Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из этого следует, что, во-первых, конкуренция представляет собой объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, а, во-вторых, – это антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическая деятельность не ограничивается законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и рыночной экономики в целом.

Содержание

1. Теоретический вопрос: Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления. ...стр. 3
1.1. Развитие и становление антимонопольного и конкурентного законодательства и регулирования в Российской Федерации. ...................стр. 3
1.2. Система современного российского антимонопольного законодательства..............стр. 7
1.3. ФАС России в системе антимонопольного и конкурентного регулирования. ........стр. 9
2. Ответы на вопросы. ..................................................................................стр. 14
3. Практические задачи. ...............................................................................стр. 18
Список литературы .......................................................................................стр. 25

Работа содержит 1 файл

Предпринимательское43737f.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

1. Теоретический вопрос: Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления. .....................................стр. 3

1.1. Развитие и становление антимонопольного  и конкурентного законодательства  и регулирования в Российской Федерации. ...................стр. 3

1.2. Система современного российского  антимонопольного законодательства.

............................................................................................................................стр. 7

1.3. ФАС России в системе антимонопольного и конкурентного регулирования. ................................................................................................стр. 9

2. Ответы на вопросы. ..................................................................................стр. 14

3. Практические задачи. ...............................................................................стр. 18

Список литературы .......................................................................................стр. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический  вопрос:

Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления.

1.1. Развитие и становление антимонопольного и конкурентного законодательства и регулирования в Российской Федерации.

 

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из этого следует, что, во-первых, конкуренция представляет собой  объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, а, во-вторых, – это антипод монополизма  в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическая деятельность не ограничивается законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и рыночной экономики в целом.

На поддержание конкуренции  и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.1

Прежде всего, обращает на себя внимание ст. 8 Конституции РФ, из которой следует, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуги финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Государство, его органы и их должностные лица обязаны создать и поддерживать такое единство экономического пространства, которое соответствует требованиям, указанным в ст. 8 Конституции РФ2.

Ныне  действующее российское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В июле 1991г. практически одновременно с принятием упомянутого Закона был создан Государственный комитет  РФ по антимонопольной политике и  поддержке новых экономических  структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003г. - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС России). Компетенция указанных антимонопольных органов напрямую определялись Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Конституция РФ, принятая всенародным  голосованием в этом же году, гарантировала  единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства РФ - этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.3

Третий  этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994г. в  связи с принятием нового ГК РФ. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991г.

Четвертый этап - создание новых направлений  Закона РСФСР «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», а именно ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».4

Пятый этап развития антимонопольного законодательства - это формирование законодательства о защите конкуренции на рынке  финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

Существенные  поправки в Закон о конкуренции 1991г. были внесены в 2002г. и в значительной степени вывели малый и средний  бизнес из-под опеки чиновников.

На настоящем  этапе венчает  развитие антимонопольного законодательства Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции».5

Рассмотрим подробнее развитие органов антимонопольного регулирования в России.

В 1990 году был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

В 1992 году в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации были упразднены  ряд комитетов и служб, занятых  антимонопольным регулированием, на  их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта 2004 года Министерство  было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.6

В настоящее время  конкуренция, способствующая нормальному развитию рынка, защищается Федеральным законом от 26 июля 2006г . N 135-ФЗ «О защите конкуренции»7.

 

1.2. Система современного российского антимонопольного законодательства.

 

Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополизма, связанных  с властью, позволяющей подавлять  конкуренцию.

Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Антимонопольное регулирование - это  важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой.8

К источникам антимонопольного законодательства относятся:

1. Конституция РФ9, в соответствии с которой гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

2. Гражданский кодекс РФ10, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10).

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства11.

4. Уголовный кодекс  РФ (ст. 178).

5. Указы Президента  РФ.

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ.

7. Нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции.12

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ. 

1.3. ФАС России в системе антимонопольного и конкурентного регулирования.

 

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. о Положении о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004г.13 ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководитель ФАС России организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФАС России договоры и другие документы гражданско-правового характера, в том числе утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих службы, заключает служебные контракты с государственными гражданскими служащими ФАС России, а также распределяет обязанности между своими заместителями, вносит в Правительство Российской Федерации: проект положения о ФАС России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников ФАС России, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности ФАС России, а также отчеты об их исполнении, утверждает положения об управлениях ФАС России, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих ФАС России, руководителей и заместителей руководителя территориальных управлений ФАС России, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФАС России, утверждает структуру и штатное расписание ФАС России в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание ФАС России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Заместители руководителя ФАС России представляют службу по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций ФАС России. Заместитель руководителя ФАС России: взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; координирует и контролирует работу управлений ФАС России, дает поручения их начальникам; проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; обеспечивает рассмотрение поступивших в ФАС России обращений, документов и материалов; рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю ФАС России; согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них.14

Информация о работе Антимонопольное и конкурентное законодательство России: проблемы становления