Предмет, метод и задачи курса управлении в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

Сущность управления в АПК
Предмет, метод и задачи управления в АПК

Работа содержит 1 файл

Управление.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
 

Предмет, метод и задачи курса управлении в АПК

  1. Сущность управления в АПК
  2. Предмет, метод и задачи управления в АПК

Под управлением  понимают процесс воздействия на состояние какой-либо социально-экономической  системы с целю приведения его  в желаемое состояние.

С учетом этого АПК являясь хозяйственной, экономической и организационно-правовой структуры и национальной системы  продовольственного обеспечения является объектом управления на федеральном, региональном, муниципальном и хозяйственных  уровнях.

Поэтому, целевой функцией федерального уровня управления состоянием продовольственного рынка является мониторинг системы продовольственного обеспечения, создание организационных механизмов развития и функционирования АПК как ее хозяйственной структуры.

Система регионального управления являясь структурным элементом единой, национальной(федеральной) системы управления, реализация функции осуществляется в одном правовом национальном поле, обеспечивает развитие и функционирование территориальных систем продовольственного обеспечения, дифференцированные по географическому положению и уровню социально-экономического развития в границах субъектов РФ.

Предметом науки является не само производство, а специфическое отношение, возникающее  в процессе воздействия, при переводе его из одного состояния в другое(желательное).

Предмет науки является отношение управления.

Задачи  науки управления заключается в  том, что бы раскрыть закономерные принципы и методы эффективного функционирования управляющей системы.

Наука управления призвана изучать законы и закономерности управления как целостного, конкретного, социального, экономического, хозяйственного   организационно-производственного явления. Наряду с этим, задачей науки управления является анализ управленческих отношений с позиции наличия в них общих и специфических черт, экономических, организационных, социально-психологических, правовых, технических аспектов и качеств.

Учитывая  то, что АПК как хозяйственная  структура национальной системы  продовольственного обеспечения является специфической системой с точки зрения организации экономических и правовых отношений, а также организационно-технологических отношений складывающихся в процессе производства товара продовольственного обеспечения. Предпологая изучение специфических законов и закономерностей возникающих в процессе управления этой системы.

Целевые задачи:

  1. Уровень наполнения продовольственного рынка
  2. Развитие АПК(организационно-правовое)
  3. Целевые задачи функционирования

Рассматривая  отдельные аспекты управления, т.е. структуру управленческой системы, технику и технологию в процессе, функцию, методы воздействия на предмет.

Наука управления выявляет повторяющиеся  типичные явления, позволяющие определить закономерность отношения управления. Тем не менее базируется на основных законах. Прежде всего наука управления связана с общеметодологическими науками(философия). 

Понятие целей в системе управления

Цель, как термин управления, представлена одной из основополагающих, а целенаправленность всегда рассматривается наукой управления как специфическое свойство социальных систем, с которыми имеет отношение организация управления, которое рассматривает наукой управления как целесообразная деятельность, имеющим своим объектом процесс труда.  А его объектом выступает человек, сознательное поведение которого всегда целесообразно. И в силу этого само организационное управление всегда целесообразно применительно к АПК.

Целесообразное  организационное управление возникает  всюду, где непосредственный процесс  производства имеет вид общественно - коммбиннационого процесса. Он является разъединенный труд отдельного производства. Его сущность заключается в установлении единства процесса осуществляющей единой управляющей воли относящиеся не к частным видам деятельности, а ко всему хозяйственно-экономическому механизму.

  1. Хозяйственные организации
  2. Агропромышленные формирования
  3. Территориальные, продовольственные системы
  4. Национальная продовольственная система

Цели:

На основании  выше изложенного, рассмотрение целей  развития и функционирования национальной системы продовольственного обеспечения, необходимо начинать с анализа стратегии функционирования каждого из выше приведенных уровней:

Цели хозяйственных  организаций основаны на совместном труде деятельности коллективов, производственных подразделений и конкретных работников, реализация целевой задачи определяем в установленных документах и необходимо конкретное поведение в конкретном сегменте продовольственного рынка.

Цели агропромышленных формирований представляют более сложный  уровень организационно-управленческих отношений, потому что определяются с индивидуальными целями и групповыми интересами. При этом они работают при условии оптимального сочетания внешних(правовых) и внутренних факторов.

Территориальные продовольственные системы зависят  от целипологаний  управленческих действий органов управления субъектов РФ и иных структур страны, реализация которых находится в сфере программно-целевого направления.

Национальная  продовольственная система предполагает реализацию целевых ориентиров задаваемых в аграрной политике государства в соответствии реализации национальных интересов. Независимо от уровня

Реализация целевых  ориентиров и конкретных целей –  это не простое механическое сложение действий управленческого назначения и как процесс характеризуется следующими оценочными параметрами: единство ритма.

Поэтому, она как управленческий акт представляет собой групповое действие определяется в теории управления как объединение действий конкретных работников и управленческих структур, которое определяется определенной общностью интересов и целей, а также единства действия. Поэтому реализация целей управления связано с тремя категориями требующих единства интересов, целей, действий.

Интересы в  системе управления на уровне хозяйственной  организации в самом простом  виде общность интересов состоит в том, что в структуре интересов отдельные участники трудового процесса имеет общее для всех элементов.

Совокупность  интересов личности, как правило, состоит из отдельных частных  интересов в различной степени  конкретности разворачивающиеся от наиболее общих, ценностных ориентаций.

Общность интересов  тем больше, чем больше совпадают  интересы различных участников определенной группы.

Дальнейшие уровни систем продовольственного обеспечения  основаны на реализации рационального  сочетания национальных, территориальных, производственных интересов в соответствии целями каждого из них.

Общностью интересов  при определение условий может  развиваться общность целей. С этих позиций, цель предполагает изменение  объекта, возникающее в следствии  действия субъектов и необходимых для реализации ее интересов. Поэтому, постановка целей невозможна без определения волевых усилий,  определяется как единство действий направленный на результат.

Теория функционирования системы разрабатывается последовательно  академиком Акохином, что результат является важным системным фактом, тем факт  

В соответствии с теорией управления, появление  целей связано с противоречиями между тем что есть. Именно на это разрешение направляются определенные управленческо - организационное действие, в процессе которого идеальная цель, что должно быть переход в материальный результат. В связи с чем определяется критерий оценки целесообразной структуры, функций, устанавливает стандарт, дает общий ориентир для контроля деятельности организации. В теории управления предполагает обобщенное понимание целей, которое распространяется на различных самоуправляемых систем на основе перехода на целевой метод. При котором цель определяет желаемое состояние системы и может задаваться в виде некоторого конечного состояния, либо в виде траектории движения(развитие системы).

В больших вероятностных системах рассматривается прежде всего так называемые гомеостатические процессы, т.е. такие процессы при которых происходит удержание основных характеристик описывающих систему в заданных наперед пределах, т.е. цель сохранения.

Процесс посредничества, который осуществляет удержание  характеристик называется регулирование.

Выделяют 3 типа регулирования:

  1. Регулирование по средствам выравнивая отклонений действительное состояние перемен от требуемого;
  2. Компенсационное регулирование по средствам устранения из системы факторов, которое вызвало отклонение
  3. Регулирование по средствам изоляции системы от фактора возмещения.

Управление –  это такой процесс, при котором  не только осуществляется регулирование параметров системы, но и определение траектории их развития, т.е. стратегия экономического поведения.

В теории выделяют 3 вида управления:

  1. Программное
  2. Следящее
  3. Адаптационное

Программа управления траекторией состояния задается как функция времени – плановое управление.

Следящее имеет  место тогда, когда функция состояния  системы определяет в зависимости  от изменения какого-либо параметра.

(Пример: процесс  производства продукции в соответствии  со спросом)

Адаптационным называется управление, при котором определение траектории состояния происходит на основе прошедшего опыта.

На основании  этого можно предположить, что  любая хозяйственная система  которым относятся организации, предприятия, хозяйственные формирования и тому подобное. В силу необходимости развития под которым понимают ее движение к определенной цели должна определить общее генеральное развития этого направления. Для конкретной хозяйственной организации генеральной целью выступает, как правило, совокупность мер по реализации целевых задач определенных в правоустановленных документах. Все остальные мероприятия связаны с формированием производственной структуры, структур управления направленных на реализацию этих целей и функционально подчинены решению задач связанных с поддержанием траектории развития  в текущем и перспективных периодах.

При определении  цели конкретных хозяйственных организаций  следует иметь то, что они являются элементами хозяйственных организаций  более высокого уровня. Кроме этого  одновременно элемент другой системы общественных отношений, а именно социальных, идеологических, политических. Входя одновременно в несколько различных по своему характеру природе внутренних связей и экономического развития, любая хозяйственная организация или формирование выполняет каждое из них определенную роль.

В целом, хозяйственная  организация, должна рассматриваться  как много целевая система. В  тоже время значение целей различных  типов для разных организаций  может изменяться. В этих условиях, в качестве генеральной цели, хозяйственная организация должна выдвигаться там, которая предопределяет его существование и направление развития на конкретном этапе, а целеполагание в этом случае выступает как процесс проектирования желаемого будущего. Процесс определения будущего состояния системы начинается с установление того, что произойдет с системой, если она не будет испытывать значительное воздействие из вне, получаемая в этом случае картина называется в теории управления  опорным представлением.

Если будущее  описанное в опорном представлении способно удовлетворить наши будущие потребности, то необходимость в активном управленческом вмешательстве отпадает и общая стратегия в общем случае сводится к отработке всех возмущающих воздействий возникающих при этом проблемы, относящиеся к категории текущих или оперативных, а используется при этом методы, относящиеся к методам управления целеполагания. В том случае, если опорное представление может отличаться от того, которое является удовлетворительным, возникают 2 проблемы:

Информация о работе Предмет, метод и задачи курса управлении в АПК