Принципы эффективного бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ……..
1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования …………………..
1.2 Организация процесса бюджетирования ………………………………
2.1 Технология формирования бюджета……………………………………
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

принципы эффективного бюдж-ия.docx

— 65.51 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..

Глава 1. Методологические аспекты  технологии бюджетирования ……..

1.1 Сущность и основные  принципы бюджетирования …………………..

1.2 Организация процесса  бюджетирования ………………………………

2.1 Технология формирования  бюджета……………………………………

2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………

2.3 Современные технологии  бюджетирования ……………………………

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях развивающихся  рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую  и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все  более зависит от уровня информационного  обеспечения его отдельных подразделений  и служб.

В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в  оперативной экономической и  финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые  руководством решения по развитию и  организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как  правило, носят интуитивный характер.

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе  является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних  ресурсов. Данная ситуация приводит к  отсутствию возможностей для роста  бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Темой данной курсовой работы выступает «Принципы эффективного  бюджетирования».

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного  экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков  и ресурсов предприятия, что позволяет  значительно снизить их объем  и потребность в них, себестоимость  и повысить конкурентоспособность  предприятия. Особо следует выделить Бюджетирование как важнейшее связующее  звено между стратегическим и  оперативным управлением всеми  хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость изучения технологии бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • - определить основные принципы бюджетирования;
    • - выявить подходы к бюджетному планированию;
    • - рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
    • - исследовать технологию бюджетирования;
    • - выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
    • - исследовать анализ и контроль за выполнением бюджета
    • - изучить современные технологии бюджетирования.

Следует отметить, что тема бюджетирования, как метода управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Методологические аспекты технологии бюджетирования

1.1 Сущность и  основные принципы бюджетирования

Произошедшие в последние  годы структурные, имущественные и  правовые изменения на отечественных  предприятиях неизбежно вызывают необходимость  стратегически ориентированные  программы развития в части финансового  планирования предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2009. - 78с.

Среди встречающихся определений  следующая формулировка понятия  «бюджетирование» является наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «Бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений».

В нашей стране под бюджетированием  часто понимают так называемое казначейское бюджетирование, то есть регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной (основной) деятельности коммерческой организации. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией (в денежных показателях), представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Таким образом, по отношению к нему казначейская функция является вторичной. В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

  • планирования и принятия управленческих решений в компании;
  • оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
  • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Бюджетирование - сложная система включающая:

    • совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
    • управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
    • отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации, они представлены на ( рис.1.1).

 




 




 

Рисунок 1.1- «Пять этапов постановки системы бюджетирования».

Цель  первого этапа (формирование финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия. В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин не выполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Целями  бюджетирования являются:

    • осуществление периодичного планирования;
    • обеспечение координации, кооперации, коммуникации;
    • требование к менеджерам количественно обосновать их планы;
    • обеспечение осведомленности по затратам;
    • создание системы оценки и контроля исполнения;
    • мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;
    • исполнение требований законов и договоров.

 

Функции бюджетирования:

    • Планирование;
    • Координация и связь;
    • Стимулирование;
    • Контроль.

Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета  может:

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения  экономии денежных ресурсов, большей  оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).

 

1.2 Организация  процесса бюджетирования

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной  интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это  один календарный год). Это объясняется  тем, что за такой промежуток времени  выравниваются сезонные колебания  конъюнктуры. Индикативно, то есть без  утверждения в качестве системы  целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2009 - 282с.

Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

    1. этап разработки и проекта сводного бюджета;
    2. утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;
    3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

На средних  и крупных предприятиях решение  об утверждении сводного бюджета  могут принимать:

    • правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
    • президент организации (в этом случае правление организации представляет из себя консультативный орган при президенте);
    • общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

Информация о работе Принципы эффективного бюджетирования