Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:04, шпаргалка
1. Эконом.анализ- комплексное системное изучение состояния и развития экономики предприятия с целью получения инф-ции, для принятия обоснованных решений, объективной оценки достигнутых эконом. Результатов, выявление и мобилизация резервов, повышение эффект. Производства, кач-ва продукции.
Эконом.анал. изучает явления и процессы, и представл. собой сис-му знаний необход. для исследования экономики
1. Эконом.анализ- комплексное системное изучение состояния и развития экономики предприятия с целью получения инф-ции, для принятия обоснованных решений, объективной оценки достигнутых эконом. Результатов, выявление и мобилизация резервов, повышение эффект. Производства, кач-ва продукции.
Эконом.анал. изучает явления и процессы, и представл. собой сис-му знаний необход. для исследования экономики
Следует различать:
1)общий теоритич.анализ,
который изучает эконом.
2)эконом.анализ на
Эконом.анализ как наука предст. Собой сис-му спец.знаний, базирующихся на законах развития и функционал. систем направл. на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хоз.деятел-сти предп-тия .
Синтез-это действие обратное анализу, которая выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое
2.Предмет и объекты хоз.деят-сти.
Предмет АХД-это причинно-следственные
связи эконом.явл-ний и
Классификация, систематизация,
моделирование, изменение причинно-
Объекты АХД-это эконом. Результаты хоз.деят-сти(производство и реализации продукции, финанс. состояние)
Цель: АХД является дисциплиной
прикладной и оправдывает себя тогда,
когда приносит реальную пользу, т.е.
позволяет выявить
Задачи:
1)изуч.хар-ра действия
эконом.законов, установл.
2)изуч.влияния объективных
и субъект.,внешних и внутр.
Факторов на результаты хоз.
3)повышение научно-эконом.
4)объективное и всестороннее
исслед-ние выполнение бизнес-
5)контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, эффективное использ. Эконом.потенциала предпр-тия.
6)определение эффект-сти использ.трудовых, материальных и финансовых ресурсов
7)выявление и измерение
внутр.резервов на всех
8)проверка оптимальности управленч.решений, разр-ка проекта управленч решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективн-сти хоз.деят-сти.
3.. Классиф.видов АХД
АХД классифицируется по следующим признакам:
1. По отраслевому признаку:
а)изучающий специфику отдельных отраслей; б) межотраслевой.
2. По признаку времени:
а) предварительный – проводится до осуществления хозяйственных операций;
б) последующий (ретроспективный) – проводится после совершения хозяйственных операций и необходим для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов.
3. По пространственному признаку:
а) внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
б) межхозяйственный, при помощи которого сравниваются результаты деятельности нескольких предприятий.
4. По объектам управления:
а) технико-экономический – занимается техническая служба. Этот анализ изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
б) финансово-экономический – занимаются финансовые и кредитные органы. Этот анализ изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала;
в) управленческий – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования и принятия управленческих решений;
г) экономико-статистический – проводят органы статистики для изучения массовых общественных явлений на уровне предприятия, отрасли, региона;
д) маркетинговый – проводят службы маркетинга. Применяется для изучения рынка сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности.
5. По методам изучения объектов:
а) факторный – выявляет величину влияния факторов на прирост результативного показателя;
б) функционально-стоимостной – основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций объекта при одновременном исключении лишних функций.
4. Метод и методика комлексного экономич анализа
Метод эк-го анализа- способ подхода к изучению хоз. процессов в их плановом развитии. Особенностями мет-а эконом анализа явл-ся:
-определение системы показателей
-установление подлинности
показателей с выделеним
-выявление формы,взаимосвязи между факторами
-выбор приемов и способов для изучения взаимосвязей .
-количественное измерение
влияния факторов на
Этапы комплексного экономического анализа:
1. Уточнение объектов, целей и задачей анализа, составление плана аналитич-ой работы.
2.Разработка системы синтетических и аналитических показателей
3.Сбор и подготовка необх информации
4.Сравнение фактических рез-ов анализа с показ плана исследуемого периода
5. Изучение факторов и определение их влияния на рез-ты деят-ти предпр .
6. Выявление неиспользованных
и перспективных резервов
7. Оценка рез-ов хозяйствования,
Методика АХД- Совокуп-ть аналитических способов и правил,исследование эконом-их явлений и процессов хоз-ой деят-ти, подчиняемых достижению целей анализа.
Общая методика- система исследований которая одинаково исполь-ся при изучении различных объектов эконом-го анализа в различных отраслях национальной экономики.
Частные методики-конкретизирует общий метод относительно определения отраслей экономики или производства или объекта исследования.
В качестве важнейшего элемента методики эк –го анализа выступают технич .приемы и способы анализа, которые можно назвать инструментарием анализа
5. Хар-ка осн. способов обработки экономической информации
Способ сравнения. Применяется наиболее часто. Основными видами являются:
-сравнение фактических отчетных данных с плановыми;
- сравнение показателей в динамике;
- сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли;
- сравнение результатов
деятельности до и после
Различают: 1. Горизонтальный сравнительный анализ – применяют для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового;
2. Вертикальный – для изучения структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельных весов;
3. Трендовый – при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года (при исследовании рядов динамики);
4. Одномерный – сопоставляется
один или несколько
5. Многомерный – сопоставление результатов деятельности нескольких ПП по нескольким показателям.
Группировка. Предполагает определенную классификацию процессов, причин и факторов, их обусловивших. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек группировка статей идет по признаку зависимости их от объема производства. Результатом группировки является построение группировочных таблиц.
Балансовый способ. В качестве основного балансовый способ используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости (при анализе баланса, при анализе обеспечения ПП сырьем и материалами). Как вспомогательный балансовый способ используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный показатель.
Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.
6 Понятие, типы и задачи факторного анализа
Факторный анализ- методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
типы факторного анализа:
детерминированный и стохастический;
прямой и обратный;
одноступенчатый и многоступенчатый;
статический и динамичный;
ретроспективный и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ - методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ - методика иссл-ния факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовоору-женности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а х b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо различать
также статический и
И наконец, факторный
анализ может быть
Основные задачи факторного анализа
1. Отбор факторов, определяющих
исследуемые результативные
2. Классификация и
3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4. Моделирование взаимосвязей
между результативным и
5. Расчет влияния факторов
и оценка роли каждого из
них в изменении величины
6. Работа с факторной
моделью (практическое ее
7.Построение факторных моделей и их типы.
Факторный анализ – методика комплексного и сист-го изучения и измерения воздействия факто-ров на величину результативных показателей.
Типы факторного анализа:1)Детерминированный факт. анализ – методика иссл-ия влияния факторов, связь кот. с результативным показателем носит функциональный характер.2) Стохастический факт. анализ – методика иссл-ния влияния факторов, связь кот. с результативным показателем, в отличие от функциональной, является вероятностной (корреляционной).Задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов для анализа исследуемых результ-ых показателей и их классификация. 2. Опред-ие формы завис-ти между факт-ми и результ-ми показ-ми, построение факторной модели. 3. Расчет влияния факторов и оценка роли кажд. из них в изменении велич. результативного показателя.
Главная задача детерм-ного факт. анализа - расчет влияния факторов на величину рез-тивных пок-лей, для чего в анализе исп-ся разные методы.
Важно различать факторы по их содержанию: экстенсивные (количественные), интенсивные (качественные); и по уровню соподчиненности- факторы 1го, 2го, 3го и послед-х уровней подчинения. К факторам 1-го уровня относятся те, кот. непосредственно влияют на результативный пок-ль. Факторы, кот. определяют резервный пок-ль косвенно, при пом. факторов 1го уровня, наз-ся факторами 2го уровня и т.д. Построить факторную модель –значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения неск. факторов, определяющих его величину. Типы факторных моделей:1. Аддитивные модели. Исп-ся, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей. Расширение модели осуществляется за счет расчленения одного или нескольких факторных показателей на составные элементы-слагаемые: Пусть A=B+C. Тогда если B=D+E-F, то A= D+E-F+C. 2. Мультипликативные модели. Применяются, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов. 3. Кратные модели. Прим-ся, когда рез-ный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого. Способы преобразования:а.Удлинение числителя исходной модели путем замены фактора на сумму однородных показателей: