Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является исследование рентабельности КУВОШПП «Витебчанка».
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятий…………………………………………………………………
5
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения…..
5
1.2 Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг………………………………………………………………………..
18
1.3 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности………………………………………………………………
24
2. Анализ рентабельности деятельности предприятия КУВОШПП «Витебчанка»………………………………………………………………..
27
2.1. Общая характеристика КУВОШПП «Витебчанка»…………………
27
2.2. Анализ прибыли и затрат как основных факторов, определяющих деятельность предприятия…………………………………………………..
31
2.3. Анализ рентабельности производства по системе «директ-костинг»..
36
2.4. Анализ рентабельности продаж……………………………………….
41
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»……….
45
3.1 Принципы организации поиска и использование выявленных резервов……………………………………………………………………….
45
3.2. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов………………………………………………………………………
50
Заключение…………………………………………………………………..
52
Список использованных источников……………
- систематический контроль
за выполнением планов
- определение влияния
как объективных, так и
- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- оценка работы предприятия
по использованию возможностей
увеличения объема реализации
продукции, прибыли и
- разработка мероприятий по использованию резервов.
1.2 Порог рентабельности.
Анализ рентабельности по
Существует определенное
взаимовлияние и
Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:
• критического объема производства для безубыточной работы;
• зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;
• запаса финансовой прочности предприятия;
• оценки производственного риска;
• целесообразности собственного производства или закупки;
• минимальной договорной цены на определенный период;
• планирования прибыли и т. д.
Анализ безубыточности основан
на ряде допущений. Во-первых, затраты
можно разделить на постоянные и
переменные. Ряд затрат предприятия
может содержать как
Во-вторых, зависимость между
объемом реализованной
Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.
В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.
В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.
Данные допущения
Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).
Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.
При расчете точки безубыточности
надо учитывать, что в модели линейной
зависимости точка
Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:
Qmin = F/(P-a) , шт.
или в денежном выражении:
Bmin=F/(1-b)
где Q — количество единиц продукции;
Р — цена единицы продукции;
F—расходы постоянные;
V— расходы переменные;
а — величина переменных
затрат в цене единицы
b — доля переменных затрат в базовой выручке.
Величина прибыли при
запланированных объемах
EBIT=PQ – F - a * Q,
где EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов.
Необходимо также раскрыть содержание такого термина, как запас финансовой прочности и определить порядок расчета его величины.
Запас финансовой прочности,
или кромка безопасности, показывает,
насколько можно сокращать
1. В абсолютном выражении:
Зфин = Qплан – Qmin
2. В относительном выражении:
Зфин = (Qплан – Qmin)
/ Qплан
Показатель финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.
3. В стоимостном выражении:
Зфин = Qплан * Р –
Qmin* Р
где Р — цена изделия.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического метода просчитать последствия предпринимаемых мер.
Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности и финансовой прочности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.
В последнее время большой
интерес вызывает методика анализа
прибыли, которая базируется на делении
производственных и сбытовых затрат
на переменные и постоянные и категории
маржинального дохода. Эта методика
широко применяется в странах
с развитыми рыночными
Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.
Удельная маржинальная прибыль (GMgm) — производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:
GMgm = р - а,
где GMgm — удельная маржинальная прибыль;
Р — цена единицы продукции;
а — переменные затраты в единице продукции.
Коэффициент маржинальной прибыли — это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.
Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):
KGM = GM/S.
Алгоритм расчета влияния факторов на изменение уровня рентабельности издержек, продаж, инвестируемого капитала по системе директ-костинг будет выглядеть следующим образом:
1). Рентабельность по каждому виду продукции
Ri = Пi/Зi = (Кi(Цi – Vi) – Нi / Кi х
Vi + Нi, где
К – объем реализованной продукции;
Ц – цена;
Н - сумма постоянных затрат
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
R= П/З = ВР(Ду – Н)/ S (К х V) + Н =
= S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi(Цi-Vi)/Цi) – Н / S(Кобщ х Удi х Vi) + Н,
где Удi – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;
Ду – средняя доля маржинального дохода в выручке.
2). Рентабельность продаж
R = П/ВР = (ВР х Ду)/ВР - Н =
= (S(Кобщ х Удi х Цi) S (Удiх(Цi –Vi)/Цi) –Н) / S (Кобщ х Удi х Цi)
3) Анализ рентабельности
инвестируемого капитала
R = БП/КL = ВР х Ду – Н + ВФР / S О /Коб =
= [S(Кобщ х Удi х Цi) х S(Удi (Цi– Vi) – Н + ВФР]/ [S(Rj,o [Удi х Vi) + Н]/ Коб,
где БП – балансовая сумма прибыли;
КL – среднегодовая сумма инвестируемого капитала;
S О – сумма оборота (себестоимость реализованной продукции);
Коб – коэффициент оборачиваемости
капитала (отношение суммы оборота
к среднегодовой сумме
ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Преимущество рассмотренной
методики анализа показателей
1.3 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 3).
Рисунок 1.3 - Схема подсчетов резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
РПupn
= Р VPПi х П ед
фi, , где
VРП – объем реализации продукции.
Резервы увеличения прибыли
за счет снижения себестоимости товарной
продукции и услуг
Информация о работе Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»