания данной формы инфраструктуры: ограничиваются лишь организацией юридического лица, предоставлением офисных и производственных помещений и выполняют свое истинное предназначение крайне слабо либо вовсе не выполняют, что приводит к следующему:
− слабая теоретическая и практическая подготовка менеджеров и организаторов бизнес-инкубаторов;
−
отсутствие понимания и должной
поддержки бизнес-инкубаторов
− ограниченность финансовых средств и информации.
Технопарки не достигли финансовой самостоятельности и нуждаются в поддержке со стороны государства и других организаций.
Также
созданы информационно-
На начальном этапе создания субъекты малого и среднего предпринимательства сталкиваются с рядом организационных проблем: какой налоговый режим выбрать, куда обратиться по вопросам финансирования и т.д. Поэтому большая роль на этом этапе отводится консалтинговым компаниям.
Консалтинговые компании оказывают услуги субъектам малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
− правовое обеспечение;
− аудит и бухгалтерия;
− маркетинговые исследования;
− бизнес-планирование;
− налоговое законодательство;
− таможенные процедуры и т.д.
Услуги консалтинговых компаний являются дорогостоящими, и не каждый субъект малого и среднего предпринимательства может себе позволить ими воспользоваться. Рынок консалтинговых услуг не в полной мере насыщен даже в крупных городах, а в удаленных от центра регионах - практически полностью отсутствует.
На сегодняшний день на территории Республики Казахстан действует более 150 аккредитованных иностранных и международных организаций, оказывающих ресурсную, методическую и информационную поддержку казахстанским субъектам малого предпринимательства.
Важную роль в ускоренном развитии малого предпринимательства играет активное привлечение прямых инвестиций. Для прямых инвестиций в основной капитал с объемом до 10 млн. долларов США, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, с августа 1998 года действует упрощенный порядок оказания государственной поддержки. Развитию малого бизнеса и предпринимательства способствует также Фонд развития малого предпринимательства, в рамках деятельности которого осваиваются кредитные линии ЕБРР и АБР, выделенные для малого предпринимательства.
Европейский Банк Реконструкции и Развития выделил для развития малого предпринимательства кредитную линию на сумму 77,5 миллиона долларов США. В рамках этой кредитной линии на 1 октября т.г. профинансировано семь тысяч проектов. В рамках программного займа для сельскохозяйственного сектора, выделенного Азиатским Банком Развития, освоено 33,4 миллиона долларов США. В ходе выполнения программы по поддержке отечественного товаропроизводителя фондом прокредитованы проекты предприятий малого и среднего бизнеса на сумму 22,7 миллиона долларов США. Программой поддержки малого бизнеса охвачены все регионы республики, кредиты фонда способствовали созданию 41,4 тыс. рабочих мест. В то же время сдерживающими факторами для дальнейшего увеличения объема предоставляемых кредитов является длительность экспертизы материалов, предоставляемых предпринимателями по проектам, а также удорожание кредитов, направляемых через банки второго уровня, из-за вознаграждения устанавливаемого банками за обслуживание кредитов.[13]
Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства со своей стороны не всегда могут правильно построить свои взаимоотношения с финансовыми институтами. Среди основных причин можно выделить: недостаточный опыт работы в новых условиях, отсутствие необходимого залогового обеспечения, высокие процентные ставки по получаемым кредитам для организации нового производства и приобретения технологического оборудования, затруднение в своевременном получении информации о сложившихся ценах на оборудование, что приводит к приобретению его по завышенным ценам и длительной окупаемости проекта.
Общественные организации и отраслевые объединения (ассоциации) играют связующую роль между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества и являются одним из механизмов регулирования общественных отношений в предпринимательской среде.
Таким образом, наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Основные мероприятия, по-видимому, должны быть ориентированы на решение следующих вопросов:
Информация о работе Финансирования и кредитование предпринимательства