Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов технологии бюджетирования для повышения эффективности работы организации и улучшения финансового планирования, в различных функциональных взаимодействии экономических субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования;
Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ……..
1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования …………………..
1.2 Организация процесса бюджетирования ………………………………
2.1 Технология формирования бюджета……………………………………
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………
Заключение
Список использованной литературы
После утверждение бюджета он принимает силу приказа.
Третий этап - анализ исполнения
бюджета по итогам истекшего года.
На этом этапе делается анализ финансового
состояния предприятия, на основе которого
вносятся необходимые коррективы в
тактику и стратегию
Для того чтобы
система бюджетирования была эффективной,
необходим ряд обязательных условий,
без которых эта система
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.
Понятие организационной структуры включает в себя:
· количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;
· совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения. Поукок М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль. Пер с англ. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 127 с.
В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования. Поукок М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль. Пер с англ. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 131с.
1 Технология формирования бюджета
Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.
Системный характер бюджетирования
означает, что в бюджетном процессе
совокупность бюджетов отдельных центров
ответственности в обязательном
порядке формирует сводный
Существует много
Различают два основных метода бюджетирования:
· «нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации или при коренном изменении предмета деятельности организации;
· «планирование от достигнутого» - традиционный метод. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовое планирование.
Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.
Таблица 1.1-«Классификация бюджетов по основным классификационным признакам»
Классификационный признак |
Вид бюджета | |
По сферам деятельности предприятия |
||
2.Бюджет по инвестиционной
деятельности направлен на | ||
3.Бюджет по финансовой
деятельности детализирует | ||
По видам затрат |
1.Текущий бюджет состоит
из двух разделов: текущих расходов,
представляющих собой издержки
производства по | |
2.Капитальный бюджет доводит
до конкретных исполнителей | ||
По широте номенклатуры затрат |
1.Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.) |
|
2.Комплексный бюджет |
||
По методам разработки |
1.Фиксированный бюджет
не зависит от изменения | |
2.Гибкий бюджет устанавливает
планируемые текущие или | ||
По длительности планируемого периода |
1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой | |
По периоду составления |
1.Оперативный бюджет прямо
связан с достижением целей
предприятия (план | |
2.Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия | ||
3.Перспективный бюджет
генерального развития бизнеса
и долгосрочной структуры | ||
По непрерывности планирования |
1.Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов | |
2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый | ||
По степени содержания информации |
1.Укрупненный бюджет, в
котором основные статьи |
|
2.Детализированный бюджет,
в котором все статьи доходов
и расходов расписываются | ||
Метод расчета бюджета
на нулевой базе также используется
в случаях, когда на начальной
стадии процесса бюджетирования некоторые
подразделения (центры финансовой ответственности)
в план включают запас в предчувствии
последующего урезания. В этом случае
необходимо сокращать расходы бюджета
таких центров ответственности
на стадии планирования. Подобная практика
может закрепиться, если будет использована
система, по которой бюджет составляется
на основе фактических затрат предыдущего
года. При таком подходе бюджет
с запасом активно будет
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.
Основными бюджетами,
составление которых
Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение перечня необходимых первичных документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.
Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.
Задача службы маркетинга - грамотно рассчитать цену на товар, которая принесет максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.
Определяя возможный уровень
цен, следует хорошо понимать взаимоотношения
между ценой и покупками
Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.
Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции.
После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг определение размера денежных поступлений от этих продаж. Коэффициент инкассации выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции.
Производственный бюджет - это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра.
Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:
· нормативный метод;
· аналитический метод. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. - 2005. - №3. - с.23-42.
Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность бюджетный период.
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.