Турфирма «Калипсо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:33, реферат

Описание работы

Общая характеристика деятельности турфирмы. Анализ маркетинговой деятельности турфирмы.

Работа содержит 1 файл

риски,не удалятьOffice Word (2).docx

— 35.58 Кб (Скачать)

Именно на этой основе формируется план маркетинга турфирмы, основой которого являются первичные данные о состоянии  рынка и состоянии целевой  аудитории фирмы «Калипсо», собранные  в ходе опросов клиентов фирмы, выборочных опросов на улицах города, а также  данные вторичной информации (пресса, отчеты турфирм и т.д.). Такой план необходим как руководство к  действию для сотрудников фирмы, практически реализующих каждое из направлений ее деятельности.

Маркетинговый план турфирмы преследует несколько  целей:

- определяет  направления, по которым должна  строиться и развиваться маркетинговая  деятельность турфирмы (территории  сбыта, виды туризма, объемы  продаж и т.д.);

- увязывает цели  маркетинга и общими задачами  турфирмы;

- обязывает фирму  исходить из реальной обстановки  на рынке туристских услуг;

- помогает соотносить  расходы на маркетинг с финансовыми  и материальными возможностями  турфирмы.

Такой план составляется в турфирме «Калипсо» один раз  в год. Само по себе составление маркетингового плана стимулирует руководство, линейных менеджеров анализировать  и продумывать все вопросы  его содержания, а значит, и углублять  свои знания и практические навыки в области маркетинга. Обсуждение этого плана в коллективе способствует поддержанию духа единой команды  и является хорошим тренингом  для рядовых работников.

В то же время  сегодня пока рано говорить о том, что в турфирме реально разработана  и реализуется одна из современных  концепций маркетинга. Дело в том, что этап жизненного цикла фирмы (этап укрепления рыночных позиций) пока не позволяет ей с точностью определить свою приверженность определенной маркетинговой  стратегии, а только ориентирует  фирму на поиск приоритетных направлений  своей маркетинговой деятельности.

На сегодняшний  день стратегические маркетинговые  цели фирмы «Калипсо» ориентированы  на два направления:

а) разработка турпродукта с учетом статуса фирмы как турагента и тур-оператора;

б) усиление своих  рыночных позиций на рынке туриндустрии г. Кемерово.

С этих позиций  в турфирме разрабатываются элементы комплекса маркетинга:

1) турпродукт;

2) ценообразование;

3) место продажи;

4) продвижение  товара на рынок.

Реализуя этот комплекс маркетинга, отдел маркетинга фирмы «Калипсо» решает следующие  задачи:

- анализ рыночного  положения турфирмы на основе  анализа факторов ее внешней  и внутренней среды и положения  ее конкурентов;

- анализ ценовой,  сбытовой, рекламной деятельности  фирмы, методов стимулирования  сбыта, выявление их сильных  и слабых сторон;

- разработка  средне- и краткосрочных прогнозов  по сбыту турпродукта;

- выбор и разработка  целевых сегментов рынка туруслуг и ориентированных на них практических действий;

- разработка  элементов фирменного стиля турфирмы, их правильное использование  в оформлении офиса, в используемых  средствах рекламы;

- разработка  плана мероприятий по рекламе  и паблик рилейшнз с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения и при необходимости – корректировка;

- разработка  предложений по формированию  и корректировке положительного  имиджа турфирмы в сознании  потребителей туристских услуг  и единой корпоративной культуры  в фирме, непосредственное участие  в их практическом осуществлении  с использованием средств реклам.

Эти задачи решают два специалиста отдела маркетинга фирмы: менеджер по планированию, формированию и продажам турпродукта и специалист по связям с общественностью.

Рассмотрим, как  в фирме «Калипсо» реализуются  элементы комплекса маркетинга.

Турпродукт является товаром фирмы, а потому его формирование в количестве и качестве, востребованных целевой аудиторией, является ключевой задачей для отдела маркетинга. Кроме того, турпродукт фирмы «Калипсо» должен чем-то отличаться от аналогичных продуктов, предлагаемых ее конкурентами в принципе для той же целевой аудитории.

На сегодняшний  день турпродукт фирмы «Калипсо» включает туры, формируемые самой фирмой по России и Кемеровской области, и туры за рубеж, покупаемые у крупных российских туроператоров.

В первом случае при формировании турпродукта отдел маркетинга фирмы формирует портфель заказов на год и поквартально. Это делается на основании заключаемых договоров на оказание соответствующих услуг с собственниками турбаз, санаториев, лечебниц Кемеровской области, исходя из имеющихся у них в наличии мест для приема отдыхающих. Очевидно, что в условиях жесткой конкуренции между местными турфирмами, высокого спроса населения на отдых в Кемеровской области и ограниченных возможностей собственников услуг, фирма «Калипсо» получает довольно ограниченное количество мест, которые она может реализовывать своим клиентам.

Такая реализация происходит по результатам активных рекламных акций, например, рекламирования предложений по организации новогодних каникул, майских праздников, летних отпусков, выходных дней и т.д., которые  можно провести на турбазах, в санаториях, лечебницах области. Эти акции проводятся задолго до начала действия каждого предложения, и до этого времени до 85 % имеющихся в наличии путевок оказываются востребованными. Остальная часть мест реализуется непосредственно перед началом действия предложений, но уже по более высоким ценам.

Указанный способ формирования и продвижения турпродукта является достаточно эффективным, особенно в работе с корпоративными клиентами. Сегодня все большее число работодателей стремится быть социально ориентированными. Поэтому организация коллективного отдыха для работников за счет средств организаций и предприятий становится хорошей традицией в России в целом и в области, в том числе.

При формировании и продвижении данного турпродукта фирма «Калипсо» как туроператор получает прибыль за счет варьирования размеров наценки на исходную стоимость услуг, устанавливаемую их собственниками по договорам. Размеры наценки колеблются, в зависимости от места отдыха, класса услуги, сезонного спроса, времени пребывания клиентов в месте отдыха, формы и времени расчетов и т.д., от 20 до 75 %. При этом каждый квартал отдел маркетинга анализирует объемы полученной прибыли, видов оказанных фирмой тур-операторских услуг, объем турпотока по каждой услуге и уровень цен на них с позиций собственной коммерческой выгоды.

Аналогичным образом  формируются турпродукт и уровень цен на различные виды услуг при предложении турфирмой экскурсионных, лечебных, образовательных и пр. туров по России. Здесь также проводятся рекламные акции, заключаются договоры с собственниками туруслуг и перевозчиками, но пока по весьма ограниченному кругу маршрутов (Москва, Петербург, туры по Золотому кольцу России). Лечебные, образовательные туры, коллективные туры для школьников и т.д. осуществляются по предварительным заявкам, и, исходя из имеющегося спроса, фирма формирует группы на определенные даты.

Соответственно, ценообразование на такие услуги осуществляется в зависимости от уровня потребительского спроса и колеблется в пределах от 25 до 50 % к размеру  выставляемой собственниками услуг  цены. Транспортные расходы таким  наценкам не подлежат. В пики сезонного  спроса (например, на отдых на турбазах, в домах отдыха и санаториях Черноморского  побережья) цены могут устанавливаться  индивидуально – в зависимости  от места отдыха, времени покупки  тура, количества отдыхающих, форм расчетов и т.д.

Зарубежные туры формируются иначе. Являясь в  данном случае турагентом, фирма «Калипсо» лишь продает туры, сформированные московскими фирмами-туроператорами, своим клиентам, беря за это комиссионные в размере 10 %, что определено в договоре между данными субъектами. Следовательно, прибыль от турагентской деятельности фирмы зависит от количества реализованных ею туров, поскольку за каждые 100 проданных туров фирма получает от своего контрагента дополнительный процент прибыли (обычно 1%).

В то же время, в  зависимости от состояния потребительского спроса на те или иные маршруты, сезонного фактора и т.д., турфирма предлагает своим клиентам в течение года скидки, которые могут достигать 70 % для «горящих туров». Тем самым процесс ценообразования как элемента комплекса маркетинга осуществляется в фирме «Калипсо» довольно гибко, что в значительной степени обусловлено высоким уровнем конкуренции.

Указанная деятельность в рамках реализуемого комплекса  маркетинга также подлежит анализу  со стороны специалистов отдела маркетинга фирмы, которые поквартально и ежегодно определяют объемы турпотока по каждому из представленных направлений и объемы полученной прибыли.

Таким образом, проведенный анализ управления маркетингом  в турфирме «Калипсо» показал, что  это управление в фирме осуществляется, причем вполне профессионально, в рамках специального структурного подразделения, созданного в ее организационной  структуре. При этом пока рано говорить о высокой эффективности маркетингового управления, поскольку фирма еще слишком мало работает на рынке туриндустрии, чтобы заявлять о своих успехах. К тому же следует отметить ряд проблем, имеющихся в данной сфере, которые в будущем могут снизить эффективность маркетингового управления в фирме «Калипсо» и ослабить ее рыночные позиции в сравнении с позициями конкурентов.

Как и у любой  другой организации, работающей в сложных  условиях рыночной экономики, тем более  в сфере туриндустрии, подверженной влиянию множества факторов, у  турфирмы «Калипсо» имеются как  достижения, так и нерешенные проблемы. Чтобы сделать выводы о том, насколько  эффективно описанное выше управление маркетингом в фирме, необходимо обратиться к возможностям SWOT-анализа. Он является одним из элементов маркетингового анализа, и хотя получаемые в ходе его проведения данные не являются исчерпывающими, все же они очень  важны для принятия решений тактического и стратегического характера.

Но прежде чем  провести такой анализ, необходимо осуществить сегментацию той  части рынка туриндустрии г.Кемерово, где позиционирует себя фирма «Калипсо, чтобы определить и ее позиции, и позиции ее конкурентов в этом сегменте. Здесь следует использовать тот же подход, что и при составлении матрицы видов туризма, предложенных местными турфирмами в 2009 г.

Таблица 2

Сегментация рынка  туриндустрии г. Кемерово по конкурентам

Формы конкуренто-способности «Калипсо» «Pegas Touristik» «Алладин» «Атлантик-Тур» «Альфа-Спорт» «S7 Tour»
1. Предлагаемый  продукт 

1.1. Качество  обслуживания

1.2. Уровень сервиса

1.3. Престиж торговой  марки

1.4. Безопасность

1.5. Комфортность

1.6. Месторасположение

1.7. Дополнительные  услуги

1.8. Ассортимент  услуг

33  

5

5 

3

4

4

5 

3 

4

38  

5

5 

5

4

4

5 

5 

5

28  

4

5 

3

3

4

3 

4 

2

29  

5

5 

3

3

4

4 

3 

2

29  

4

5 

3

3

4

3 

3 

4

33  

5

4

4 

4

4

5 

3 

4

2. Цена                               Гибкая ценовая политика
4. Продвижение продукта на рынке

4.1. Корпоративные  скидки

4.2. Призы

4.3. Реклама для  посредников

4.4. Реклама в  СМИ

13  

4

2

3 

4

15  

4

3

4 

4

12  

3

3

3 

3

11  

2

3

3 

3

10  

3

2

3 

2

15  

4

4

3 

4

Информация о работе Турфирма «Калипсо»