Принятие решений при планировании ассортимента продукции (товаров) в бухгалтерском управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.

Содержание

Понятие и основные характеристики ассортимента……………45345
II Особенности планирования ассортимента……………………….…….
III Оптимизация управления ассортимента……

Работа содержит 1 файл

курсовая ветрова.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Гармоничность (сопоставимость) ассортимента приводит к возникновению эффекта связи  между продуктами. Потребители приобретают  часто товары многих наименований за один раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 2. Особенности планирования ассортимента

  Любое  предприятие нуждается в постоянном  наблюдение и контроле за

результатами  своей деятельности, чтобы вовремя  установить правильность

проводимой  ими политики, планов предпринимательской деятельности. Одна из важнейших проблем управления  выступает инвестирование затрат в новую продукцию и получение доходов от инвестиций. Решения об инвестициях являются наиболее рискованными, так как они вовлекают в производственный процесс значительную долю ресурсов текущего периода в расчете на получение дохода в предстоящем периоде.

 «Краткосрочные  решения касаются вопросов вклада  единицы продукции в общую  прибыль в результате управления  ассортиментом продукции. Они не затрагивают затрат на вложенный капитал. При краткосрочных инвестициях денежные средства  в течение сравнительно короткого периода – до одного года.»[7,68]

 Действия  организации по инвестированию, вследствие большого риска,

должны  опираться на результаты анализа, которые  учитывают фактор времени и альтернативность выбора решений. Варианты управленческих решений рассчитывают с учетом влияния времени на величину и планируемый доход.

  Информационное  обеспечение анализа для принятия  управленческих решений создает  система дифференцированного управленческого учета издержек и поступлений. Дифференцированными называют издержки, величина которых при отдельных условиях могут быть отличной от величины возможных издержек при других условиях. При решении проблем альтернативного выбора в расчет принимается прибыль, полученная на вложенный капитал. Следовательно, чем больше прибыли будет получено на вложения, тем выше перспектива у соответствующего варианта решения. Отсюда целью предприятия является максимизация прибыли на вложенный капитал, если она  совместима, с другими целями. Управленческий учет в основном готовит информацию, которая может быть

измерена  количественно. На основе этой информации проводится планирование ассортимента.

   По утверждениям известного деятеля Парето:

  • 20% товаров приносят 80% прибыли;
  • 20% товарного ассортимента делают 80% оборота;
  • 20% покупателей приносят 80% денег.

Но все  мы знаем, что:

  • без 80% менее уходящего товарного ассортимента к нам могут не приходить те 20% покупателей, которые приносят 80% денег;
  • 20% товарного ассортимента, которые делают оборот, могут не приносить 80% прибыли;
  • 20% товарных позиций, которые приносят 80% прибыли, могут относиться к 80% товарных позиций, которые не делают оборота.

Именно  поэтому существует множество типов  анализа ассортимента, среди которых особо выделяют:

  • АВС-анализ;
  • XYZ-анализ;
  • FRM-анализ.

Что же собой представляет АВС-анализ? 
АВС-анализ устанавливает приоритеты в отслеживании ассортимента. 
Исходит он из двух характеристик:

  • оборот или прибыль;
  • количественные характеристики.

Классификация делается на основе распределения по трем группам:

  • категория А – быстро продающиеся товары с большим объемом продаж или прибыли (более 20% от общего объема);
  • категория В – средние параметры реализации (от 20 до 5% от общего объема);
  • категория С – менее 5% продаж.

Но лучше  проводить АВС-анализ как по прибыли, так и по обороту. 
Для того чтобы классифицировать продукцию, необходимо просто заполнить следующую таблицу.

                                                                                                   Таблица№1

                                                                            

Артикул Наименование Годовой объем продаж Доля  в совокупных продажах (или прибыли) итого (%) Нарастающий итог объема продаж (или объема прибыли) 
(%)
Классификационная группа
1     21% 27% А
2     10% 37% А
           
85     10% 15% В
87     20% 11% В
           
99     0,02% 4,2% С
100     0,01% 0,2% С
Итого     100% 100%  

 
  Это помогает  сделать выводы: как и когда планировать товарный ассортимент, на что делать упор в ассортименте. Но в большинстве своем все будет зависеть от политики наценок. 
Рассмотрим приоритеты на простейших графиках. 
Поочередно присвоим:

  • координате Х значение количества, координате Y значение оборота;
  • координате Х значение количества, координате Y значение прибыли;
  • координате Х значение оборота, координате Y значение прибыли.

Если  рассматривать выгодность с точки  зрения прибыли для магазина, то будут выгодными товары, которые  окажутся в голубом квадрате. Это только из-за того, что магазин всегда сталкивается с проблемой полочного пространства. 
  Для покупателей будут выгодными те товары, которые окажутся в белом квадрате. 
Будут выгодными для покупателей и для нас те товары, которые окажутся в синем квадрате. 
  Исчезновение товаров, которые окажутся в черном квадрате, заметят только те,кто их покупает. 
Но скоропалительных выводов делать не надо, поскольку товары каждой группы и вида имеют свою оборачиваемость

 
  Если все товары загнать в один анализ, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы не можем сравнивать товары молочной и хозяйственной групп. Мы не можем сравнивать прибор для разбрызгивания освежителей для воздуха и сменных блоков к нему. Сменные блоки не будут продаваться, если человек не купит сам прибор.

Именно  поэтому целесообразно проводить  анализ по группам и видам товаров, а не по ассортименту в целом. 
По результатам такой классификации мы делаем вывод о степени внимания, оказываемой товаром разных классификационных групп. 
Группа А:

  • прогнозирование – на основе плана продаж;
  • управление запасами – планирование;
  • контроль – ежедневный.

Группа  В:

  • прогнозирование – на основе прошлых продаж;
  • управление запасами – планирование;
  • контроль – еженедельный.

Группа  С:

  • прогнозирование – на основе прошлых продаж;
  • управление запасами – планирование;
  • контроль – ежемесячный.

Важен и следующий тип классификации  ассортимента, а именно: по стабильности и равномерности расхода товара из торгового зала. В этом поможет XYZ-анализ. 
XYZ-анализ товаров предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов товаров в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть товары, имеющие постоянный и стабильный спрос; товары, расход которых подвержен определенным, например, сезонным колебаниям, и, наконец, товары, расход которых абсолютно незакономерен, т. е. носит случайный характер. Поэтому в пределах каждой из категорий А, В и С товары могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

  К  категории X относятся товары, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, и поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких товаров в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50–55%. 
К категории Y относятся товары, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30%. 
  Для товаров категории Z (они составляют 15% в общей номенклатуре) нельзя выявить какой-либо закономерности потребления, поэтому прогнозирование их расхода невозможно.

  В  качестве показателя, характеризующего  возможные колебания в потреблении  товаров, может использоваться  коэффициент вариации: 
V  , 
где  – стандартное отклонение, которое определяет степень фактического расхода товара в течение анализируемого периода относительно средней величины; – средняя величина расходования товара. 
  Оптовая фирма N расширяет торговый ассортимент. С целью сокращения объема денежных средств, омертвленных в запасах, необходимо усилить контроль ассортимента с помощью анализа ХYZ. С этой целью необходимо: 
1. Продифференцировать товарные запасы по методу ХYZ, воспользовавшись следующей таблицей.

                                                                                       

                                                                                                   ТАБЛИЦА№2

 
Группа 
Интервал
Х 0 ? V < 25%
Y 25 % ? V < 80%
Z 80 % ? V < ?

2. Разработать  требования по организации и  управлению запасами для каждой  группы товаров. 

                                                                                                      Таблица№3

 
№ позиции 
Реализация  за квартал, тыс. руб.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1 600 620 700 680
2 240 180 220 160
3 500 1400 400 700
4 140 150 170 140
5 10 0 60 50
6 520 530 400 430
7 40 40 50 70
8 4500 4600 4400 4300
9 40 60 100 40
10 1010 1030 1050 950

Информация о работе Принятие решений при планировании ассортимента продукции (товаров) в бухгалтерском управленческом учете