Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является исследование рентабельности КУВОШПП «Витебчанка».
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятий…………………………………………………………………
5
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения…..
5
1.2 Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг………………………………………………………………………..
18
1.3 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности………………………………………………………………
24
2. Анализ рентабельности деятельности предприятия КУВОШПП «Витебчанка»………………………………………………………………..
27
2.1. Общая характеристика КУВОШПП «Витебчанка»…………………
27
2.2. Анализ прибыли и затрат как основных факторов, определяющих деятельность предприятия…………………………………………………..
31
2.3. Анализ рентабельности производства по системе «директ-костинг»..
36
2.4. Анализ рентабельности продаж……………………………………….
41
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»……….
45
3.1 Принципы организации поиска и использование выявленных резервов……………………………………………………………………….
45
3.2. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов………………………………………………………………………
50
Заключение…………………………………………………………………..
52
Список использованных источников……………
, где
- условная рентабельность по прибыльности продукции;
- рентабельность продукции в 2008 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
- условная рентабельность по прибыльности продукции;
- рентабельность продукции в 2009 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
ΔRλp(2008) = 0 – 5,5% = 5,5 %
ΔRλp(2009) = -6,5 – 0 = -6,5 %
Рассмотрим влияния изменения фондоемкости. Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
- условная рентабельность по фондоемкости;
- рентабельность продукции в 2008 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
- условная рентабельность по фондоемкости;
- рентабельность продукции в 2009 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
Выделяем влияние фактора фондоемкости:
Δ RλF(2008) =0 – 0 = 0 %
Δ RλF(2009) =-7,5 – (-6,5) = -1 %
Рассмотрим влияние
Δ RλE(2008) = R(2008)- RλF(2008) = -5,5 – 0 = -5,5 %
Δ RλE(2009) = R(2009)- RλF(2009) = -8 – (-1) = -7 %
ΔR (2008)= R(2008)-R(2007) = Δ Rλp(2008) + Δ RλF(2008) + Δ RλE(2008) =
= 5,5 + 0 – 5,5 =0 %
ΔR (2009)= R(2009)-R(2008) = Δ Rλp(2009) + Δ RλF(2009) + Δ RλE(2009) =
= -6,5 + 1 -7 =12,5 %
Из данных таблицы 2.5 видно, фондоемкость 2008 года повысилась по сравнению с 2007 годом на 0,305. Это свидетельствует о понижении эффективности использования основных средств и ведет к перерасходу капитальных вложений. Оборачиваемость оборотных активов 2008 года увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,41 раз. Ускорение оборачиваемости оборотных активов способствует понижению потребности в запасах сырья, материалов, и ускоряет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.
Таким образом, прирост рентабельности за 2008 год в сравнении с рентабельностью 2007 года составляет -0,06 %. Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на 15 %, фондоемкость на 41 % и оборачиваемость оборотных активов на 9%.
За 2009 год из данных таблицы 2.5 следует, что прибыльность продукции относительно 2008 года снизилась на 0,21, фондоемкость 2009 года снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,45. Оборачиваемость оборотных активов 2009 года уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 0,06 раз. В итоге, прирост рентабельности за 2009 год в сравнении с рентабельностью 2008 года составил -08 %. Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на - 21 %, фондоемкость на - 45 % и оборачиваемость оборотных активов на 6 %.
2.4. Анализ рентабельности продаж
Анализ рентабельности продаж предполагает прежде всего определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность единицы продукции – это отношение прибыли к себестоимости единицы реализованной продукции:
Rпр = Пр/Ср
*100, где
Rпр – рентабельность продаж;
Пр – прибыль от реализации товаров, работ, услуг;
Ср – себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.
Rпр = П/Спр *100, где
Rпр – рентабельность произведенной продукции;
П – прибыль;
Спр – себестоимость произведенной продукции.
В таблице 2.8 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от продаж к объему реализации.
Таблица 2.8. Показатели рентабельности проданной продукции.
Показатель |
Единица измерерния |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Изменения | ||
2008-2007 |
2009-2008 |
2009-2007 | |||||
Выручка от реализации продукции |
млн. руб. |
1676,8 |
2113 |
2057 |
436,2 |
-56,0 |
380,2 |
Выручка от реализации продукции без НДС и прочих налогов и пошлин |
млн. руб. |
1381,85 |
1738,42 |
1682,96 |
356,6 |
-55,5 |
301,1 |
Себестоимость реализованных товаров |
млн. руб. |
1421 |
2115 |
2489 |
694,0 |
374,0 |
1068,0 |
Валовая прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
-39,15 |
-376,58 |
-806,04 |
-337,4 |
-429,5 |
-766,9 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
-185,3 |
0 |
-435 |
185,3 |
-435,0 |
-249,7 |
Рентабельность реализованной продукции, исчисленная по валовой и чистой прибыли: |
|||||||
- валовая прибыль:
себестоимость реализованной |
% |
-2,8 |
-17,8 |
-32,4 |
-15,0 |
-14,6 |
-29,6 |
- валовая прибыль:
выручка от реализации за |
% |
-2,8 |
-21,7 |
-47,9 |
-18,8 |
-26,2 |
-45,1 |
- валовая прибыль: выручка от реализации без вычета налогов*100% |
% |
-2,3 |
-17,8 |
-39,2 |
-15,5 |
-21,4 |
-36,9 |
- чистая прибыль: выручка
от реализации за вычетом |
% |
-13,4 |
0,0 |
-25,8 |
13,4 |
-25,8 |
-12,4 |
- чистая прибыль: себестоимость реализованной продукции*100% |
% |
-13,0 |
0,0 |
-17,5 |
13,0 |
-17,5 |
-4,4 |
Прибыль от продаж (валовая прибыль-коммерческие и управленческие расходы) |
млн. руб. |
-650,95 |
-409,58 |
-832,04 |
241,4 |
-422,5 |
-181,1 |
Рентабельность продаж |
% |
||||||
- прибыль от продаж |
% |
612,5 |
33,2 |
26,3 |
-579,3 |
-6,9 |
-586,2 |
- прибыль от продаж:
выручка от реализации за |
% |
-47,1 |
-23,6 |
-49,4 |
23,5 |
-25,9 |
-2,3 |
Как видно из приведенных
в таблице данных, рентабельность
реализуемой продукции
Методика анализа
Р= Пр.п/ Ср.п
По данным таблицы 2.8, рентабельность в 2007 году составила -2,8%, в 2008 году - -17,8%, а в 2009 году - -32,4%. Изменение 2008 года по отношению к 2007 году составило -15%, 2009 года к 2008 году - -14,6%, а 2009 года к 2007 году - -29,6%.
Рентабельность, исчисленная
как отношение прибыли к
Р= Пр.п/ (Ср.п – Н),
где
Н – налоги;
составила в 2007 году – -2,8%, в 2008 году - -21,7%, а в 2009 году - -47,9%. Изменения равны в 2008 году к 2007 году - -18,8%, 2009 год к 2008 году - -26,2%, а 2009 год к 2007 году - -45,1%.
Рентабельность реализованной
продукции показывает, что на каждый
рубль выручки от реализации продукции
(товаров, работ, услуг) по отчету израсходовано
47,9% валовой прибыли от деятельности.
Решающее влияние на снижение уровня
рентабельности продукции, исчисленной
отношением прибыли к выручке
от реализации продукции, оказало увеличение
себестоимости реализованной
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»
3.1 Принципы организации
поиска и использование
Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
С развитием научно-технического
прогресса появляются новые виды
сырья и материалов, новые виды
машин и оборудования, новые технологии,
более совершенные формы
Для лучшего понимания, более
полного выявления и
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
К внутрихозяйственным относятся резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на анализируемом предприятии. Они связаны в первую очередь с недопущением потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации и технологии производства, бесхозяйственности и др.
Отраслевые резервы — это те, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли, например, разработка новых систем машин, новых технологий, улучшенных конструкций изделий, выведение новых сортов культур, пород животных и т.д. Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, концернов.
Региональные резервы
могут быть выявлены и использованы
в пределах географического района
(использование местного сырья и
топлива, энергетических ресурсов, централизация
вспомогательных производств
Информация о работе Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»