Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является исследование рентабельности КУВОШПП «Витебчанка».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности деятельности предприятий…………………………………………………………………

5
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения…..
5
1.2 Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг………………………………………………………………………..

18
1.3 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности………………………………………………………………

24
2. Анализ рентабельности деятельности предприятия КУВОШПП «Витебчанка»………………………………………………………………..

27
2.1. Общая характеристика КУВОШПП «Витебчанка»…………………
27
2.2. Анализ прибыли и затрат как основных факторов, определяющих деятельность предприятия…………………………………………………..

31
2.3. Анализ рентабельности производства по системе «директ-костинг»..
36
2.4. Анализ рентабельности продаж……………………………………….
41
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»……….
45
3.1 Принципы организации поиска и использование выявленных резервов……………………………………………………………………….

45
3.2. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов………………………………………………………………………

50
Заключение…………………………………………………………………..
52
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курс.АХД (БНТУ. Анализ рентабельности предприятия по системе директ - костинг) 4518.docx

— 158.83 Кб (Скачать)

 

Как свидетельствуют данные таблицы 2.3, работу предприятия можно охарактеризовать как неудовлетворительную.  За ряд лет предприятие не получало нормального стабильного дохода, т.е. как видно наиболее результативный был 2008 год – результат от финансово-хозяйственной деятельности 0.

Наиболее прибыльными  оказались для предприятия операции с ценными бумагами. Возможно стоит  переориентировать предприятие  из промышленного в финансовое –  положительный результат от вложения финансов  в ценные бумаги говорит сам за себя.

Так же в 2008 году на предприятии по результатам работы комиссии по непроизводительным расходам было принято решение о списании просроченной дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия – эффект 425 миллионов прибыли.

Формирование и структура  валовой прибыли и прибыли  от продаж КУВОШПП «Витебчанка» приведены  в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Анализ формирования валовой прибыли и прибыли от продаж КУВОШПП «Витебчанка».

млн. руб.

Показатели 

2007 год

2008 год

2009 год

Изменения

сумма

сумма

сумма

2008 к 2007 году

2009 к 2008 году

2009 к 2007 году

Валовая прибыль (убыток)

-185,3

0

-435

185,3

-435

620,3

Управленческие расходы  и расходы на реализацию

611,8

429,00

26,00

-182,8

-403

-637,8

Операционные доходы

19,4

11

-53

-8,4

-64

-72,4

Внереализационные доходы

48,7

562

95

513,3

-467

46,3

Прибыль от продаж товаров работ услуг (убыток)

-252,00

-387,00

-364,00

-135

23

616


 

Из приведенных выше расчетов видно, что наиболее положительный  год работы предприятия это 2008 год – предприятие не получило прибыли, но и не понесло убытков. В 2009 году убыток предприятия составил 435 миллиона рублей, всего же за три года – 620,3 миллиона рублей.

В 2007 году управленческие и коммерческие расходы составили 611,8 миллионов рублей, но в последующие годы их сумма постоянно снижалась и составляла в 2008 году – 33 миллиона рублей, а в 2009 году 26 миллионов рублей.

Убыток от реализации товаров, работ, услуг в 2008 году увеличился на 135 миллионов рубле против 2007 года, а в 2009 году он уменьшился на 23 миллиона рублей против 2008 года, однако убыток есть убыток.  Всего же убыток за 3 года составил 616 миллионов рублей.

Другим направлением в  анализе работы предприятия является анализ затрат на производство. Руководитель должен принимать экономически обоснованные управленческие решения, учитывая зависимость  и соотношение затрат на произведенную  и реализованную продукцию, объёмы реализации и прибыли, тенденции  экономического развития. Одним из основных факторов формирования прибыли  является себестоимость реализованной  продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия  и его финансовое состояние, так  как между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Как известно, себестоимость реализованной  продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, то есть при росте затрат на реализованную продукцию более  высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и наоборот. Себестоимость реализованной продукции, естественно, не равна себестоимости произведенной продукции. Различия в темпах роста произведенной и реализованной продукции показывают тенденцию изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. При оценке показателей себестоимости целесообразно на первом этапе анализа сопоставить изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (таблица 2.5).

Таблица 2.5. Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции.

млн. руб.

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста

2008 к 2007

2009 к 2008

2009 к 2007

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

1676,8

2113

2057

126,01

97,35

122,67

Себестоимость реализованной  продукции

1317

2071

2395

157,25

115,64

181,85

Себестоимость произведенной  продукции

1421

2115

2489

148,84

117,68

175,16


 

Из таблицы 2.5. видно, что затраты на реализованную продукцию возросли в большей степени, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с предшествующими рентабельность продаж снизилась – 126,01% против 157,64% в 2008 году, 97,35% против 115,64% в 2009 году.

В качестве обобщающего показателя себестоимости  продукции анализируются  затраты на рубль произведенной  продукции. Этот показатель характеризует  уровень себестоимости одного рубля  обезличенной продукции. Достоинство  названного показателя в том, что  он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли и охватывать как отдельные виды продукции, так и всю продукцию в целом.

Рассчитаем затраты на рубль произведенной продукции  по годам, а результаты представим в  таблице 2.6.

Таблица 2.6. Затраты на рубль продукции по годам.

Показатель

Единица измерения

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение

2008 от 2007

2009 от 2008

2009 от 2007

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

млн.руб.

1676,8

2113

2057

436,20

-56,00

380,20

Себестоимость произведенной  продукции

млн.руб.

1421

2115

2489

694,00

374,00

1068,00

Затраты на рубль реализованной  продукции

руб.

0,85

1,00

1,21

0,15

0,21

0,36


 

Как видно из приведенной  выше таблицы, наиболее результативный год был 2007 год. Затраты на рубль произведенной продукции составили всего 85 копеек. В 2008 году предприятие, как отмечалось выше, сработало с нулевым результатом (1 рубль) – нет прибыли и нет убытков. Прирост затрат в 2008 году составил 15 копеек. Далее картина ухудшается – в 2009 году в рубль реализованной продукции предприятие уже вкладывало 1,21 рубля. В целом за анализируемый период затраты возросли на 36 копеек.

Из выше приведенного анализа  можно сделать только один вывод  – работа предприятия последние 2 года неудовлетворительная.

 

2.3. Анализ рентабельности производства по системе «директ-костинг»

 

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов.

Рентабельность производства тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда).

Таблица 2.7. Исходные данные для анализа рентабельности производства КУВОШПП «Витебчанка».

Показатели

Условные обозначения

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонения

2008-2007

2009-2008

Исходные данные

           

Выручка от реализации, млн. руб.

N

1676,8

2113

2057

436,2

-56

Себестоимость продукции, млн. руб.

S

1421

2115

2489

694

374

Внеоборотные активы, млн. руб.

F

4135,7

6085

5008

1949,3

-1077

Оборотные средства, млн. руб.

E

401,4

738

604

336,6

-134

Расчетные показатели

           

Прибыль от реализации, млн. руб.

P=N-S

255,8

-2

-432

-257,8

-430

Рентабельность капитала (предприятия)

R=P/(F+E)

0,06

0,00

-0,08

-0,06

-0,08

Расчеты для трехфакторной  модели

           

Фактор 1. Прибыльность продукции

P/N

0,15

0,00

-0,21

-0,15

-0,21

Фактор 2. Фондоемкость (капиталоемкость) продукции

F/N

2,47

2,88

2,43

0,41

-0,45

Фактор 3. Оборачиваемость  оборотных активов

E/N

0,24

0,35

0,29

0,11

-0,06


 

Фактор 1. – Прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли  приходится на 1 рубль реализованной  продукции. Рост рентабельности продукции, является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижение затрат на производство при постоянных ценах. В отчетном году спрос на продукцию  предприятия не снизился. Это и  обусловило снижение прибыльности продукции  на 21% за три анализируемых года.

Фактор 2. – Фондоемкость продукции. Снижение фондоемкости (с 2,47 до 2,43 п.п.), свидетельствует о повышении  эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных  вложений, ведет к относительному сокращению потребности предприятия  в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции  на сумму выручки за анализируемый  период и составляет 0,04*2057=82,28 милионов рублей. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

Фактор 3. – Оборачиваемость  оборотных активов. Показывает, сколько  совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных  средств (активов) уменьшает потребность  в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия, либо для дополнительного выпуска  продукции. В результате ускорения  оборота требуется  меньше  запасов  сырья, материалов, топлива, высвобождаются  и  денежные ресурсы,  ранее  вложенные  в эти запасы. Наилучший показатель оборачиваемости оборотного капитала был в 2008 году – 0,35.

Анализ рентабельности проведем на основе табличных данных. Сначала  найдем значение рентабельности для  каждого из годов:

R =(P/N)/(F/N+E/N)*100%                                                                 (2.1)

Для 2007 года:

R2007=(255.8/1676.8)/(2.47+0.24)*100%=5.5%

Для 2008 года:

R2008=(-2/2113)/(2,88+0,35)*100%=0%

Для 2009 года:

R2009=(-432/2057)/(2,43+0,29)*100%= - 7,72%

Прирост рентабельности за 2008 год составляет:

ΔR2008=0 – 5,5% = -5,5 %

Прирост рентабельности за 2009 год составляет:

ΔR2009=-7,72% – 0 = - 7,72 %

Рассмотрим, какое влияние на эти  изменения оказали различные  факторы.

Рассмотрим влияние изменения  фактора прибыльности продукции. Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных:

Информация о работе Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»