Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:13, дипломная работа
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска и продажи готовой продукции 6
1.1. Учет выпуска готовой продукции 6
1.2. Учет продаж готовой продукции 18
1.3. Методы анализа выпуска и продаж готовой продукции 23
1.4. Экономическая характеристика ООО «Пласт» 34
Глава 2. Учет выпуска и продажи готовой продукции в ООО «Пласт» 37
2.1. Первичный учет выпуска и продаж готовой продукции 37
2.2. Аналитический и синтетический учет выпуска и продаж готовой продукции 38
2.3. Недостатки учета выпуска и продаж готовой продукции 43
2.4. Совершенствование учета выпуска готовой продукции: разработка программы контроля учета готовой продукции 44
Глава 3. Анализ выпуска и продаж готовой продукции ООО «Пласт» 52
3.1. Анализ динамики выпуска и продаж готовой продукции 52
3.2. Анализ ассортимента и структуры продукции 57
3.3. Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции 61
3.4. Пути увеличения выпуска и продаж готовой продукции 63
Глава 4. Аудит готовой продукции 65
4.1. Методика проверки учета готовой продукции и ее реализации 65
4.2. Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 70
Заключение 74
Список литературы 79
Приложения 92
Для учета выручки от продажи
продукции, ее себестоимости, полученных
от покупателей налогов и
Выручка, поступивший от покупателя платеж отражаются по кредиту счета 90 "Продажи" общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и начисленные к получению с покупателей налоги (НДС, акцизы).
По окончании отчетного
При отражении операций по продаже, поступлению выручки, списанию проданной продукции, выявлению прибыли или убытка счет 90 "Продажи" корреспондирует по дебету и кредиту с соответствующими счетами.
При формировании выручки, поступлении средств, списании себестоимости продукции, начислении налогов, выявлении прибыли (убытка) составляются бухгалтерские записи. Система таких записей, использование корреспондирующих счетов зависят от выбранного организацией метода определения выручки от продажи продукции. Существуют следующие методы определения выручки от продажи:
по моменту отгрузки продукции;
по моменту оплаты продукции.
Метод учета продажи по моменту отгрузки продукции характеризуется тем, что выручка от продажи определяется по моменту отгрузки или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату средства или нет.
Проданная продукция списывается
непосредственно со склада на счет
90 "Продажи" по фактической себестоимости.
При использовании в
Для учета расчетов с получателями продукции используется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", по дебету которого отражается задолженность покупателей за полученную ими продукцию в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", а по кредиту - погашение задолженности после получения средств в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по покупателям или по каждому предъявленному им счету с помощью карточек или ведомости.
Выявленный результат от продажи продукции списывается на финансовые результаты деятельности организации. На полученную прибыль счет 90 "Продажи" дебетуется, а на убыток - кредитуется.
Поступление средств от покупателей в уплату за полученную продукцию учитывается по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Фактическая себестоимость проданной продукции списывается со счета 43 "Готовая продукция". Если же в текущем учете используется нормативная (плановая) себестоимость, то применяется счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Фактическая себестоимость проданной продукции в этом случае исчисляется путем сложения нормативной (плановой) себестоимости и отклонений от нее, выявленных при выпуске из производства продукции.
Учет продажи по моменту оплаты продукции используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию, т.е. право собственности на переданную покупателю продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты.
При этом методе учет операций по отгрузке продукции ведется на счете 45 "Товары отгруженные". На нем отражаются готовые изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные собственным транспортом в адрес покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.
Как правило, в текущем учете продукция отражается по продажным ценам (учетным ценам). По окончании отчетного периода исчисляется ее фактическая себестоимость. При этом используются данные об остатках и движении продукции по счету 43 "Готовая продукция" и об объеме отгруженной продукции.
По счету 45 "Товары отгруженные" ведется аналитический учет. В условиях журнально-ордерной формы учета для этого применяется ведомость N 16, раздел "Отгрузка, отпуск и продажа продукции, работ и услуг". Аналитический учет в ней ведется по каждому факту отгрузки с указанием грузополучателя. Ведомость строится линейно-позиционным способом - отгрузка и оплата продукции по каждому расчетно-платежному документу фиксируются по одной линии по графе "Отгружено" и графе "Оплачено".
В течение отчетного периода
на основании выписок с
Из всего изложенного следует, что если выручка от продажи продукции определяется по моменту поступления денежных средств, применяется счет 45 "Товары отгруженные", а при определении выручки по моменту отгрузки продукции - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На обоих счетах отражается задолженность получателей продукции с той лишь разницей, что на счете 45 "Товары отгруженные" она показывается по себестоимости, а на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - по продажным ценам. При этом счет 45 "Товары отгруженные" по дебету корреспондирует со счетом 43 "Готовая продукция", по кредиту - со счетом 90 "Продажи", а счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует по дебету с кредитом счета 90 "Продажи", а по кредиту - со счетами учета денежных средств.
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основными задачами здесь являются:
Основными показателями объема выпуска являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем продажи продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Продажа продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов выпуска и продажи продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.
При анализе объема продаж продукции используются абсолютные (натуральные, стоимостные трудовые) и относительные (проценты, коэффициенты, сотые доли) измерители.
Готовая продукция может быть реализована по оптовым, розничным и договорным ценам.
Анализ выпуска и продаж готовой продукции включает в себя:
Анализ динамики выпуска и продаж готовой продукции
Он начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В настоящей дипломной работе я применяю среднегеометрическую взвешенную.
Для наглядности динамика товарной и валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл(1.1)
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
При анализе товарной продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.
Методика анализа ассортимента и структуры продукции
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение
текущих и перспективных
оценку
уровня конкурентоспособности
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту, продукции являются внутренние (недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии, недостаток средств, недостатки в системе управления и материального стимулирования) и внешние (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) причины.