Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ финансовых результатов и выявить пути повышения прибыли и рентабельности на примере ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- провести анализ финансовых результатов на примере ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие»;
- разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов
1.1 Теоретические основы и методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Краткая характеристика предприятия
Глава 2. Анализ финансовых результатов в ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие»
2.1 Анализ динамики и структуры финансовых результатов
2.2 Анализ доходов и расходов организации
2.3 Анализ показателей рентабельности
Глава 3. Резервы и пути повышения прибыли и рентабельности в ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие»
Выводы и предложения
Список использованных источников
Основными видами деятельности ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие» являются:
- производство мороженого;
- оказание услуг по хранению и складированию, погрузочно – разгрузочные работы;
- сдача в наем собственного недвижимого имущества;
- аренда торгового оборудования.
У общества нет обособленных подразделений, филиалов, дочерних и зависимых обществ.
ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие» производит за сутки до 30 тонн продукции. Это не только 40 видов мороженого, объединенных единой маркой «Созвездие», но и майонез «Золотые купола», творожный десерт «Созвездие», плавленый сыр «Сливочный», а также БИОпродукты.
Основными покупателями ОАО Пермский хладокомбинат «Созвездие» являются: ООО «Торговый дом «Созвездие», ООО «Виват», ООО «СемьЯ», ООО «Добрыня», ООО «Лион-трейд», ОАО « Седьмой континент» и т.д.
Продукты ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие» всегда отличались высочайшим качеством, недаром они являются обладателями многих международных и всероссийских премий, например, таких как «Сто самых лучших товаров России». Данное предприятие также состоит в «Пермской гильдии добросовестных предприятий», девизом которой является лозунг: «Честь превыше прибыли».
Отчетность предприятия – Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) приведена в Приложении 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Основные финансово – экономические показатели предприятия приведем в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие» за 2008 - 2010 гг.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное изменение, | Темп роста, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 167 127 | 241 226 | 189 742 | 22 615 | 113,53 |
Себестоимость, тыс. руб. | 140 011 | 201 460 | 145 454 | 5 443 | 103,89 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 7 387 | 20 824 | 21 860 | 14 473 | 295,93 |
Прочие доходы, тыс.руб. | 1 175 | 5 365 | 7 316 | 6 141 | 622,64 |
Прочие расходы, тыс.руб. | 7 929 | 21 899 | 18 086 | 10 157 | 228,10 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 265 | 3 061 | 9 125 | 8 860 | 3443,40 |
Уставной капитал, тыс.руб. | 13 | 133 | 133 | 120 | 1023,08 |
Стоимость основных средств, тыс. руб. | 25941 | 30 125 | 28 881 | 2 940 | 111,33 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 275 | 270 | 240 | -35 | 87,27 |
Фондоотдача, руб. | 6,44 | 8,01 | 6,57 | 0,13 | 101,97 |
Фондоемкость, руб. | 0,16 | 0,12 | 0,15 | -0,01 | 98,06 |
Фондоворуженность, руб. | 94,33 | 111,57 | 120,34 | 26,01 | 127,57 |
Рентабельность продаж, % | 0,16 | 1,27 | 4,81 | 4,65 | 3032,98 |
Данные таблицы 2 показывают, что выручка предприятия увеличилась за анализируемый период на 22 615 тыс. руб., или на 13,53%, что свидетельствует о том, что спрос на продукцию предприятия повысился. Себестоимость в 2010 г. увеличилась на 5 443 тыс. руб., или на 3,89%. Темп роста выручки от реализации превышает темп роста себестоимости на 9,64%, в результате чего прибыль от продаж увеличилась на 14 473 тыс.руб., или почти в 3 раза. В анализируемом периоде произошел рост прочих доходов и расходов, соответственно на 6 141 тыс.руб. и на 10 157 тыс.руб.. Чистая прибыль за анализируемый период увеличилась на 8 860 тыс.руб. Увеличение чистой прибыли привело к росту рентабельности продаж. Рентабельность продаж 2010 года составила 4,81%. Уставной капитал за анализируемый период увеличился на 120 тыс.руб. и составил 133 тыс.руб. в 2010 году. Среднесписочная численность сотрудников уменьшилась на 35 человек и составила в 2010 году 240 человек. За анализируемый период произошло увеличение стоимости основных средств на 2 940 тыс.руб., или на 11,33%, что связано с приобретением нового производственного оборудования. Каждый рубль основных средств приносит 6,57 рублей выручки в 2010 году, что больше чем в 2008 году на 0,13 рублей. Соответственно, положительная динамика характерная и для фондоемкости. Данный показатель уменьшился на 0,01 рубль и составил 0,15 рублей в 2010 году. Для фондовооруженности характерная положительная динамика. Этот показатель увеличился на 26,01 рубль. В целом использование основных фондов следует признать эффективным.
Проведем оценку и анализ показателей характеризующих процесс формирования и динамики прибыли организации.
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках приведем в таблице 3.
Таблица 3 - Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках, тыс.руб.
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение (+, -) | Темп роста, % |
Выручка от продажи продукции | 167 127 | 241 226 | 189 742 | 22 615 | 113,53 |
Себестоимость продаж | 140 011 | 201 460 | 145 454 | 5 443 | 103,89 |
Валовая прибыль | 27 116 | 39 766 | 44 288 | 17 172 | 163,33 |
Коммерческие расходы | 324 | 19 |
| -324 | 0,00 |
Управленческие расходы | 19405 | 18 923 | 22 428 | 3 023 | 115,58 |
Прибыль от продаж | 7 387 | 20 824 | 21 860 | 14 473 | 295,93 |
Прочие доходы | 1 175 | 5 365 | 7 316 | 6 141 | 622,64 |
Прочие расходы | 7 929 | 21 899 | 18 086 | 10 157 | 228,10 |
Прибыль до налогообложения | 633 | 4 290 | 11 090 | 10 457 | 1751,97 |
Налог на прибыль | 0 | 0 | 1 898 | 1 898 | - |
Чистая прибыль | 265 | 3 061 | 9 125 | 8 860 | 3443,40 |
Данные таблицы 3 показывают, что выручка предприятия увеличилась за анализируемый период на 22 615 тыс. руб., или на 13,53%. Себестоимость в 2010 г. увеличилась на 5 443 тыс. руб., или на 3,89%. Темп роста выручки от реализации превышает темп роста себестоимости на 9,64%, в результате чего валовая прибыль увеличилась на 17 172 тыс.руб., или на 63,33%. Коммерческие расходы уменьшились на 324 тыс.руб., управленческие расходы увеличились на 3023 тыс.руб., или на 15,58%. Прибыль от продаж увеличилась на 14 473 тыс.руб., или почти в 3 раза.
Проведем факторный анализ прибыли от продаж. Для факторного анализа прибыли от продаж за анализируемый период приведем данные в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ прибыли от продаж, тыс.руб.
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение | Темп роста, % |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) | 167 127 | 241226 | 189 742 | 22 615 | 113,53 |
Полная себестоимость продажи товаров, продукции, работ, услуг | 159 740 | 220 402 | 167 882 | 8 142 | 105,10 |
Прибыль (убыток) от продажи | 7 387 | 20 824 | 21 860 | 14 473 | 295,93 |
По данным таблицы 4 определим влияние факторов объема продаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж в 2010 году:
1) Влияние на прибыль изменения объема продаж:
7 387×(167 882/ 159 740 – 1) = 376,52 тыс. руб.
За счет увеличения объема продаж прибыль от продаж увеличилась на 376,52 тыс.руб.
2) Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:
7 387×(189 742/ 167 127–167 882/ 159 740) = 623,06 тыс. руб.
За счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 623,06 тыс. руб.
3) Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции:
Затраты на 1 рубль продаж 2008 года = 159 740 / 167 127 = 0,956.
Затраты на 1 рубль продаж 2010 года = 167 882/ 189 742 = 0,885.
189 742× (0,885 – 0,956) = - 13 473,40 тыс.руб.
За счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 13 473,40 тыс.руб.
Баланс = 376,52 + 623,06 + 13 473,40 = 14 473 тыс.руб.
Таким образом, наибольшее положительное влияние на сумму прибыли от продаж в 2010 году оказало снижение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции, в результате чего прибыль от продаж увеличилась на 13 473,40 тыс. руб.
В ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие» в анализируемом периоде произошел рост прочих доходов и расходов, соответственно на 6 141 тыс.руб. и на 10 157 тыс.руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 10 457 тыс.руб.
Рассмотрим влияние факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения.
Данные для факторного анализа прибыли до налогообложения приведем в таблице 5.
Таблица 5 - Данные для факторного анализа прибыли до налогообложения, тыс.руб.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение (+,-) | |
Тыс.руб. | Тыс.руб. | Тыс.руб. | Тыс.руб. | % | |
Прибыль (убыток) от продаж | 7 387 | 20 824 | 21 860 | 14 473 | 195,93 |
Прочие доходы | 1 175 | 5 365 | 7 316 | 6 141 | 522,64 |
Прочие расходы | 7 929 | 21 899 | 18 086 | 10 157 | 128,10 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 633 | 4 290 | 11 090 | 10 457 | 1651,97 |
Текущий налог на прибыль | 0 | 0 | 1 898 | 1 898 | - |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 265 | 3 061 | 9 125 | 8 860 | 3343,40 |
1. Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения:
14 473 / 633 × 100% = 2 286,41%
2. Влияние увеличения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения:
6 141 / 633× 100% = 970,14%
3. Влияние увеличения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения:
10 157/ 633× 100% = 1 604,58%
4. Сводка факторов: 2 286,41 + 970,14 - 1 604,58 = 1 651,97%
Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение суммы прибыли от продаж (2 286,41%).
Рассмотрим влияние структурных изменений на уровень прибыли до налогообложения, используя факторный анализ удельных показателей.
Данные представим в таблице 6.
Таблица 6 - Структура показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение (+,-),% | |||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||
1.Прибыль до налогообложения | 633 | 100,00 | 4 290 | 100,00 | 11 090 | 100,00 | 0,00 |
1.1. Прибыль от продажи продукции | 7 387 | 1166,98 | 20 824 | 485,41 | 21 860 | 197,11 | - 969,87 |
1.2. Прочие доходы | 1 175 | 185,62 | 5 365 | 125,06 | 7 316 | 65,97 | -119,65 |
1.3. Прочие расходы | 7 929 | - 1252,61 | 21 899 | -510,47 | 18 086 | - 163,08 | 1 089,53 |
2. Чистая прибыль | 265 | 41,86 | 3 061 | 71,35 | 9 125 | 82,28 | 40,42 |