Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:09, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является разработка предложений по улучшению финансового состояния ОАО "Монолит-ТК". Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
охарактеризована сущность понятия "финансовое состояние", раскрыта информационная база анализа финансового состояния предприятия;
показаны основные методические подходы к анализу финансового состояния предприятия, принятые в современной экономической практике;
проведен анализ финансового состояния ОАО "Монолит-ТК";
Введение
1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности
1.1 Сущность и основные направления анализа
1.2 Показатели и методика финансового анализа
1.3 Информационная база анализа
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Монолит-ТК"
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО "Монолит-ТК"
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.4 Анализ деловой активности
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Монолит-ТК"
3.1 Выявление проблем в деятельности предприятия
3.2 Основные направления совершенствования
3.3 Экономическая эффективность внесенных предложений
Заключение
Список использованной литературы
Торговая сфера РФ характеризуется высокой сегментацией рынка, что вызывает необходимость агрессивного продвижения на рынки новых видов продуктов путем предоставления выгодных условий коммерческого кредитования. В связи с этим разработаны предложения по совершенствованию методики оценки кредитоспособности покупателей и условий предоставления кредита на основе анализа ряда факторов и оценки их по четырехбалльной шкале (Таблица 3.10).
Таблица 3.10. Методика оценки кредитоспособности покупателей и условий предоставления кредита
№ | Факторы | Баллы | |||||
По 1 баллу | По 2 балла | По 3 балла | По 4 балла | ||||
1 | Срок работы с клиентом | До полугода | От полугода до года | От 1 до 3 лет | Более 3 лет | ||
2 | Доля объема продаж в общем объеме продаж компании | До 5% | От 5 до 10% | От 10 до 20% | Более 20% | ||
3 | Объем просроченной задолженности | Более 20% | От 10 до 20% | От 5 до 10% | До 5% | ||
Итоговый балл (произведение проставленных баллов для каждого фактора) | |||||||
Значение итогового балла | Группы покупателей | Условия предоставления кредита | |||||
От 28 до 64 баллов | Максимально надежные клиенты | Максимальный срок и в полном объеме на уровне кредитного лимита | |||||
От 13 до 27 баллов | Высоко надежные клиенты | Ограниченный срок и размер в зависимости от степени риска невозврата долга | |||||
От 5 до 12 баллов | Средне надежные клиенты | Ограниченный срок и размер в зависимости от степени риска невозврата долга | |||||
До 4 баллов | Ненадежные клиенты | Минимальный срок и размер кредита |
Например, кредитоспособность клиента со сроком работы 1 год (2 балла), долей объема продаж в общем объеме продаж компании 5% (2 балла) и объемом просроченной задолженности 8% (3 балла) рассчитывается как произведение проставленных баллов (2*2*3=12 баллов). На основе итогового балла контрагенту присваивается статус средне надежного клиента, в соответствии с которым ему предоставляется кредит на ограниченный срок и в ограниченном размере в зависимости от степени риска невозврата долга.
Обобщение современной практики по управлению дебиторской задолженностью позволило выявить целесообразную схему взаимодействия между подразделениями предприятия, согласно которой за продажи и поступления несет ответственность коммерческий отдел, финансовый отдел обеспечивает информационно-аналитическое обслуживание, а юридическая служба - юридическое сопровождение (оформление договоров и обращения в суд.
Исследование распространенных моделей управления денежными средствами Баумоля и Миллера-Орра выявил их общий недостаток, это отсутствие расчетов параметра страхового запаса денежных средств, ориентируясь на который предприятия смогут поддерживать необходимый уровень платежеспособности.
В связи с этим можно предложить расчет размера страхового запаса денежных средств исходя из ожидаемого однодневного расходования денежных средств, умноженный на период (Д), необходимый для конвертации ценных бумаг в денежные средства (3.4):
(3.4)
где Н - страховой размер денежных средств;
КСО - краткосрочные обязательства;
ПОКСО - период оборота краткосрочных обязательств;
С целью недопущения "кассового разрыва" на предприятии предлагается составлять бюджеты движения денежных средств с разбивкой на месяц, квартал, полугодие и год, суть которых заключается в разнесении крупных расходов и доходов равномерно на весь период.
Управление структурой капитала на предприятии предлагается проводить по следующим этапам:
1. определение средневзвешенной стоимости капитала предприятия;
2. расчет эффекта финансового левериджа;
3. определение допустимого уровня финансового риска;
4. определение схемы финансирования (полное самофинансирование, смешанное финансирования);
5. минимизация средневзвешенной стоимости капитала и поддержание ее оптимальной структуры в процессе деятельности предприятия.
Таким образом, обоснован расчет нормального размера кредиторской задолженности, ориентируясь на который предприятие сможет поддерживать рекомендованный уровень платежеспособности и финансовой устойчивости, а также выявлять резервы "безопасного" увеличения кредиторской задолженности.
Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия возможна при значении коэффициентов абсолютной ликвидности - от 0,2 до 0,25, текущей ликвидности - от 1 до 2, и обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами - от 0,1 до 0,5. Пределы значений коэффициентов определены на основе нормативных документов и практики применения коэффициентов, как в России, так и за рубежом.
Реальная величина значения коэффициента определяется с учетом финансового состояния предприятия и его текущих целей и задач. Для предприятия предлагается использовать значение коэффициента абсолютной ликвидности на уровне - 0,2, текущей ликвидности - 2 и обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами - 0,1. При проведении расчетов использовались данные ограничения.
В основу расчета положена система неравенств (3.5) для нахождения размера кредиторской задолженности:
(3.5)
где ОА - оборотные активы;
КСО - краткосрочные обязательства;
ДА - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ - дебиторская задолженность;
З - запасы с НДС;
ЗиК - краткосрочные займы и кредиты;
КЗ - кредиторская задолженность;
С учетом того, что ОА = (ДЗ + З + ДА) и КСО = (КЗ + ЗиК), решение данной системы в виде ограничения на размер кредиторской задолженности будет выглядеть так (форм.3.6):
В качестве нормативных значений для вышеперечисленных коэффициентов использованы среднеотраслевые показатели, что позволит оценить положение анализируемого предприятия по сравнению со средним в отрасли. Согласно методу динамической рейтинговой экспресс-оценки, комплексный показатель рассчитывается следующим образом (форм.3.7):
(3.6)
(3.7)
Таким образом, выявлена прямая зависимость размера нормальной кредиторской задолженности от размера оборотных активов и обратная зависимость от размеров краткосрочных займов и кредитов.
Оценка эффективности управления финансовым состоянием предлагается проводить по следующей последовательности шагов:
1. построение прогнозного баланса;
2. расчет прогнозных показателей финансового состояния;
3. расчет комплексного показателя оценки финансового состояния.
Для комплексной оценки изменения финансового состояния исследуемого предприятия предлагается использовать метод динамической рейтинговой экспресс-оценки. Расчет комплексного показателя целесообразно проводить на основе небольшого количества показателей, были определены пять из них: коэффициент текущей ликвидности (Кт. л), автономии (Кавт), обеспеченности текущей деятельности СОС (Косос), рентабельности активов (Кра) и оборачиваемости активов (Коа). Данный набор коэффициентов, по нашему мнению, отражает наиболее важные характеристики финансового состояния предприятия как платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность и деловая активность.
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи - повышение доходов - должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности продаж; достаточности и эффективности диверсификации финансово-хозяйственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности продаж, критического объема продаж по видам продукции и подразделениям и т.п.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности.
Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продаж. Себестоимость продаж представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе реализации продукции.
Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, топливо и энергия и др.
Что касается методов калькулирования, используемых в отечественной практике, то число их достаточно велико. В западной практике наиболее распространена система директ-костинга, подразумевающая подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые - на себестоимость.
Следует подчеркнуть, что фактическая себестоимость продаж формируется исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных расходов и затрат. Увеличение себестоимости, являясь в целом негативным фактом, приводящим к уменьшению прибыли, имеет и некоторый позитивный момент - снижение налога на прибыль. Поэтому в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли некоторые виды расходов регулируются в централизованном порядке путем установления лимитов, норм и нормативов. В частности, прибыль для целей налогообложения увеличивается на суммы:
оплаты процентов по полученным рублевым кредитам сверх установленной ставки рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной на три процентных пункта,
оплаты процентов по полученным валютным кредитам в размере, превышающем 15% годовых,
затрат, превышающих нормативы по командировочным расходам (например, установлены нормативы суточных расходов по внутренним и заграничным командировкам, а также ограничения по транспортным расходам),
сверхнормативных представительских расходов (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки),
сверхнормативных расходов на рекламу (нормативы устанавливаются в процентах от объема выручки),
сверхнормативных расходов на подготовку и переподготовку кадров (нормативы устанавливаются в процентах от расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции) и др.
Роль финансовой службы в управлении расходами уже гораздо более значима по сравнению с управлением доходами. Если уровень доходов в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять путем установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в системе управленческого учета в ходе формирования плановой себестоимости, расчета фактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработке мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов.
Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности.
Товарная стратегия предполагает определенный курс действий торгового предприятия. В ее задачу входит обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров, нахождению оптимальных товарных ниш (сегментов). Кроме этого сюда входит разработка и осуществление стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
В настоящее время часть продукции ОАО "Монолит-ТК" требует дальнейшего ее сопровождения, т.е. гарантийное и постгарантийное обслуживание. Так предлагая данные услуги покупателям ОАО "Монолит-ТК" может привлечь дополнительного покупателя и увеличить рыночную долю данной продукции. Как следствие, это приведет к увеличению объема выручки и прибыли предприятия.
При анализе деятельности ОАО "Монолит-ТК" особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, так как этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен.