Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является исследование рентабельности КУВОШПП «Витебчанка».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятий…………………………………………………………………

5
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения…..
5
1.2 Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг………………………………………………………………………..

18
1.3 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности………………………………………………………………

24
2. Анализ рентабельности деятельности предприятия КУВОШПП «Витебчанка»………………………………………………………………..

27
2.1. Общая характеристика КУВОШПП «Витебчанка»…………………
27
2.2. Анализ прибыли и затрат как основных факторов, определяющих деятельность предприятия…………………………………………………..

31
2.3. Анализ рентабельности производства по системе «директ-костинг»..
36
2.4. Анализ рентабельности продаж……………………………………….
41
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»……….
45
3.1 Принципы организации поиска и использование выявленных резервов……………………………………………………………………….

45
3.2. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов………………………………………………………………………

50
Заключение…………………………………………………………………..
52
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курс.АХД (БНТУ. Анализ рентабельности предприятия по системе директ - костинг) 4518.docx

— 158.83 Кб (Скачать)

 

, где                                                                       (2.2)

- условная рентабельность по прибыльности продукции;

- рентабельность продукции в  2008 году;

- фондоемкость продукции;

- оборачиваемость активов.

- условная рентабельность по прибыльности продукции;

- рентабельность продукции в  2009 году;

- фондоемкость продукции;

- оборачиваемость активов.

Выделяем  влияние фактора  прибыльности продукции:

ΔRλp(2008) = 0 – 5,5% = 5,5 %

ΔRλp(2009) = -6,5 – 0 = -6,5 %

Рассмотрим влияния изменения  фондоемкости. Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что  изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось  на уровне базиса:

                                                                                  (2.3)

- условная рентабельность по  фондоемкости;

- рентабельность продукции в  2008 году;

- фондоемкость продукции;

- оборачиваемость активов.

                                                                                    (2.4)             

- условная рентабельность по  фондоемкости;

- рентабельность продукции в  2009 году;

- фондоемкость продукции;

- оборачиваемость активов.

 

 

Выделяем  влияние фактора  фондоемкости:

Δ RλF(2008) =0 – 0  = 0 %

Δ RλF(2009) =-7,5 – (-6,5)  = -1 %

 

Рассмотрим влияние оборачиваемости  оборотных активов. Рассчитаем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельность продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов.

Δ RλE(2008) = R(2008)- RλF(2008) = -5,5 – 0 = -5,5 %

 

Δ RλE(2009) = R(2009)- RλF(2009) = -8 – (-1) = -7 %

 

 ΔR (2008)= R(2008)-R(2007) = Δ Rλp(2008) + Δ RλF(2008) + Δ RλE(2008) =

= 5,5 + 0 – 5,5 =0 %

 

ΔR (2009)= R(2009)-R(2008) = Δ Rλp(2009) + Δ RλF(2009) + Δ RλE(2009) =

= -6,5 + 1 -7 =12,5 %

 

Из данных таблицы 2.5 видно, фондоемкость 2008 года повысилась по сравнению с 2007 годом на 0,305. Это свидетельствует о понижении эффективности использования основных средств и ведет к перерасходу капитальных вложений. Оборачиваемость оборотных активов 2008 года увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,41 раз. Ускорение оборачиваемости оборотных активов способствует понижению потребности в запасах сырья, материалов, и ускоряет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.

Таким образом, прирост рентабельности за 2008 год в сравнении с рентабельностью 2007 года составляет -0,06 %. Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на 15 %, фондоемкость на 41 % и оборачиваемость оборотных активов на 9%.

За 2009 год из данных таблицы 2.5 следует, что прибыльность продукции относительно 2008 года снизилась на 0,21, фондоемкость 2009 года снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,45. Оборачиваемость оборотных активов 2009 года уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 0,06 раз. В итоге, прирост рентабельности за 2009 год в сравнении с рентабельностью 2008  года  составил -08 %.  Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на - 21 %, фондоемкость на - 45 % и оборачиваемость оборотных активов на 6 %.

 

2.4. Анализ рентабельности  продаж

 

Анализ рентабельности продаж предполагает прежде всего определение  величины этого показателя, уточнение  его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность единицы продукции – это отношение прибыли к себестоимости единицы реализованной продукции:

Rпр = Прр *100, где                                                                            (2.5)

Rпр – рентабельность продаж;

Пр – прибыль от реализации товаров, работ, услуг;

Ср – себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.

Rпр = П/Спр *100, где

Rпр – рентабельность произведенной продукции;

П – прибыль;

Спр – себестоимость произведенной продукции.

В таблице 2.8 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие  расходы, и прибыли от продаж к объему реализации.

Таблица 2.8. Показатели рентабельности проданной продукции.

Показатель

Единица измерерния

2007 год

2008 год

2009 год

Изменения

2008-2007

2009-2008

2009-2007

Выручка от реализации продукции

млн. руб.

1676,8

2113

2057

436,2

-56,0

380,2

Выручка от реализации продукции  без НДС и прочих налогов и  пошлин

млн. руб.

1381,85

1738,42

1682,96

356,6

-55,5

301,1

Себестоимость реализованных  товаров

млн. руб.

1421

2115

2489

694,0

374,0

1068,0

Валовая прибыль от реализации продукции

млн. руб.

-39,15

-376,58

-806,04

-337,4

-429,5

-766,9

Чистая прибыль

млн. руб.

-185,3

0

-435

185,3

-435,0

-249,7

Рентабельность  реализованной продукции, исчисленная  по валовой и чистой прибыли:

             

  - валовая прибыль:  себестоимость реализованной продукции*100%

%

-2,8

-17,8

-32,4

-15,0

-14,6

-29,6

  - валовая прибыль:  выручка от реализации за вычетом  налогов*100%

%

-2,8

-21,7

-47,9

-18,8

-26,2

-45,1

  - валовая прибыль:  выручка от реализации без  вычета налогов*100%

%

-2,3

-17,8

-39,2

-15,5

-21,4

-36,9

  - чистая прибыль: выручка  от реализации за вычетом налогов*100%

%

-13,4

0,0

-25,8

13,4

-25,8

-12,4

  - чистая прибыль: себестоимость  реализованной продукции*100%

%

-13,0

0,0

-17,5

13,0

-17,5

-4,4

Прибыль от продаж (валовая прибыль-коммерческие и  управленческие расходы)

млн. руб.

-650,95

-409,58

-832,04

241,4

-422,5

-181,1

Рентабельность  продаж

%

           

  - прибыль от продаж

%

612,5

33,2

26,3

-579,3

-6,9

-586,2

  - прибыль от продаж: выручка от реализации за вычетом  налогов

%

-47,1

-23,6

-49,4

23,5

-25,9

-2,3


 

Как видно из приведенных  в таблице данных, рентабельность реализуемой продукции анализируемой  организации, исчисленная как отношение  прибыли к себестоимости, выше чем  рентабельность, исчисленная как  отношение прибыли к стоимости  реализованной продукции, однако она  все равно остается отрицательной. Сравнение показателей рентабельности как отношение прибыли к реализации без вычитаемых из нее налогов  показывает, что превышение первого  показателя над вторым по отчету составило 8,7 (-47,9-(-39,2)),  по  отношению  к 2007 году – 0,5            (-2,8-(-2,3)). Рентабельность, исчисленная как отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции, и рентабельность, исчисленная как отношение чистой прибыли к объёму реализации (выручке от реализации) за вычетом налогов из реализации, так же имеет расхождения, особенно в отчетном периоде. При определении отношения прибыли к себестоимости рентабельность реализованной продукции завышается. Более того, такой подход к определению рентабельности реализованной продукции не соответствует мировой практике определения этого показателя, так как не обеспечивается сравнимость показателей рентабельности на белорусских предприятиях с показателями рентабельности предприятий западных стран, что обусловлено различиями в слагаемых формирования прибыли от реализации продукции.

Методика анализа рентабельности реализованной продукции состоит  в определении величины и факторов изменения рентабельности. При анализе  факторов изменения рентабельности реализованной продукции, определяемой как отношение прибыли к себестоимости, на рентабельность Р будут влиять прибыль Пр.п и себестоимость Ср.п реализованной продукции. К их расчету нельзя применять прием цепных подстановок, так как фактор себестоимости будет учтен два раза – и в числители, и в знаменателе.

Р= Пр.п/ Ср.п                                                                                                                                                     (2.6)

По данным таблицы 2.8, рентабельность в 2007 году составила -2,8%, в 2008 году - -17,8%, а в 2009 году - -32,4%. Изменение 2008 года по отношению к 2007 году составило -15%, 2009 года к 2008 году - -14,6%, а 2009 года к 2007 году - -29,6%.

Рентабельность, исчисленная  как отношение прибыли к стоимости  реализованной продукции

Р= Пр.п/ (Ср.п – Н), где                                                                         (2.7)

Н – налоги;

составила в 2007 году – -2,8%, в 2008 году - -21,7%, а в 2009 году -        -47,9%. Изменения равны в 2008 году к 2007 году - -18,8%, 2009 год к 2008 году - -26,2%, а 2009 год к 2007 году - -45,1%.

Рентабельность реализованной  продукции показывает, что на каждый рубль выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по отчету израсходовано 47,9% валовой прибыли от деятельности. Решающее влияние на снижение уровня рентабельности продукции, исчисленной  отношением прибыли к выручке  от реализации продукции, оказало увеличение себестоимости реализованной продукции.

 

 

 

 

3.  Пути повышения  рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»

 

3.1 Принципы организации  поиска и  использование выявленных  резервов

 

Под хозяйственными резервами  понимают возможности повышения  эффективности деятельности организации  на основе использования достижений научно-технического прогресса и  передового опыта.

С развитием научно-технического прогресса появляются новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации  труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса.

Для лучшего понимания, более  полного выявления и использования  хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.

По пространственному  признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные  резервы.

К внутрихозяйственным относятся  резервы, которые выявляются и могут  быть использованы только на анализируемом  предприятии. Они связаны в первую очередь с недопущением потерь и  непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации  и технологии производства, бесхозяйственности и др.

Отраслевые резервы —  это те, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли, например, разработка новых систем машин, новых технологий, улучшенных конструкций изделий, выведение  новых сортов культур, пород животных и т.д. Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, концернов.

Региональные резервы  могут быть выявлены и использованы в пределах географического района (использование местного сырья и  топлива, энергетических ресурсов, централизация  вспомогательных производств независимо от их ведомственного подчинения и  т.д.).

Информация о работе Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»