Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое содержание прибыли и
проблемы ее формирования
Прибыль как основная категория
экономики предприятия
Анализ инструментов используемых для прогнозирования прибыли
Виды прибыли и методические подходы исчисления конечного
финансового результата. Факторы, влияющие на формирование
прибыли.
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «Информационный центр»
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Информационный центр»
Анализ формирования чистой прибыли в ООО «Информационный центр»
2.3 Анализ распределения и использования чистой прибыли в ООО «Информационный центр»
3. Разработка методики управления прибылью и анализ ее эффективности в ООО «Информационный центр»
3.1. Разработка методики управления прибылью
3.2. Анализ эффективности использования методики управления прибылью
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия.docx

— 148.59 Кб (Скачать)

     5. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

     6. По рассматриваемому периоду  формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

     7. По регулярности формирования  выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую "чрезвычайную" прибыль. Термин "чрезвычайная" прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия,

     8. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

     Капитализированная  прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение).

     9. По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета.

     Несмотря  на довольно значительный перечень рассмотренных  классификационных признаков, он, тем  не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной  терминологии и предпринимательской  практике.

     Со  структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано  понятие "качество прибыли". В  наиболее обобщенном виде оно характеризует  структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли  данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие  «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить  сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий.

     Прибыльность  принято считать основным показателем  успешной работы подразделения или  корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета [31, с.310]:

  1. Манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических результатов не составляет труда для управляющих, что часто и происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного.
  2. Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем.
  3. Резкое увеличение прибыли скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли являются «выжиманием последних соков» из имеющихся средств.
 
     
    1.   Анализ инструментов используемых для прогнозирования прибыли

     Прогнозирование прибыли хозяйственной организации  относится к наиболее сложным  и недостаточно изученным проблемам  финансового планирования. На величину прибыли воздействует множество  разнонаправленных факторов, что  затрудняет прогнозирование прибыли  на основе наблюдения за ее динамикой  в прошлые периоды.

     На  практике возможно применение различных  методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

  • Традиционные методы.
  • Методы маржинального анализа.
  • Экономико-математические методы.

     К традиционным обычно относят методы:

  1. Прямого ассортиментного расчета.
  2. Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).
  3. Совмещенного расчета.

     Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в  условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

     Методы  маржинального анализа включают:

  1. Расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).
  2. Планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага).
  3. Планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

     Для выявления зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объёмов реализации используется операционный анализ.

     Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.

     Порог рентабельности можно определить как  графическим (рисунок 1), так и аналитическим  способом. При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:

     1. находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х; 2. выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению; 3. выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации.

     Строим  прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рисунок 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

     

     Рисунок 1. Графическое определение точки  безубыточности (порога рентабельности)

     Порог рентабельности = Постоянные затраты/ Коэффициент  валовой маржи

     Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг. Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.

     Понятие операционного рычага тесно связано  со структурой затрат компании. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.

     С его помощью можно планировать  изменение прибыли организации  в зависимости от изменения объема реализации, а также определить точку  безубыточной. Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки компании.

     Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную доходность, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост доходов от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном резком изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж.

     Операционный  рычаг является инструментом для определения  и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема реализации.

     Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный ценовой рычаг.

     Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:

     Рц = В/П

     где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж.

     Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:

     Рц = (П + Зпер + Зпост)/П = 1 + Зпер/П + Зпост/П

     где, Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.

     Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле:

     Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

     где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж; Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.

     Величину  операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.

     Однако  считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия  является отрицательным фактором, так  же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда. Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

     Одной из главных задач финансового  менеджмента является максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового  риска. Такая задача может быть решена разными путями. Одним из таких  путей решения указанной задачи является финансовый леверидж.

     Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

     Показатель, отражающий уровень дополнительно  генерируемой прибыли собственным  капиталом при различной доле использования заемных средств, называется «Эффектом финансового  рычага». Он рассчитывается по следующей  формуле:

Информация о работе Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия