Внутрифирменный аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность и функции внутрифирменного аудита.

Содержание

Введение 3
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности 4
1.1. Понятие аудита в правовом контексте 4
1.2. Аудит и аудиторская деятельность 6
2. Сущность и функции внутрифирменного аудита 9
2.1. Понятие внутреннего аудита, объекты 9
2.2. Потребность организации во внутреннем аудите 9
2.3. Роль, функции и задачи внутрифирменного аудита 14
2.4. Виды внутреннего аудита 16
2.5. Специфика деятельности внутреннего аудитора 17
3. Формирование системы внутреннего аудита в компании 20
3.1. Этапы проведения внутреннего аудита 20
3.2. Эффективность внутреннего аудита 25
3.3. Профессиональные стандарты внутреннего аудита 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

внутриф. аудит контр..doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Очевидно, что начальник отдела внутреннего аудита — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками. Среди всех специалистов организации главный внутренний аудитор должен дать высшему руководству самый компетентный совет. Для оптимального решения проблем главному внутреннему аудитору необходимо объединить в себе знания бухгалтера, специалиста по налоговому праву, экономиста, финансового менеджера, юриста, маркетолога, управленца, персоналоведа, непосредственно аудиторские знания (стандарты, приемы и т.п.), знания задач, поставленных высшим руководством перед организацией, знание возможностей и потребностей коллектива, знание внешних связей организации. Он также должен обладать достаточными знаниями в области компьютерной техники и технологии, чтобы выяснить потребность в соответствующих специалистах, понять и проконтролировать их работу.

2). Соответствие с кодексом этики.

Каждый внутренний аудитор должен осознавать, что его индивидуальное решение, суждение, мнение должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению.

3). Общение с пользователями услуг и использование средств коммуникации.

Внутренние аудиторы должны поддерживать удовлетворительные отношения как между собой, так и с проверяемым персоналом, руководством организации и внешними контролерами (внешние и государственные аудиторы), использовать эффективные средства коммуникации, уметь общаться и в устной, и в письменной форме на таком уровне, чтобы ясно и эффективно (уметь донести семантически) выражать свои мнения. Все формулировки должны быть ясными для понимания, точными и лаконичными, логически правильно построенными и не допускать двоякого их толкования. Внутренние аудиторы должны знать соответствующие направлениям их деятельности прикладные отрасли психологии, понимать человеческие отношения, мотивацию проверяемого персонала, знать бихевиоральные аспекты системы внутреннего контроля (влияние контроля на поведение индивидуумов).

4). Непрерывное обучение.

Внутренние аудиторы ответственны за продолжение своего образования в целях поддержания своего профессионализма. Они должны вести непрерывную профессиональную подготовку, сдавать соответствующие квалификационные экзамены, постоянно поддерживать необходимый уровень знаний путем прохождения различных профессиональных семинаров, курсов, участия в конференциях, ознакомления с новейшей литературой, обучения по домашним программам, участия в преподавательских проектах. Внутренним аудиторам необходимо быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов.

3. Осуществление внутреннего аудита

В данный раздел включаются стандарты, регулирующие направления и стадии внутреннего аудита.

Основные направления внутреннего аудита кратко были рассмотрены выше. Конкретные направления деятельности отдела внутреннего аудита в организации зависят от целей создания отдела, размеров, оргструктуры, масштабов и видов деятельности организации, количества и региональной неоднородности месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний и т.д. В стандартах, регулирующих осуществление внутреннего аудита по конкретным направлениям, должны быть освещены соответствующие методики с указанием целей и задач различных видов проверок (например, проверка качества управленческой информации, проверка на соответствие с политикой, планами и процедурами, нормативными актами, проверка сохранности и эффективного использования ресурсов, проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и т.д.), объектов и предметов данных проверок, методов проверок, рабочих и отчетных документов внутреннего аудитора, возможных видов ошибок и нарушений, последовательности работ и порядка действий внутренних аудиторов (в том числе при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций).

Стандарты, освещающие стадии осуществления внутреннего аудита, могут быть следующими: «планирование внутреннего аудита», «проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита», «отчет по результатам внутреннего аудита», «доведение результатов внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия».

Например, в стандарте «планирование внутреннего аудита» должны быть указаны наиболее общие требования к составлению планов и программ внутреннего аудита. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) руководит составлением генеральных (или годовых) планов деятельности отдела внутреннего аудита и аудиторских программ. Генеральные планы деятельности должны включать, как минимум, следующие основные моменты: направления внутреннего аудита, сроки аудита, объемы аудита, необходимые кадровые и иные ресурсы, бюджет финансирования. Программа внутреннего аудита — это документально оформленный план реализации определенных контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки его осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий. Кроме того, здесь нужно указать на важность планирования издержек на внутренний аудит — планы должны предусматривать минимум затрат и максимум эффекта (или, иными словами, затраты на внутренний аудит (вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств) не должны превышать ожидаемых (предполагаемых) потерь (убытков) от отсутствия внутреннего аудита). Необходимо также отметить, что деятельность органов внутреннего аудита должна осуществляться по программам конфиденциального характера во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено подвергнуть аудиторскому контролю.

Стандарт «проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита» должен обеспечить достаточные гарантии того, что аудиторская объективность поддерживается и цели аудита выполняются. Информация должна быть собрана по всем вопросам, касающимся предмета, задач и объема внутреннего аудита. Следует помнить, что информация должна быть необходимой, достаточной, истинной, своевременной, аналитичной и организованной в целях обеспечения прочной основы для аудиторского заключения и рекомендаций.

Стандарт «отчет по результатам внутреннего аудита» должен регламентировать порядок составления и представления отчетности внутренних аудиторов. В отличие от отчетности внешнего аудита для внутренних аудиторов не существует стандартной формы отчетов. Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в самой организации. Основные требования к отчетам — объективность, ясность, лаконичность, конструктивность и своевременность.

В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны включать: 1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск; 2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены; 3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию; 4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений; 5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию; 6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе. Следует также помнить, что вопросы, поставленные в отчете внутренних аудиторов, рассматриваются как «открытые» до тех пор, пока от управляющего (заказчика) не придет письменный ответ на все замечания и рекомендации. В конце отчетного периода органам управления должны предоставляться итоговые отчеты о деятельности внутренних аудиторов.

В этих отчетах должны сравниваться фактическая работа по видам и участкам внутреннего аудита с запланированной, фактические расходы с бюджетом финансирования, должны отражаться имевшие место недостатки в работе отдела с указанием их причин и принятых мер к их устранению.

Стандарт «доведение результатов внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия» должен регламентировать порядок и формы сообщения результатов проверок до заказчиков внутреннего аудита. В большинстве случаев главному внутреннему аудитору приходится обсуждать с администрацией те или иные стороны своих рекомендаций и предложений. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Умение доказать верность своей позиции зависит от профессионализма и личных качеств главного внутреннего аудитора.

Но он всегда должен сохранять свою независимость и объективность в суждениях и руководствоваться кодексом этики внутреннего аудитора (или внутрифирменным кодексом поведения), а также внутрифирменными стандартами внутреннего аудита. Кроме того, в стандарте должно быть указано, что внутренние аудиторы в последующие периоды должны установить, все ли необходимые действия (корректировки, совершенствование систем управления и т.д.) по результатам проверки выполнены и достигнуты ли намеченные результаты.

4. Управление внутренним аудитом

В этот раздел должны быть включены следующие стандарты: «управление подразделением внутреннего аудита», «регламентация внутреннего аудита», «контроль качества работы внутренних аудиторов», «управление персоналом отдела внутреннего аудита», «координация действий с внешними аудиторами», «аудиторские комитеты».

Стандарты внутреннего аудита должны при необходимости пересматриваться в целях их соответствия изменениям внешней среды.


Заключение

 

В заключении следует отметить, что внутренний аудит сегодня — это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций для совершенствования хозяйственной деятельности организации. Внутренний аудит помогает предприятию достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды:

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, бизнес-проектов с целью выявления возможностей их улучшения. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития.

Поэтому такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик) сбыта продукции;

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).


Список использованной литературы:

Информация о работе Внутрифирменный аудит