Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования;
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ……..
1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования …………………..
1.2 Организация процесса бюджетирования ………………………………
2.1 Технология формирования бюджета……………………………………
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ……..
1.1 Сущность и основные
принципы бюджетирования ………………
1.2 Организация процесса бюджетирования ………………………………
2.1 Технология формирования бюджета……………………………………
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях развивающихся
рыночных отношений в нашей стране
предприятие получило юридическую
и экономическую
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Как показывает практика, предприятия,
имеющие сложную
Актуальной задачей любого
предприятия на современном этапе
является повышение его
Темой данной курсовой работы выступает «Принципы эффективного бюджетирования».
Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить Бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость изучения технологии бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Следует отметить, что тема бюджетирования, как метода управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет.
Глава 1 Методологические аспекты технологии бюджетирования
1.1 Сущность и
основные принципы
Произошедшие в последние
годы структурные, имущественные и
правовые изменения на отечественных
предприятиях неизбежно вызывают необходимость
стратегически ориентированные
программы развития в части финансового
планирования предприятий дополнять бюджетир
Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».
В нашей стране под бюджетированием часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной. В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
Бюджетирование - сложная система включающая:
Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации, они представлены на ( рис.1.1).
Рисунок 1.1- «Пять этапов постановки системы бюджетирования».
Цель первого этапа (формирование финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов
Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.
Целями бюджетирования являются:
Функции бюджетирования:
Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:
Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.
Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.
Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).
1.2 Организация процесса бюджетирования
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
Как правило, сводный бюджет
организации составляется и утверждается
на весь бюджетный период (обычно это
один календарный год). Это объясняется
тем, что за такой промежуток времени
выравниваются сезонные колебания
конъюнктуры. Индикативно, то есть без
утверждения в качестве системы
целевых показателей и
Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:
Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать: