Теоретические основы анализа дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Один из основных способов увеличения объема продаж и даль¬нейшего развития бизнеса - предоставление покупателям отсрочек платежа. Вместе с тем это неизбежно влечет риск несвоевременного возврата средств, появления убытков и утраты платежеспособности. Все это делает необходимым разработку эффективной системы уп¬равления дебиторской задолженностью, важнейшим элементом ко¬торой является ее текущий и прогнозный анализ.
Цель контрольной работы, анализ - оценка величины, структуры и длительности погашения дебиторской задолженности.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Теоретические основы анализа дебиторской задолженности..........................4
Заключение...........................................................................................................15
Библиографический список……………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

АФО МОЯ.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный  университет»

Кафедра «Бухгалтерский учет и анализ»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Анализ финансовой отчетности»

 

 

 

 

Выполнил: Мотовилова Т. М.

Группа: ПФ –  560/З

Проверил: Тетеркина  Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание

Введение.................................................................................................................3

     Теоретические основы анализа дебиторской задолженности..........................4

Заключение...........................................................................................................15

     Библиографический список……………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Один  из основных способов увеличения объема продаж и дальнейшего развития бизнеса - предоставление покупателям отсрочек платежа. Вместе с тем это неизбежно влечет риск несвоевременного возврата средств, появления убытков и утраты платежеспособности. Все это делает необходимым разработку эффективной системы управления дебиторской задолженностью, важнейшим элементом которой является ее текущий и прогнозный анализ.

Цель  контрольной работы, анализ - оценка величины, структуры и длительности погашения дебиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теоретические  основы анализа дебиторской задолженности

 

В условиях рынка России основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно  сначала получить товар или принять  работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все  чаще используют предоставление коммерческого  кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов  выполненной работы (потребления  оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности  во взаимоотношениях субъектов хозяйствования1.

Текущая дебиторская задолженность  характеризует сумму задолженности  в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических  и физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п.

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что  кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при  анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

 В  соответствии с бухгалтерской  отчетностью в составе дебиторской  задолженности учитывается следующее: 

- задолженность покупателей и заказчиков;

- векселя к получению;

- задолженность дочерних и зависимых обществ;

- задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

В большинстве  случаев задолженность покупателей  и заказчиков является наибольшей и  достигает 90% и более всей дебиторской  задолженности. Вполне естественным в  условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к  получению, так как отсрочка платежа  покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких  взаимоотношений. Именно поэтому при  управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской  задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности  и, в-третьих, организовать соответствующим  образом работу с векселями. Это  особенно важно с учетом того, что  влияние инфляции в первую очередь  отражается на дебиторской задолженности.

Погашение дебиторской задолженности в  случае, когда производятся расчеты  между поставщиком и покупателем  за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим  образом2:

  1. Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.
  2. Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.

3. Взыскание  дебиторской задолженности в  счет погашения задолженности  перед бюджетом.

В современной  хозяйственной практике дебиторская  задолженность классифицируется по следующим видам (табл. 1.1).

Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская  задолженность отвлекает из оборота  средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская  задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется  риск, что оплата будет произведена  покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики.

Таблица 1.1 - Виды дебиторской задолженности

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1. Срочная

В пределах срока, установленного договором

Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или  как результат отсрочки платежа

2. Просроченная-сомнительная

Более срока, установленного договором

Часть задолженности может оказаться  безнадежной до истечения срока  исковой давности

3. Безнадежная – истек срок исковой давности

Более 3 лет с момента окончания  срока исполнения

Возникает из законной просроченной дебиторской  задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете

4. Находящаяся на забалансовом счете

В течение 5 лет с момента списания

Цель - контроль за возможностью ее получения


 

С другой стороны, практически для каждого  предприятия действует правило: чтобы оставаться конкурентоспособным  и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям  определенный коммерческий кредит. Исключением  является ситуация, когда поставщик  имеет прочные позиции на рынке  и может диктовать свои платежные  условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании.

Отсрочка  оплаты может иметь различный  характер3:

1. Технический, или так называемый манипуляционный, вызванный необходимостью оформления документов и перечислением средств со счета покупателя на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд;

2. Коммерческого  кредита, который означает передвижение  сроков оплаты за поступившие  товары на более длительное  время, то есть, по существу, означает  финансирование активов покупателей  за счет заемных средств;

3. Реализации товаров в рассрочку,  которая во многих развитых  странах является главной формой  продажи ценностей высокой стоимости.  Такой вид оплаты положительно  влияет на ускорение оборотов  по реализации и повышение  рентабельности продукции.

Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота.

Погашение дебиторской задолженности  в случае, когда производятся расчеты  между поставщиком и покупателем  за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим  образом:

1. Выставление  платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только  если условиями договора предусмотрена  данная форма расчета.

2. Составление  акта сверки расчетов. По результатам  сверки расчетов с дебиторами  организация для взыскания задолженности  может действовать следующими  способами: направить дебитору  напоминание об оплате или  выставить претензию на сумму  неоплаченного долга.

3. Взыскание  дебиторской задолженности в  счет погашения задолженности  перед бюджетом.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого  внимания, например необходимость поиск  путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры  покупателю. Также должны оцениваться  возможные издержки, связанные с  дебиторской задолженностью, т. е. упущенная  выгода от не использования средств, вместо их инвестирования4.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и  до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры  и получением его покупателем. Время  почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации  выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных  почтовых отправлений для крупных  счетов-фактур с вручением в предусмотренные  сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые  оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализа регресса, который  рассматривает изменение зависимой  переменной, имеющей место при  изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить  большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать  возможные потери по безнадежным  долгам, если ваша компания продает  товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Продление кредита  влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые  специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или  качество ценных бумаг.

Достаточно полезна  информация, полученная от кредитных  бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.                                                                                                                                                                                      

Имеется много  способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и  свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового  положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов5.

При циклическом  составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды  времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А”  могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям  должны быть отправлены в течение  двадцати четырех часов со времени  и составления.

Для ускорения  взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока  платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных  произвести платежи раньше, чем в  конце сезона.

Информация о работе Теоретические основы анализа дебиторской задолженности