Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:09, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является разработка предложений по улучшению финансового состояния ОАО "Монолит-ТК". Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
охарактеризована сущность понятия "финансовое состояние", раскрыта информационная база анализа финансового состояния предприятия;
показаны основные методические подходы к анализу финансового состояния предприятия, принятые в современной экономической практике;
проведен анализ финансового состояния ОАО "Монолит-ТК";
Введение
1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности
1.1 Сущность и основные направления анализа
1.2 Показатели и методика финансового анализа
1.3 Информационная база анализа
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Монолит-ТК"
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО "Монолит-ТК"
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Анализ деловой активности
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Монолит-ТК"
3.1 Выявление проблем в деятельности предприятия
3.2 Основные направления совершенствования
3.3 Экономическая эффективность внесенных предложений
Заключение
Список использованной литературы
ОАО "Монолит-ТК" реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу своей специфики, а также в силу нехватки оборотных средств, предприятие вынуждено устанавливать различные цены на свою продукцию для разных покупателей.
Например, большую часть своей продукции предприятие реализует по договорным, более высоким ценам многочисленным оптовым покупателям (в основном, это юридические лица), а часть продукции реализуется по линии взаимозачетов с различными поставщиками.
В связи с этим рекомендуется увеличить в общей массе долю продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам. Это обусловит повышение среднего уровня цены одной единицы изделия, и в результате увеличит прибыль от реализации продукции.
ОАО "Монолит-ТК" необходимо найти оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста).
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств предприятия.
Если представить фонд потребления как произведение чистой прибыли и нормы распределения прибыли, рентабельность собственных средств может быть рассчитана так:
, (3.8)
где НР - норма распределения прибыли;
ВТР - внутренние темпы роста.
(3.9)
Для ОАО "Монолит-ТК" следует предложить следующий порядок распределения чистой прибыли:
15% - на формирование резервного капитала;
35% - на фонд потребления;
50% - фонд накопления.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы и разработаны предложения:
1. Разработаны предложения по построению эффективных систем управления запасами, основанные на оптимальном размере заказа с установленной периодичностью и в расчете на каждый месяц года. Предложения по построению эффективных систем управления запасами, были разработаны для предприятий розничной торговли, которые имеют двухуровневую складскую систему: распределительный центр или центральный склад - это основной склад компании (1 уровень), снабжающий все ее отделения основные склады и магазины (2 уровень). В зависимости от того, на какой склад производится заказ, рассчитывается оптимальный размер заказа.
Модель оптимального размера заказа на основе установленной периодичности основана на выявленной закономерности, что в розничных магазинах структура продаж приходящихся на каждый день недели повторяется. Следовательно, можно сделать вывод, что доля продаж каждого месяца в году также одинакова. К тому же от времени года зависит объем продаж того или иного продукта. Следовательно, на каждый конкретный месяц и день недели необходим свой оптимальный объем заказа и запаса. На основе этого предложено использовать корректировочные коэффициенты, которые показывают долю каждого дня недели, месяца в общей структуре продаж за аналогичный период. Чтобы рассчитать, оптимальный объем заказа необходимо среднегодовой объем продаж в натуральных единицах скорректировать на корректировочный коэффициент месяца, сумму корректировочных коэффициентов дней недели и разделить данное произведение на количество данных дней недели в месяце (например, количество понедельников). Было определено, что страховой запас на складах 1 уровня не требуется, так как уже существует определенный резерв товара на складах 2 уровня. Даже если товар закончился на центральном складе, это не значит, что продажи данного товара прекратились, так как этот товар еще есть на складах 2 уровня. Таким образом, резервный запас - это запас товаров на складах 2 уровня. Резервный запас отличается от страхового запаса тем, что его уровень постоянно меняется. Страховой же запас подразумевает снижение уровня запаса в редких случаях. Величина страхового запаса определяется:
в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
на основе дневного потребления;
экспертным путем;
на основе среднего отклонения.
Поддержание страхового запаса какого-либо товара требует определенных затрат. Для некоторых товаров предоставляемая страховым запасом гарантия не стоит этих затрат. К таким товарам относятся товары с небольшими сроками хранения, элитная продукция высокой стоимостью и низкой оборачиваемостью (в зависимости от специфики магазина).
Представленную модель необходимо применять в тех случаях, когда точно известно, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц по определенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенное время. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случае возникновения отклонений в работе системы, например задержке в поставки следующий размер заказа корректируется. Модель с установленной периодичностью заказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитывает сезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данной модели эффективно, если отсутствует систематические сбои в поставке и реализации товаров.
Методика расчета оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года дополнена определением корректировочных коэффициентов месяца. При использовании данной методики оформление заказа производится при достижении запасом порогового уровня. Величина порогового уровня зависит от того на склад первого или второго уровня происходит заказ. При заказе на склад 1 уровня страховой запас не требуется.
Недостатком данной модели управления запасами является постоянный учет запасов на складе. В случае значительных колебаний спроса и систематических перебоях в поставках, наиболее эффективной является модель оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года. Надо отметить, что при использовании данной модели управления запасами их общий уровень несколько выше. Однако, использование данной системы позволяет избежать сбоев в реализации продукции.
Применение модели оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года позволит не создавать неликвидные товарные запасы. Отсутствие неликвидных запасов, в свою очередь, повышает, ликвидность, оборачиваемость, рентабельность (высвобождающиеся средства могут приносить дополнительный доход), следовательно, финансовую устойчивость предприятия.
Исследованы вопросы по оптимизации величины остатков денежных средств на основе модели Баумоля. Модель Баумоля была усовершенствована с учетом отраслевой специфики предприятий розничной торговли, на основании выявленной закономерности, что среднегодовая структура продаж при прочих равных условиях одинакова, следовательно, примерно одинакова и структура закупок у поставщиков предприятия. Таким образом, расчет оптимальной величины денежных средств был дополнен определением корректировочных коэффициентов месяца. Проработаны этапы формирования оптимальной политики управления денежными активами, как центральным элементом системы управления финансовой устойчивостью российских торговых предприятий. Разработана методика управления остатками денежных средств на предприятиях с учетом ожидаемых поступлений и выплат. Повышение эффективности управления денежными средствами, как наиболее ликвидными активами, позволит повысить платежеспособность предприятия, а также приведет к повышению эффективности их использования.
Для увеличения общей массы прибыли и как следствие повышение всех показателей рентабельности, была разработана схема по оптимизации налоговой нагрузки торговых предприятий при обложении единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Суть данной схемы по снижению ЕНВД заключается в следующем. Величина ЕНВД для розничной торговли зависит от площади и ассортимента магазина (коэффициент К2). Существуют такие товары, на которые корректирующий коэффициент К2 выше.Т. е., при наличии данных товаров в ассортименте торгового предприятия повышенный коэффициент К2 берется со всей площади торгового зала. При торговле несколькими группами товаров, на которые установлены разные значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, расчет единого налога осуществляется по максимальному значению указанного коэффициента. Для снижения налоговой нагрузки необходимо создать в одном помещении два торговых предприятия с разным ассортиментом. Одно, из которых будет заниматься продажей товаров на меньшей площади, которые облагаются повышенным коэффициентом К2, а другое реализовывать весь остальной ассортимент на большей площади.
Выявленная зависимость выручки предприятий розничной торговли от времени года и режима работы, определила внесение поправки в Налоговый кодекс РФ, в части дополнения расчета вмененного дохода для розничной торговли коэффициентом К3, который зависел бы от времени года и режима работы предприятия. Введение К3 позволило бы оптимально распределить налоговую нагрузку на торговое предприятие в течение года: за первый и четвертый квартал предприятия платили меньше, чем за второй и третий квартал.
Исследованы вопросы, связанные со сбалансированным ценообразованием, позволяющие не только увеличить рентабельность предприятия, но и оборачиваемость. Суть сбалансированной системы торговой наценки заключается не только в выборе товаров - "убыточных лидеров продаж", на которые устанавливается минимальная наценка, но и определение таких номенклатурных позиций, на которые наценка максимальна. Даны рекомендации по выбору товаров, на которые устанавливается минимальная и максимальная наценка. К "убыточным лидерам продаж" можно отнести:
товары, пользующиеся устойчивым, повышенным спросом на данном предприятии розничной торговли;
товары повседневного спроса.
К номенклатурным позициям, на которые наценка максимальна можно отнести:
товары премиум класса (элитные товары);
товары, которые пользуются устойчивым, но относительно не высоким спросом.
товары, основные покупатели которых, как правило, не обращают внимание на цену. Например, молодые люди, мужчины.
Определены операционные способы получения прибыли торговыми предприятиями, которые не связаны непосредственно с торговой деятельностью. В их числе:
плата за вхождение в сеть;
ретро-бонус;
доход от оказания маркетинговых услуг;
эксклюзивные продажи продукции поставщика в торговой точке;
сдача в аренду торговых площадей для проведения промо-акций, дегустаций, розыгрышей призов и т.д.
плата за размещения рекламных материалов в торговом зале;
продажа эфирного времени на внутреннем радио для рекламы товаров, продающихся в магазине;
продажа места в корпоративной газете для рекламы товаров, продающихся в магазине;
плата за лучшее место на торговом оборудовании;
плата за представленный в торговой точке ассортимент продукции того или иного поставщика.
На основе зарубежной практики разработана и обоснована стратегия закупок на основе добровольного объединения. Суть стратегии заключается в объединении торговых предприятий под одним брендом, при чем участники объединения остаются юридически независимыми. Преимущества данного объединения являются:
А. Создание общего бренда, который будет узнаваем большим числом потенциальных покупателей.
Б. Проведение общей рекламной компании.
В. Заключение договоров с поставщиками-посредниками или даже напрямую с производителями на более выгодных условиях.
Г. Юридическая защита своих учредителей.
Д. Проведение различных тренингов, семинаров с целью обучения персонала торгового предприятия новым тенденциям рынка розничной торговли.
Предложено объединение в двух формах: создание некоммерческой организации, создание юридического лица, которое будет заниматься закупками.
Определены плюсы и минусы этих форм. Второй вариант - создание юридического лица, которое будет заниматься закупками - сопряжен с некоторыми трудностями: необходим уставный капитал; необходимо вести налоговый учет и уплачивать налоги; проблема с принятием и исключением новых членов.
В процессе исследования были определены основные правила мерчендайзинга, применение которых позволит повысить оборачиваемость запасов торгового предприятия, т.к от 70 до 80% покупателей магазинов принимают решение о покупке того или иного товара непосредственно на месте продажи. Мерчендайзинг - это система мероприятий, проводимых в микромире магазина и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно, выгодно с точки зрения ценности совершать покупки.
Применение новых разработанных методов и усовершенствование существующих методов по управлению ликвидностью, рентабельностью, оборачиваемостью и финансовой устойчивостью в узком смысле, позволит повысить финансовую устойчивость предприятия розничной торговли.
Рассчитаем изменение средней цены реализации продукции ОАО "Монолит-ТК" в зависимости от рынков сбыта продукции в табл. 3.11.
В результате изменения цены единицы продукции ОАО "Монолит-ТК" получит дополнительной суммы прибыли от продаж:
15 х 39539 = 593 тыс. руб.
Размер чистой прибыли, полученной в результате внедрения предлагаемого мероприятия, т.е. без учета налога на прибыль, составит:
593 - (59,3 х 0,24) = 450 тыс. руб.
Таблица 3.11
Влияние изменения структуры реализации на изменение цены единицы продукции ОАО "Монолит-ТК"
Рынки сбыта | Средняя цена единицы продукции, руб. | Объем продаж, шт. | Структура продаж,% | Изменение цены единицы продукции, руб. | |||
факт | план | факт | план | Отклонение | |||
1. Постоянным клиентам | 3200 | 156200 | 143940 | 41 | 36 | -5 | -16 |
2. Договорные продажи | 3500 | 205300 | 234400 | 54 | 59 | +5 | +175 |
3. Прочие | 3300 | 16840 | 17050 | 5 | 5 | - | - |
ВСЕГО | - | 378340 | 395390 | 100 | 100 | - | 15 |