Принципы эффективного бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ……..
1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования …………………..
1.2 Организация процесса бюджетирования ………………………………
2.1 Технология формирования бюджета……………………………………
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

принципы эффективного бюдж-ия.docx

— 65.51 Кб (Скачать)

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

В бюджете  заработной платы основного производственного  персонала необходимо выделять две  составные части:

· фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;

· сдельную (переменную) часть  оплаты труда.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении  умножением необходимого рабочего времени  на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления  бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть  график ее погашения.

Бюджет  общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет общехозяйственных  расходов имеет две цели:

· интегрировать все бюджеты  общепроизводственных расходов, разработанных  руководителями по производству и его  обслуживанию и

· аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для  распределения их в будущем периоде  на отдельные виды продукции или  другие объекты калькулирования затрат.

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

    • бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;
    • прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных средств  на конец периода определяется на основе следующих показателей:

· объема производства и  реализации продукции;

· затрат на производство, хранение и реализацию продукции;

· норм запаса оборотных  средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат.

Бюджет коммерческих расходов

Коммерческие расходы - это  затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть  этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы  на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и  т.д.

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии  развития организации. Большинство  расходов на сбыт продукции планируется  в процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.

Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом.

Выделяют следующие  типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

· расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого  персонала, командировочные расходы, представительские расходы и  др.);

· общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, и т.д.);

· налоги, сборы, платежи (относящиеся  к себестоимости продукции);

· непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи и  потери от порчи материалов при хранении на складе).

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.

Бюджет доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое  построение документа позволяет  судить о рентабельности производства за определенный период и с его  помощью можно провести анализ безубыточности.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) - это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями организации.

В инвестиционном бюджете  происходит окончательное определение  объектов инвестирования, объемов и  сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых  инвестиций на финансовые результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные направления  использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в  уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно  высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости.

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) -проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.

Необходимость подготовки данного документа обусловлена  следующим:

· понятия «доходы» и «расходы»  в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную  продукцию не всегда относятся к  тому же временному интервалу, в котором  последняя будет отгружена потребителю;

· в бюджете доходов  и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной.

Прогноз баланса - это прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходе и бюджете движения денежных средств (БДДС).

Назначение прогноза баланса - показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).

 

2.2 Анализ и  контроль за выполнением бюджета

Контроль - продолжение планирования, сопровождающее процесс реализации планов. Контроль в экономическом смысле - это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Задачи контроля состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования.

Контроль - это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей Балабанов Н.Т. Анализ и планирование финансов хозяйственного субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008 - 110с.

Контроль за исполнения бюджета  предприятия осуществляется посредством  сопоставления плановых показателей  с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. Для выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроль финансово-хозяйственной деятельности.

Оперативный контроль достигается  посредством запроса необходимой  информации от подразделений предприятия  и направлен на скорейшее выявление  изменений жизненно важных показателей  деятельности предприятия (объем реализации, прибыль).

Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных планов доходов  и расходов, которые разрабатываются  на основе утвержденного бюджета  предприятия на год с конкретизацией основных статей.

В ежемесячном плане доходов  и расходов уточняются как доходная, так и расходная части исходя из информации, поступившей от подразделений  предприятия на последнее число, и устанавливается баланс этих частей.

Методика его формирования аналогична методике формирования бюджета. Ежемесячный план разрабатывается  за 1 - 2 дня до начала планируемого месяца и утверждается директором предприятия. Утверждение плана доходов и расходов - основание для осуществления платежей и обязательств для всех служб предприятия. Ежедневный контроль за исполнением плана доходов - расходов ведется по данным финансовой службы, представленным в информационном массиве, посредством которого оперативно доводятся сведения до руководителей предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую дату.

В течение месяца отслеживается  выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: своевременному внесению платежей в  бюджет, во внебюджетные фонды, погашению  банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергоносителей, выплате заработной платы.

Для эффективного управления ежеквартально составляется прогноз  выполнения бюджета предприятия, чтобы  информировать руководство в  течение финансового года о том, какое воздействие на ключевые показатели оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом.

При необходимости  руководство предприятия принимает  решение о корректировке годового бюджета предприятия по статьям  в соответствии с создавшейся  ситуацией.

Менеджеры предприятия при  оценке результатов и совершенствовании  процесса производства используют анализ отклонений фактических результатов (издержек) от нормативных. Контроль и корректировка исполнения бюджетов могут осуществляются с использованием методики много уровневого анализа отклонений. Уровень отражает степень детализации показателей.

       

Возможных уровней детализации  может быть много. Например, влияние  отклонения цен по районам может  быть подразделено по покупателям, торговым агентам, сезонам года и т.д. Степень  детализации и число уровней  анализа определяется руководителем.

Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета возможны лишь при эффективной  организации системы управления бюджетированием.

Управление бюджетированием  начинается с назначения директора  по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных  форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице-президент  по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.

Кроме этого  создается комитет по бюджету.

Комитет по бюджету - это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Комитет по бюджету - это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании.

Руководство по бюджету - это  набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности  исполнителей; они выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях должно излагаться, что, когда, как, и в какой форме нужно делать.

2.3 Современные  технологии бюджетирования

Информация о работе Принципы эффективного бюджетирования