Системный анализ торгового склада

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью склада как технической системы является товарооборот грузов. При этом для создания эффективного перегрузочно – складского комплекса этот товарооборот должен осуществляться складом с наименьшей себестоимостью переработки и хранения грузов, что достигается при наиболее экономном расходовании основных шести ресурсов: пространство, время, материалы, энергия, труд, финансы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
1 Система формализованных моделей объекта исследования
1.1. Морфологическая модель системы ………………….………..…....
1.2. Функциональная модель системы…………………………………..
1.3. Информационная модель системы …………………………………
2 Решение проблемы, связанной с неудовлетворительным состоянием объекта исследован
2.1. Разработка модели проблемы……………………………………….....
2.2. Решение проблемы…………………………………………………...…
Выводы ………………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 463.06 Кб (Скачать)

На основании  вербального описания системы разработана формальная модель организационного состава, которая приведена на рис.1.2. Обозначение элементов на рис.1.2 следующее:

А1. Зональная подсистема

А11. Администрация

А111. Офисные площади

А112. Технические помещения

А12. Бытовая зона

А13. Зоны

А131. Участок разгрузки

А132. Приемочная экспедиция

А133. Участок приемки

А134. Зона хранения

А135. Участок комплектирования

А136. Отправочная экспедиция

А137. Участок погрузки

А2. Элементная подсистема

А21. Технологическое оборудование

А211. Поддоны

А212. Стеллажи

А22. Подъемно - транспортное оборудование

А221. Подъемные механизмы

А222. Транспортные средства непрерывного действия

А223. Наземная техника

А224. Складская техника

А23. Персонал

А24. Техническое оборудование

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. – Модель организационного состава


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.3 – Модель структуры 

Модель  структуры товарного склада, приведенная на рис.1.3, получена из модели состава путем установления межэлементных связей. Направленными линиями отображены связи элементов, обеспечивающих нормальное функционирование системы.

Обозначения связей на рис.1.3:

У1-2: взаимодействие, обеспечивающее выполнение функций системы.

У22-21: использование элементов А21 элементами А22.

У23-22: использование элементов А22 элементами А23.

У11-13,У13-11: обмен исполняемой, корректирующей и итоговой информацией.

У111-112,У112-111: обмен информацией.

У131-132: перемещение товаров из А131 в А132.

У132-133: перемещение товаров из А132 в А133.

У133-134: перемещение товаров из А133 в А134.

У134-135: перемещение товаров из А134 в А135.

У135-136: перемещение товаров из А135 в А136.

У136-137: перемещение товаров из А136 в А137.

 

 

 

 

2. Функциональная модель

Функции склада: на участке разгрузки осуществляется механизированная и ручная разгрузка товаров из транспортных средств, в приемочной экспедиции, которая размещается в отдельном помещении склада, осуществляется приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад; на участке приемки (размещается в основном помещении склада) - приемка товаров по количеству и по качеству (грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции); на участке хранения (главная часть основного помещения склада) ведется размещение груза на хранение, отборка груза из мест хранения; на участке комплектования (размещается в основном помещении склада) - формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров; в отправочной экспедиции - кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю; на участке погрузки - погрузка товаров на транспортные средства (ручная и механизированная).

Из  приведенного описания функций системы  была построена функциональная модель. При построении функциональной модели использовалась технология IDEF. По технологии IDEF функциональная модель – это набор тщательно взаимодействующих описаний, начиная с описания самого верхнего уровня всей системы и заканчивая подробным описанием деталей, называемых диаграммами. Система построения модели: создание диаграммы верхнего уровня, называемой контекстной диаграммой (А-0); декомпозиция этой диаграммы (А0); декомпозиция каждого из блоков диаграммы А0.

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.2.1. – Контекстная диаграмма А-0

Для построения контекстной диаграммы  необходимо определить главную функцию системы, входы и выходы в неё, управление и механизм, с помощью которого выполняется функция системы.

Для товарного склада главной функцией является осуществление грузооборота товаров. Входами  служат заказы клиентов и товары на склад, а выходами заказы склада и товары клиентов. Управлением являются законы, нормативные акты и договора. Механизмом, обеспечивающий выполнение этой функции, является сам склад. Все эти данные представлены на контекстной диаграмме А-0 (рис.2.1).

Произведя декомпозицию этой диаграммы, получили диаграмму А0(рис.2.2), состоящую из 4 функций:

  • принять товар,
  • разместить,
  • комплектовать,
  • отгрузить.

Входом  в первую функцию является товар  на склад. Управлением - нормативные акты, механизмом обработки - участок разгрузки, приемочная экспедиция, участок приемки, администрация и элементная подсистема. На выходе получаем принятый товар.

Входом  во вторую функцию служит выход из первой. Управлением являются нормативные акты и законы. Механизмами – участок приемки, зона хранения, администрация и элементная подсистема. На выходе – хранимые товары.

Хранимые  товары и заказы клиентов – это  входы в третью функцию. На выходе получаем заказанный товар. Управление - нормативные акты и договора. Механизмами – участок комплектирования, администрация и элементная подсистема.

В четвертую функцию входит заказанный товар, а выходит товары клиентов. Управлением служат нормативные акты, механизмом – участок погрузки, участок комплектирования, отправочная экспедиция, элементная подсистема.

Рис.2.2. – Диаграмма А0

Декомпозируя  блок 1 диаграммы А0 получаем диаграмму А1 показанную на рисунке 2.3. Она состоит из 3 функций для обработки пришедшего на склад товара:

    • разгрузить,
    • проверить,
    • оформить.

Управлением для этих функций служат нормативные  акты предприятия принятия продукции  на склад. Механизмами являются участок  разгрузки, приемочная экспедиция, участок  приемки, администрация и элементная подсистема. На выходе из данной диаграммы получаем принятый товар.

Рис.2.3. – Диаграмма А1

 

Рис.2.4. – Диаграмма А12


Рис.2.5. – Диаграмма А2

Рис.2.6. – Диаграмма А3

Рис.2.7. – Диаграмма А4

Декомпозируя  блок 1.2 диаграммы А1 получаем диаграмму А12 показанную на рисунке 2.4. Она состоит из 3 функций для обработки разгруженного товара:

    • осмотреть внешнее состояние упаковки,
    • проверить по количеству(весу),
    • проверить качество товара.

Управлением для этих функций служат нормативные  акты проверки продукции. Механизмами являются участок приемки, администрация и элементная подсистема. При выходе из этих функций получаем проверенный товар.

При декомпозиции блока 2 диаграммы А0 получается диаграмма А2. Она изображена на рисунке 2.5. Диаграмма имеет 3 функции. Входом для первой функции служит принятый товар. Функция производит расчет оптимального размещения товара и на выходе получаем упорядоченный товар, который входит в функцию «выполнить размещение». На выходом этой функции служит размещенный товар, который входит в функцию переучета товаров и оценки запасов продукции на складе. На выходе из этой функции получается хранимый товар и заказы на пополнение склада. Управлением для функций служат законы и нормативные акты, механизмами – участок приемки, зона хранения, администрация и элементная подсистема.

Декомпозируя  блок 3 диаграммы А0 получаем диаграмму, состоящую из 3 функций и называемой А3. Сию диаграмму можно лицезреть на рисунке 2.6. Первая функция принимает хранимые товары и заказы клиентов, планирует отгрузку и на выходе получаются отмеченные товары для клиента. Вторая функция принимает выходы первой, отбирает товар со склада, и на выходе имеем отобранные товары. В третьей функции проводят их перекрестную отгрузку, и получаем заказанный товар вместе с информацией о отгруженном товаре. Управлением для функций служат договора и нормативные акты, механизмами – участок комплектирования, администрация и элементная подсистема.

Декомпозиция  четвертой функции диаграммы  А0 состоит из 3 функций:

  • упаковать товары,
  • собрать комплект заказа,
  • погрузить.

На выходе из последней функции получаем товары клиента. Управление – нормативные  акты, механизмы – участок комплектирования, отправочная экспедиция, участок  погрузки и элементная подсистема.

 

3. Информационная модель

Основными понятиями информационной модели являются:

    • внешний объект;
    • задача;
    • хранилище данных;
    • информационный поток;
    • материальный поток;
    • хранилище материальных объектов.

Внешний объект – это находящийся вне  системы источник или получатель данных.

Задача  – процедура обработки или  преобразования информации в системе.

Хранилище данных представляет собой некоторый  физический объект: компьютерный файл или неавтоматизированное средство хранения данных, например, картотека.

Информационные  потоки – это потоки данных, перемещающихся между внешними объектами, задачами и хранилищами данных.

Материальные  потоки – это потоки материальных объектов (энергии, материи, продукции  промежуточной или конечной).

Хранилище материальных объектов изображается прямоугольником, внутри которого записано его имя  или идентификатор.

Рис.3.1. –  Схема информационных потоков 1-го уровня

Рис.3.2. –  Декомпозиция задачи В на втором уровне.

 

Рис.3.3. –  Декомпозиция задачи Вb на третьем уровне.

 

  1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННОЙ  С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Разработка модели проблемы.

Метод аналитической иерархии (МАИ) использует дерево критериев, в котором более общие критерии разделяются на критерии частного характера.

Для каждой группы критериев определяются коэффициенты важности. Альтернативы сравниваются между собой по отдельным  критериям с целью определения  критериальной ценности каждой из них. Средством определения коэффициентов важности критериев или критериальной ценности альтернатив является попарное сравнение. Результат сравнения оценивается по бальной шкале. На основе таких сравнений вычисляются коэффициенты важности критерия, оценки важности альтернатив и находится общая оценка как  взвешенная сумма оценок критериев.

МАИ складывается из выполнения следующих  этапов:

  1. Проведение структуризации задачи принятия решений.
  2. Выполнение попарных сравнений элементов каждого уровня и представление результатов сравнения в виде чисел.
  3. Вычисление весовых коэффициентов для элементов каждого уровня.

весовой коэффициент i-го критерия,

- весовой коэффициент  альтернативы  по  i-му критерию.

Определение количественной оценки качества каждой  из альтернатив по формуле и выявление лучшей альтернативы по формуле .

Проблемой в системе «товарный  склад» является 5%-ная недостача  продукции. В ходе системного анализа и исследования моделей системы выявлено, что допускались ошибки в приемке продукции. Были разработаны альтернативные решения проблемы (при условии, что проблем технического характера не возникнет): использовать улучшенный алгоритм осуществления процедуры приемки продукции; ввести штрафы для персонала, принимающего продукцию; ввести новую отдельную должность - проверяющий продукцию при приеме. Альтернативные решения оценивались по следующим критериям: стоимость реализации; эффективность; время реализации; скорость проверки.

Альтернативы  решения:

1. x1 – использовать улучшенный алгоритм осуществления процедуры приемки продукции;

2. x2 – ввести штрафы для персонала, принимающего продукцию;

3. x3 – ввести новую отдельную должность  - проверяющий продукцию при приеме.

 

Критерии  оценивания:

1. z1 – стоимость реализации;

2. z2 – эффективность;

3. z3 – время реализации;

4. z4 – скорость проверки.

 

    1. Решение проблемы

 

Иерархическая схема проблемы очередей в сервисном центре

(шкала Саати)

 

 

Уровень важности

Количественное  значение

1

равная важность

1

2

умеренная важность

3

3

существенное  превосходство

5

4

значительное  превосходство

7

5

очень большое  превосходство

9


 

Матрица сравнений уровня важности критериев и их весовые

 коэффициенты

 

Критерии

Z1

Z2

Z3

Z4

Собственный вектор

Весовой вектор

Z1

1

1/9

1/3

1/5

А1=

B1=

Z2

9

1

3

3

А2=

B2=

Z3

3

1/3

1

1/3

А3=

B3=

Z4

1/5

1/3

3

1

А4=

B4=

 

Σ=4,722

Σ

Информация о работе Системный анализ торгового склада