Автор: Мария Лебедева, 10 Июня 2010 в 06:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей функционирования российского фондового рынка как источника финансовых ресурсов предприятия. Актуальность данной темы объясняется значительным удорожанием в последнее время таких источников заемных средств как банковские кредиты и относительно высокой налоговой нагрузкой на реинвестируемую прибыль организаций.
Процедура SPO - достаточно длительный процесс. Часть мероприятий должна проводиться за несколько месяцев до непосредственного размещения, поэтому к SPO компания начинает готовиться примерно за шесть-девять месяцев [2, стр. 45].
Первый шаг к SPO - заседание совета директоров, на котором принимается решение о созыве общего собрания акционеров. На собрании акционеров принимается решение о проведении вторичного размещения. Далее решение о выпуске и проспект ценных бумаг должны быть утверждены советом директоров компании, после чего эмиссия регистрируется в Федеральной службе по финансовым рынкам.
После государственной регистрации компания раскрывает необходимую информацию, а через некоторое время уведомляет акционеров о возможности приобретения дополнительных акций в рамках преимущественного права. Новые инвесторы также могут подавать свои заявки на приобретение акций дополнительного выпуска. Этот этап имеет название «book-building» (формирование книги заявок). Количество заявок, собранных в книге, влияет на единую цену размещения акций. Работу над book-building берут на себя банки-андеррайтеры.
Сама компания, проводящая SPO, организует в это время роуд-шоу. На протяжении определенного времени (10-15 дней) проводится ряд встреч представителей компании с инвесторами, пожелавшими участвовать в размещении акций. Каждая из этих встреч подразумевает ответы на множество вопросов, касающихся структуры компании-эмитента, ее стратегических планов, финансовых показателей и т. п.
По завершении всех перечисленных процедур акции компании-эмитента поступают на биржу.
Преимущества дополнительной эмиссии следующие:
К недостаткам дополнительной эмиссии можно отнести:
К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:
Ключевая задача дополнительной эмиссии - обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально-экономическим проблемам его развития.
Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» облигация, это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом от облигации являются процент и/или дисконт. В мировой практике слово «облигация» обычно используется для обозначения долгосрочного финансового инструмента. Имеющего срок погашения как минимум более одного года. Для финансовых инструментов сроком обращения менее одного года используется термин вексель или коммерческая бумага.
Облигация — это срочная долговая бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Подобная форма кредитного соглашения, закрепленного ценной бумагой, позволяет этим обязательствам свободно обращаться на рынке. В результате один заемщик получает денежные средства от целого ряда кредиторов, то есть происходит секьюритизация синдицированного кредита. Основные отличия между акциями и облигациями состоят в следующем:
Приказом ФСФР России «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25.01.07 г. № 07-4/пз-н выделены следующие этапы эмиссии облигаций:
Основополагающим этапом размещения облигаций является разработка проспекта эмиссии, включающего [11, стр. 88]:
Эмиссия облигаций может быть обеспеченной и необеспеченной. Обеспечением эмиссии обычно служат земля, здания, оборудование и в некоторых случаях имеющиеся у эмитента ценные бумаги других компаний. Выпускаются также облигации, не имеющие специального обеспечения, основанные лишь на доверии к эмитенту. В ряде случаев эмиссия облигаций осуществляется при условии образования выкупного фонда. Наиболее часто выкупной фонд образуют при эмиссии необеспеченных облигаций корпораций, которые обязуются ежегодно откладывать определенную сумму для погашения эмиссии. Выкуп таких облигаций может начаться до истечения срока обращения, и тогда используются средства выкупного фонда. Наличие выкупного фонда значительно повышает надежность облигаций и их ликвидность.
Процентная ставка по облигациям зависит от надежности предприятия. Менее надежная компания обычно предлагает более высокие процентные ставки по облигациям.
Облигации бывают также серийными и срочными. Долг по серийным облигациям погашается сериями через определенные промежутки времени, а срок погашения срочных облигаций истекает в одно время. Для облегчения погашения своего долга компании создают специальный фонд погашения, из которого ежегодно выделяется определенная сумма для выплаты долга по облигациям. Если предприятие оставляет за собой право выкупать облигации раньше срока их погашения, то такие облигации называются отзывными. Также компания может оговаривать возможность выкупа облигаций за свои акции. Такие облигации называются конвертируемыми.
Выпуск облигаций содержит целый ряд привлекательных черт для компании-эмитента в сравнении с акциями и банковским кредитом, но он не должен использоваться как единственный источник привлечения заемных средств. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций коммерческие организации покрывают лишь часть потребности в заемных средствах.
Среди
целей использования
Выпуск облигаций при прочих равных условиях позволяет коммерческим организациям привлекать заемные средства дешевле и на более длительные сроки по сравнению с банковским кредитом и векселями, поскольку выпуск облигаций обладает следующими особенностями:
В сравнении с акциями облигации являются более привлекательным финансовым инструментом для инвесторов, поскольку облигации представляют большую определенность с точки зрения условий использования и возврата заемных средств и не возлагают на инвестора рисков нарушения его прав как акционера при выплатах дивидендов, проведении общих собраний акционеров и иных корпоративных событиях. Участники рынка ценных бумаг всегда знают условия выпуска, которые остаются неизменными в течение всего срока обращения бумаг, и основные характеристики облигаций. Знание всего потока платежей позволяет в любой момент рассчитать стоимость облигации и сравнить ее с рыночной ценой, чтобы определить, насколько точно бумага оценена рынком. Большинство облигаций предлагают купон с фиксированной процентной ставкой, поэтому коммерческая организация заранее знает годовую норму прибыли, а заемщик планирует свои ежегодные расходы на обслуживание займа. Эта характерная черта облигаций делает их надежными инструментами для диверсификации рыночных рисков от осуществления кредитно-займовых операций.
Цели, преследуемые компаниями при выпуске облигаций, довольно разнообразные, и не всегда эмитенты рассматривают размещение только как механизм привлечения средств с финансового рынка для финансирования своей деятельности. Вследствие этого корпоративные облигации, размещенные на российском рынке, условно можно разделить на рыночные и нерыночные выпуски. Нерыночные выпуски преследуют довольно разнообразные цели, например секъюритизация задолженности, приобретение публичной кредитной истории, имиджевые цели. Облигации, размещенные для привлечения денежных ресурсов, как правило, размещаются на рыночных условиях, то есть среди неограниченного круга потенциальных инвесторов по процентные ставки, сложившиеся на рыке. Объемы размещенных рыночных и нерыночных облигаций приблизительно соизмеримы.
Корпоративные облигации обладают рядом преимуществ перед остальными способами внешнего финансирования, в частности:
Информация о работе Развитие фондового рынка в РФ как источника финансовых ресурсов предприятия