Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:30, курсовая работа
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль как показатель наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли на предприятии
общественного питания……………………………………………...5
1.1. Экономическая сущность и функции прибыли……………………5
1.2. Классификация видов прибыли и источники их
формирования………………………………………………………..9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль предприятия…………………..17
1.4. Формирование, распределение и использование
прибыли……………………………………………………………..23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и
прибыли………………………………………………………………...32
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта………………….32
2.2. Анализ динамики и структуры финансовых результатов……….33
2.3. Факторный анализ чистой прибыли………………………………34
Глава 3. Управление прибылью……………………………………………...36
Выводы и предложения…………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………….42
Приложения
Анализируя данную таблицу, можно сделать следующие выводы.
Выручка от продажи товаров, услуг в 2008 г. составила 106221 тыс.руб., что на 26 % выше по сравнению с 2007 годом. Такой рост обусловлен увеличением объемов реализации.
Валовой доход от реализации продукции за 2008 год составил 48870 тыс. руб. и увеличился на 5329 тыс. руб. (на 12,2%). Издержки обращения составили -47224 тыс. руб., увеличились на 8076 тыс. руб. (на 20,6%).
Чистая прибыль за 2008г. составила 838 тыс. руб., что выше уровня прошлого года на 608 тыс. руб. (или на 319%).
Среднемесячная зарплата 1 работника списочного состава за 2008 год 9797 руб., рост по сравнению с 2007 годом составил 113%.
В целом можно сделать один вывод, предприятие работает прибыльно и рентабельно, но есть, скорее всего, лишние статьи расходов, которые необходимо исключать или стремиться минимизировать их для получения большего эффекта от своей деятельности. Масштабы деятельности предприятия характеризуют такие показатели, как его выручка (106221 тысяч рублей в 2008 году), (84766 тысяч рублей в 2007 году) и численность работающих (230 человек).
2.3. Факторный анализ чистой прибыли
Для анализа прибыли проведем расчет влияния факторов на прибыль предприятия.
Показатели | 2007 год | 2008 год | Откло-нения | Темп роста, % | Темп прироста, % |
Выручка от продажи товаров, услуг, тыс.руб. | 84766 |
106221 |
21455 |
125,3 |
25,3 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. | 41225 |
57351 |
16126 |
139,1 |
39,1 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в % к выручке, % | 48,6 |
54,0 |
5,4 |
- |
- |
Валовой доход, тыс.руб. | 43541 | 48870 | 5329 | 112,2 | 12,2 |
Валовой доход в % к выручке, % | 51,4 | 46,0 | (5,4) | - | - |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 4393 | 1646 | (2747) | 37,5 | (62,5) |
Прибыль от продаж в % к выручке, % | 5,2 | 1,5 | (3,7) | - | - |
Издержки обращения, тыс.руб. | 39148 | 47224 | 8076 | 120,6 | 20,6 |
Издержки обращения в % к выручке, % | 46,2 |
44,5 |
(1,7) |
- |
- |
Чистая прибыль, тыс.руб. | 200 | 838 | 638 | 419 | 319 |
Рентабельность по прибыли от реализации, % | 5,2 |
1,5 |
(3,7) |
- |
- |
Себестоимость
продукции в % к выручке равна
отношению себестоимости
Валовой доход в % к выручке равен отношению валового дохода к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Издержки обращения в % к выручке равны отношению издержек обращения к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Уровень рентабельности равен отношению себестоимости продукции в % к выручке к себестоимости продукции, умноженного на 100%.
Прибыль от продаж в % к выручке равна отношению прибыли от продаж к выручке от реализации, умноженного на 100%.
Пользуясь полученными данными таблицы, можно провести факторный анализ и определить влияние каждого фактора на прибыль.
1. Влияние изменения выручки на чистую прибыль:
(106221 – 84766) * 4393 / 100 = 942518,2 тыс.руб.
2.
Влияние себестоимости
(54,0 – 48,6) * 106221 / 100 = 5736 тыс.руб.
3. Влияние изменение валового дохода:
(48870 – 43541) * 4393 / 100 = 234103 тыс.руб.
4. Влияние изменения издержек обращения:
(47224 – 39148) * 4393 / 100 = 354778 тыс.руб.
Факторный анализ чистой прибыли показал, что положительный результат оказали увеличение выручки, себестоимости, валового дохода. В 2008 году произошло значительное увеличение выручки от продаж (на 21455 тыс.руб.).
Однако себестоимость в 2008 году увеличилась на 16126 тыс.руб. (или на 39,1%), что привело к уменьшению прибыли от продаж. Прибыль от продаж уменьшилась на 2747 тыс.руб.
Глава 3. Управление прибылью
Особую роль прибыли в развитии торгового предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяет необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
Для более эффективного управления прибылью нужно обеспечить:
1) интегрирование ее управления с общей системой управления торговым предприятием;
2) комплексный характер формирования управленческих решений, включая те, которые с ней связаны;
3) высокий динамизм управления ею;
4) многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
5) ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели система управления прибылью призвана решить ряд задач:
1) обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача решается путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков являются основными естественными ограничителями размера прибыли выступают;
2) обеспечение оптимальных пропорций между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Эти два показателя являются прямо пропорциональными. С учетом отношения управляющих предприятия к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий уровень прибыли;
3) обеспечение высокого качества формируемой прибыли. При формировании прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет торговой деятельности и реального инвестирования, составляющие основу перспективного развития предприятия. В рамках торговой деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет увеличения объема реализации товаров (работ, услуг), роста валового дохода и оптимизации издержек обращения;
4) обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала; при необходимости он должен возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также потери, вызванные инфляцией;
5) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, то ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При самофинансировании развития предприятия прибыли должно отводиться главенствующее место;
6) обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективе. Темп роста рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетный период. Каждое предприятие, исходя из условий и задач хозяйственной деятельности, само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части;
7) обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны, с одной стороны, эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой — обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечивать не в состоянии.
Все рассмотренные задачи управления прибылью связаны между собой, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала и т.п.).
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна отражать, с одной стороны, функциональную его направленность, а с другой — различные уровни. По функциональной направленности объектов управления прибылью согласно общепринятым стандартам выделяют два основных их вида:
1) управление формированием прибыли;
2) управление ее распределением и использованием. Каждый из этих макрообъектов управления прибылью, в свою очередь, подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему.
Процесс управления прибылью предприятия имеет определенный механизм, который состоит из следующих элементов:
1) государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия общественного питания;
2) внутренний механизм регулирования отдельных вопросов формирования, распределения и использования прибыли предприятия;
3) рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия;
4) система конкретных методов и приемов управления прибылью.
Эффективный механизм управления прибылью, позволяющий предприятию в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, в значительной степени определяется уровнем экономического анализа и планирования прибыли.
Выводы и предложения
Итак, прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для государства прибыль предприятий означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Свою роль играют и убытки, которые проявляются из-за ошибок и просчетов в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Основной целью деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
Для повышения эффективности работы предприятия основное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.; снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.
Информация о работе Прибыль предприятия общественного питания