Влияние кризиса на предприятие ОАО "Себряковцемент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.
Предмет исследования – анализ финансового состояния предприятия.
Объект исследования – ОАО «СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ»
Для достижения цели определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и причины возникновения кризиса на предприятии;
2. Дать краткую экономическую характеристику ОАО «Себряковцемент»;
3. Провести анализ ликвидности и платёжеспособности;
4. Проанализировать финансовую устойчивость;
5. Провести анализ прибыльности и деловой активности;
6. Разработать предложения, направленные на улучшение финансового состояния ОАО «Себряковцемент».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и причины возникновения кризиса на предприятии……………...5
2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Себряковцемент»………..10
3. Анализ ликвидности и платёжеспособности………………………………..12
4. Анализ финансовой устойчивости…………………………………………...17
5. Анализ прибыльности и деловой активности……………………………….22
Выводы и предложения, направленные на улучшение финансового состояния ОАО «Себряковцемент»………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

влияние кризиса на ОАО Себряковцемент 1.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

     Под влиянием указанных факторов возросла продолжительность операционного  цикла с 30 до почти 70 дней. Данная тенденция отрицательно влияет на финансовую деятельность предприятия, т.к. время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности увеличилось в 2,3 раза. 

     Продолжительность финансового цикла при этом также  возросла с 13 до 60,7 дней. Таким образом, в течение практически 61 дня финансовые ресурсы отвлечены из оборота.

       Отрицательным в работе ОАО  «Себряковцемент» следует отметить  и такой факт, как снижение  эффективности использования основных  фондов. Если в 2007г. фондоотдача основных средств составляла 7,79, то в 2009г. – 2,53 руб., т.е. снизилась в 3раза. В результате уменьшения, выручка от реализации продукции снижена на  12696 млн. руб. (-5,26 ∙ 2413683) по сравнению с 2007г. и на  9123,7 млн. руб. (-3,78 ∙ 2413683) по сравнению с 2008г.  Где 2413683 – среднегодовая стоимость основных фондов  2009г.

     Производительность  труда на заводе в отчётном году снизилась, что также отрицательно сказывается как на производстве, так и на реализации продукции. Из-за снижения производительности в 2009г. по сравнению с 2007г. выручка уменьшилась на 1932,3 млн. руб. (-853,13 ∙ 2265) и на 4651 млн. руб.(-2053,41 ∙ 2265) – по сравнению с предшествующим периодом. 2265 – это численность работников – всего 2009г. (см. табл. 1).

     Таким образом, на основе проведённого анализа прибыльности (рентабельности) и деловой активности ОАО «Себряковцемент» мы можем заключить, что предприятие прибыльное и рентабельное. При этом наблюдается тенденция в снижении всех показателей рентабельности, что отрицательно характеризует работу всего коллектива.

     Имущество предприятия используется менее  эффективно в 2009г. по сравнению с  предшествующими периодами. Анализ деловой активности показал, что оборачиваемость оборотных активов замедлилась, что привело к росту производственного и финансового циклов.

Выводы  и предложения, направленные на улучшение финансового состояния ОАО «Себряковцемент» 

     На  основе проведённого исследования о  влиянии кризиса на финансовое состояние  предприятия можно сделать следующие  выводы.

     Экономический кризис – это нормальное явление  рыночной экономики, в котором выживают и получают иммунитет и опыт, только сильные предприятия. Задача предприятия в период кризиса – приспособиться к условиям «изменившейся окружающейся  экономической или рыночной среды».

     Не  обошёл стороной кризис и исследуемое  предприятие – ОАО «Себряковцемент». В процессе проведённого анализа выявлено, что ОАО «Себряковцемент» находится на первой фазе кризиса. Это проявляется, прежде всего, в том, что снижается рентабельность и объём прибыли.

     Данному снижению предшествовало сокращение, как объёма производства, так и отгрузка цемента в 2009г. по сравнению с предшествующими периодами.

     Значительно сократился и импорт цемента. За три  года объём продаж уменьшился в 4,3 раза.

     Снижение объёмов производства привело к сокращению кадров на предприятии. Однако сокращению подверглись лишь работники, достигшие пенсионного возраста и нарушающие трудовую дисциплину. По сравнению с 2008г. численность всего персонала уменьшилась на 23 человека, в т.ч. на 10 человек – ППП.

     Анализ  ликвидности и платёжеспособности выявил, что ОАО «Себряковцемент» является ликвидной и платёжеспособной организацией на протяжении всего анализируемого периода.

     Анализ  финансовой устойчивости показал, что  ОАО «Себряковцемент» относится к предприятиям с абсолютной финансовой устойчивостью.

     Уровень финансовой независимости характеризует  коэффициент автономии. За три года его значение возросло с 89 до 96 %. При  этом соответственно снизилась и  без того низкая величина заёмного капитала.

     ОАО «Себряковцемент» финансирует свою деятельность собственным капиталом  без привлечения кредитов банка. Своевременно производит расчёты по своим обязательствам перед кредиторами.

     В результате анализа деловой активности установлено, что оборачиваемость всех оборотных активов замедлилась, что отрицательно характеризует работу предприятия. Замедлилась оборачиваемость дебиторской задолженности. Это явилось результатом того, что производственный и финансовый циклы возросли, что также отрицательно характеризует работу предприятия.

     Итак, любая ситуация на рынке, которая приводит к вынужденному снижению объёмов производства, увеличению дебиторской задолженности, перепрофилированию производства попадает под определение «кризиса».

     В период кризиса в жизни предприятия всегда возникают проблемы связанные с нехваткой финансовых средств, и оно становится уязвимым во всех сферах деятельности. В такие периоды антикризисное управление становится надеждой на выживание предприятия.

     Особую  роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предприятия, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения. Основной зоной деятельности антикризисных программ является зона финансового управления,  поэтому усиление контроля за денежными средствами и затратами всегда будет первым шагом к преодолению кризиса на предприятии.

     Практические инструменты для решения актуальных задач в последовательности из 7 укрупненных блоков в привязке к типовой структуре управления предприятием представлены на рис.6: 

Рис. 6. Последовательность рассмотрения антикризисных задач и инструментов для их решения

     Для выхода из кризисной ситуации и укрепления финансового состояния ОАО «Себряковцемент» можно порекомендовать следующие  задачи и инструменты для их решения (табл. 10).

     Таблица 10

     Задачи  и инструменты  для их решения, направленные на укрепление финансового состояния предприятия

Направления управлением предприятием

Задачи 

Риски

Данные  для правильного решения

1. Управления сбытом, продажами

Оптимизировать дебитор-скую задолженность. Классифицировать дол-жников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий. Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др. 
 
 
 Данные о  текущей задолженности, включая  срок просроченной задолженности,  история отношений с клиентом, объём и регулярность осуществляемых  им закупок, доля поку-пателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды. 
 
 
 
 
Привлечь и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий. Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной работы персонала и неэф-фективного взаимо-действия, из-за не-конкурентоспособных условий отгрузки и др. Информация об эффективности источ-ников рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов, их классификация по ABC-методу, история взаимоотношений с ними и др.
  Определить оптимальные цены на товары. Здесь важно найти ответы на вопросы: на какую номенклатуру и на сколько необходимо изме-нить цену, как это соотносится с динамикой цен конкурентов. Работа «в минус», лавинообразное снижение цен на рынке, неэластич-ность спроса и др. Цены конкурентов, себестоимость текущая и прогнозная, остатки продукции и планы  поступлений, динамика спроса, рыночная конъюнктура, дополни-тельные затраты, различные сценарии продаж и др.
Оперативно просчитать рентабельность сделки. Например, в позаказном производстве важным конкурентным преимущес-твом является возможность оперативно в момент приёма заказа просчитать плановую рентабельность производства продукции под индиви-дуальные потребности заказ-чика. Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой в итоге не будет прибыли. Динамически составлен-ная структура затрат по заказу на основе форма-лизованных инженерных данных и себестоимости ресурсов, прогнози-руемая рентабельность в зависимости от объёмов заказа.
Повысить эффективность работы производственного персонала, оптимизировать затраты и адаптировать систему мотивации менед-жеров под новые условия. Кадровые ошибки, не-эффективность системы мотивации. Сравнение показателей  работы менеджеров, привязка системы  оплаты труда к показателям, инфор-мация о классе сотрудника: «генератор прибыли»; «серед-нячок», которого можно эффективно обучить; «балласт», от которого нужно избавляться.
Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала. Кража информации о клиентах. База данных CRM с разграничением прав доступа.
2. Управления производством Оптимизировать производ-ственные процессы и снизить себестоимость. Получить существенно  меньший эффект от экономии, чем  ожидался, не обратить внимание на затраты, которые можно существенно снизить без ущерба для бизнеса, получить существенное снижение качества про-дукции, не выполнить план производства и потерять клиентов и др. Подробная структура  затрат по подраз-делениям, детальная себестоимость каждого вида продукции, контроль затрат на местах их возник-новения, анализ влияния изменений на техно-логию производства, анализ и оптимизация норм выполнения опе-раций и др. 
Осуществлять динамичное перепланирование произ-водства с учётом изменений планов продаж. Не перестроив вовремя планы, можно произвести изделия и их компоненты, которые не будут востребованы длительное время. Отсутствие необхо-димых ресурсов или сбои в поставках материалов не позволят выполнить в срок заказ клиента. Изменения и  различные сценарии планов продаж, производства и снабжения, информация о ресурсах и загрузке рабочих центров, сост-ояния заказов в производстве, объёмах незавершенного про-изводства, изменениях в составе и технологиях изготовления изделий и многое другое.
  Повысить качество и конкурентоспособность продукции без роста себестоимости, адаптировать производство под выпуск измененных изделий с учётом специфики заказываемых клиентами опций, контролировать рентабельность производства в изменяющихся условиях. Ошибки в  проектировании новых изделий, не выполнение в срок заказов на новую продукцию, большие потери на переналадке оборудования, неоптимальная загрузка ресурсов, срыв планов выпуска параллельных изделий, «работа в ноль» и др. Инженерные  данные, тесно увязанные с данными  о ресурсах предприятия.
Сократить затраты на проведение ремонтов и обслуживание оборудо-вания, на период при-остановки инвестиций в переоснащение производ-ства поддерживать работо-способность имеющегося оборудования с минималь-ными затратами. Закупка излишних зап-частей и материалов, сохранение высоких затрат на ремонты при сниженном объёме производства и продаж, невыполнение ремонтов, от которых зависит выполнение плана производства. Планируемая загрузка рабочих центров, оптимизированный график технического обслуживания и ремонтов для каждого оборудования, загрузка трудовых ресурсов в рамках не отдельного цеха, а предприятия в целом, перечень запчастей и материалов, от закупки которых можно временно отказаться.
Не допустить утечки конфиденциальных данных при сокращении персонала.

Кража информации о технологиях, показателях производства

База данных с разграничением прав доступа.

3. Управления снабжением, закупками

Правильный выбор постав-щиков с учётом изменяя-ющихся в период кризиса цен и условий поставок. Срыв поставок критичных для производства мате-риалов из-за недостатка финансирования, выбор поставщиков с неоптималь-ными ценами и условиями поставок. База поставщиков  с ценами, условиями поставок, история  отношений с постав-щиком, актуальные планы производства и снабжения, бюджет на закупки.
Закупать только то, что необходимо в условиях постоянного изменения планов и прогнозов продаж товаров, потребностей в материалах основных и обслуживающих произ-водств. Контролировать заявки служб на их соответствие планам и лимитам. При ограниченном финан-сировании закупить не-нужные материалы и не обеспечить закупку необхо-димых для выпуска востребованной продукции материалов, заморозить дефицитные оборотные средства на складе. Точные актуальные потребности в мате-риалах с класси-фикацией по критич-ности закупки, кален-дарные планы закупок, лимиты по подраз-делениям, бюджеты на закупки, информация о прогнозируемом нали-чии денежных средств для платежа
Сократить дополнительные затраты при закупке материалов. Не выявить  часть затрат, которые можно эффективно сократить. Структура косвенных  затрат в себестоимости материалов.
  Классифицировать задолженности постав-щикам по рискам для бизнеса, определить очеред-ность погашения задолжен-ностей. Срыв поставок по причине неоплаты, остановки про-изводства, проблемы с покупателями. Информация  о задолженности постав-щикам, платёжный календарь, информация от каких закупок можно отказаться из-за изме-нения планов производ-ства, информация об условиях поставок.
Не допустить утечки информации о поставщиках при сокращении персонала. Кража информации о поставщиках. База данных постав-щиков с разграничением прав доступа.

4. Управления персоналом

Выявить неэффективные трудовые ресурсы для сокращения затрат на персонал. «Под метёлку» сократить полезных сотрудников, от которых зависит при-быльность компании. Объективные измеримые  показатели работы сотрудников
Оптимизировать систему мотивации персонала, завязать систему оплаты на ключевые показатели. Не учесть возможные сценарии изменения ключевых показателей и их отражения в фонде оплаты труда. Сценарии планов затрат на персонал с учётом различных  вариантов развития экономики.
Сценарии  планов затрат на персонал с учётом раз-личных вариантов развития экономики. Вложить средства в обучение и не получить улучшения  показателей работы. Динамика показателей  работы сотрудника до и после обучения.
Изменить систему оплаты труда производственного персонала, оптимизировать нормативы расхода времени на выполнение производ-ственных операций. Ошибки чреваты  сбоями в производстве, саботажем, забастовками. Точные данные о количестве выполненных в производстве операций и актуальные нормативы  по их исполнению, автоматический расчёт сдельной зарплаты.
Иметь достаточные кад-ровые ресурсы для осуществления инвести-ционных проектов. Несогласованное между собой сокращение инвести-ционных проектов и персонала может привести к невозможности выполнения тех проектов, которые решено продолжить или активизировать. Портфель проектов, содержащий данные по задействованному персоналу.

Не допустить утечки информации при кадровых изменениях

Передача информации конкурентам. База данных персонала с распределением прав доступа

5. Управления материальными ресурсами

Выявить для списания, реализации или исполь-зования в производстве невостребованные запчасти и материалы, цеховые заделы, неучтенные мате-риальные ценности и другие неликвидные запасы. Получение недостоверных  данных, не учитывающих планы производства и перемещения ТМЦ между складами и цехами, происходившие в период инвентаризации. Данные инвентаризации складов и незавер-шенного производства в сопоставлении с потреб-ностями производства в соответствии с планами продаж, данные обо всех движениях ТМЦ.
Выявить источники доба-вочной стоимости мате-риальных ресурсов и отказаться от многих из них. Без всестороннего  анализа добавочной стоимости можно  принять ошибочные решения –  сократить затраты на одном конце  бизнес-процесса, увеличив их на другом. Данные о  себестоимости каждой партии мате-риальных запасов и динамики изменения себестоимости по мере осуществления анти-кризисных изменений.
  Оптимизировать затраты на складской персонал. Если не обеспечить замену персонала оптимизи-рованными складскими технологиями, можно получить комплекс проблем. Данные из информа-ционной системы, опти-мизирующей складское хранение и высвобож-дающей ресурсы.
Использовать освободив-шиеся в ходе оптимизации складов помещения для предоставления услуг ответственного хранения и получения дохода с них. Без информационных техно-логий оказание услуг ответственного хранения может существенно увели-чить затраты на ручной контроль за товарно-материальными ценностями и персоналом. Данные из автома-тизированной системы учёта услуг ответ-ственного хранения.
Оптимизировать потоки материалов на предприятии. Без системы  сквозного планирования продаж –  производства - снабжения  оптимизация может стоить дороже, чем полученная в результате экономия, так как при каждом существенном изменении планов нужно вновь «вручную» оптимизировать материальные потоки. Данные о  потребностях в материальных ресурсах на всех участках, согласованные по вре-мени с планами про-изводства и снабжения.

6. Управления финансами

Быстро получать опера-тивную информацию по финансовым показателям. При ускоренной подготовке данных  разными подразде-лениями в ручном режиме и при лоскутной автома-тизации неизбежны ошибки, которые могут привести к неправильным решениям. Данные непосредственно  из комплексной учётно-управленческой системы.
Не допускать кассовых разрывов, планировать поступления и расходы. Не оплатить вовремя поставку материалов – сорвать  выполнение плана, не выплатить вовремя  задолженность – поставить под  вопрос новые кредиты, не предоставить покупателю рассрочку на 3 дня, имея такую возможность – потерять покупателя и т.д. Прогнозные  данные о поступлениях и расходах на каждый день, план-фактные сравнения, учёт отклонений.
Оптимизировать дебитор-скую задолженность. Класси-фицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Для предприятия важно принимать обосно-ванные решения по предоставлению кредиторам кредитных линий. Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др. Данные о  текущей задолженности: срок просроченной задолжен-ности; история отно-шений с клиентом, объём и регулярность осуществляемых им закупок; доля покупа-теля в структуре доходов и валовой прибыли
Оперативно отслеживать структуру оборотных средств. Если отслеживать  структуру оборотных средств  по итогам периода, можно пропустить изменения, начавшиеся в начале месяца и угрожающие созданием дефицита денежных средств. Оперативные данные из учётной системы о структуре  оборотных средств.
  Анализировать доходность по видам деятельности, подразделениям, проектам. Если при  сокращении затрат или персонала  не отслеживать структуру доходности в нескольких разрезах, есть риск «зарезать  курицу несущую золотые яйца». Данные о  доходности, маржинальной прибыли, выработке  на 1 сотрудника в различных разрезах структуры и бизнес процессов предприятия.
Оптимизировать затраты, выявив все источники их снижения Если не иметь  детальные данные о структуре  затрат и их взаимосвязях, есть риск принятия неправильных решений  Достоверные данные о структуре затрат в различных  разрезах по периодам
Планировать деятельность по нескольким сценариям развития в зависимости от длительности кризиса, степени его проникновения в отрасль, влияния на курсы валют. В условиях постоянных изменений бюджетирование без качественной автома-тизации превращается в монстра из тысяч слабо-связанных таблиц, не позволяющего быть уве-ренным в достоверности планов и принятии пра-вильных решений.  Бюджеты движения денежных средств, доходов и расходов, разработанные для нескольких сценариев  развития экономики, регулярные оперативные данные план-фактного анализа.
Оперативно контролировать финансовые показатели филиалов и дочерних обществ. Если получать данные из филиалов и ДЗО один раз  в месяц, через несколько дней после сведения баланса, есть огромный риск неправильно оценить скорость про-никновения кризиса в регионы и ошибиться в планируемых поступлениях и затратах. Оперативная (не реже 1 раза в день) инфор-мация по ключевым показателям, в том числе поступлениям и расхо-дам.
Управлять платежами филиалов и ДЗО. Как правило, качество управления в региональных отделениях ниже, чем в центральном аппарате, в таких условиях без централизации  управления финансами есть риск не отследить существенные необоснованные в новых условиях расходы. Система контроллинга, построенная на данных консолидации пока-зателей, бюджетиро-вания и установления лимитов.
Анализировать бизнес по стандартам международной отчётности, принимать более точные управленческие решения. Без системы  автоматизации составление отчётности МСФО путём трансфор-мации данных бухгалтер-ского учёта трудоемкости, затратоёмкости, несёт риски ошибок и нестыковок. Автоматическая  гене-рация основной части отчётности в соответ-ствии с МСФО, синхро-низация изменений в ходе подготовки регла-ментированной отчёт-ности и отчётности МСФО.
7. Стратегическое управление Осуществлять долгосрочное планирование стратегичес-ких целей, определять сценарии их достижения с учётом сценариев развития кризиса, контролировать показатели в ключевых точках. Ошибка в планах, не-учтённые факторы, не-предусмотренные сценарии развития событий могут нанести бизнесу непопра-вимый урон. Ключевые показатели текущей деятельности, прогнозы развития ключевых внешних факторов (спрос, конкуренция, доступ-ность финансов, разви-тие технологий и др.), ключевые показатели через 1, 3 и 5 лет с учётом различных сценариев развития бизнеса.

Инструменты управления

«1С:Предприятия 8»

Прозрачность ключевых показателей деятельности группы компаний. Не видя истинную картину в многочисленных ДЗО, эффективность стратеги-ческого корпоративного управления существенно снижается. Оперативные данные ключевых показатели из всех дочерних и зависимых обществ не позволят подтасовывать результаты в конце  отчетного периода.

Список  использованной литературы

     1. Банк В. Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 344с.

     2. Быкадорова В. Л., Алексеева П.  Д. Анализ финансового состояния  предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006. –  645с.

     3. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчётности. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. – 336с.

     4. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для  принятия экономических решений.  – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 350с.

     5. Канке А. А., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288с.

     6. Савицкая Г. В. Методика комплексного  анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 303с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Влияние кризиса на предприятие ОАО "Себряковцемент"