Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 18:31, реферат
Основными факторами, влияющими на прибыль предприятия, являются прежде всего выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход от основной деятельности и расходы (себестоимость и прочие). Что касается выручки, то на ее объем влияют такие показатели, как количество реализованной продукции (товаров) и цена продажи. Расчет влияния выручки на прибыль организации мы приведем в параграфе 4.3, а сейчас — о затратах.
Основные виды и признаки классификации расходов организации
Основными
факторами, влияющими на прибыль
предприятия, являются прежде всего выручка
от продажи продукции, товаров (работ,
услуг) или доход от основной деятельности
и расходы (себестоимость и прочие). Что
касается выручки, то на ее объем влияют
такие показатели, как количество реализованной
продукции (товаров) и цена продажи. Расчет
влияния выручки на прибыль организации
мы приведем в параграфе 4.3, а сейчас —
о затратах.
Имея под рукой только отчет о прибылях и убытках, проанализировать влияние изменения затрат на прибыль можно,
187
но оценить влияние факторов на изменение самих затрат - нельзя. Для такого анализа необходимо располагать данными управленческого учета и формой № 5. В разделе 8 формы № 5 отражены расходы, произведенные организацией в отчетном и прошлом годах, сгруппированные по экономическим элементам. На рисунке 4.2. показана схема классификации состава затрат по различным признакам.
Признаки классификации затрат
Прежде чем приступить к анализу затрат, необходимо определить различия в понятиях: «выплаты», «себестоимость», «расходы», «затраты».
Выплата
— это передача (наличный расчет) или
перечисление (безналичный расчет) денежных
средств организации другой организации
или физическому лицу с полным отчуждением
этих средств.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежном измерении расходы предприятия (за определенный период времени на изготовление продукции, находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на складе готовой продукции, отгруженной в данном периоде покупателю. Различают общую себестоимость продукции и себестоимость единицы продукции. Чем выше производственные затраты, тем выше себестоимость. Себестоимость — это расходы на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Затраты — это выраженная в денежном измерении стоимость каких-либо ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. В отличие от общего понятия «издержек» (кроме издержек обращения) понятие «затрат» в бухгалтерском учете относится прежде всего не к поглощающим объектам, а к поглощающим ресурсам. Понятие «затраты» шире, чем понятие «себестоимость», которая представляет собой затраты на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя. Затраты увеличивают стоимость определенного вида активов (например, незавершенного производства). При этом или уменьшается стоимость других активов (например, товарно-материальных ценностей), или увеличиваются обязательства к выплате. Затраты отражаются дебетовыми оборотами соответствующих активных счетов: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других. К категории затрат также относятся активы, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».
На
рисунке 4.2 представлен один из возможных
вариантов классификации
Качество
анализа расходов зависит от качества
исходной информации. По данным финансовой
отчетности выполнить полный анализ
затрат невозможно. Для этого необходимо
располагать данными
Используя данные раздела 8 формы № 5, составим таблицу 4.2. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом расходы предприятия возросли на 7413 тыс. руб., или на 10,4%. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так, в отчетном году на 19,3% по сравнению с предыдущим годом снизились материальные затраты, а их доля сократилась на 17,5 процентного пункта. Остальные элементы затрат организации в отчетном году увеличились. Сумма затрат на оплату труда выросла на 7647 тыс. руб. — или на 57,5%, а их доля увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 7,98 процентного пункта. Отчисления на социальные нужды и амортизация основных средств также возросли — на 66,7 и 57,8% соответственно. Значительный темп роста (в 2 раза) прочих затрат у организации произошел за счет существенного увеличения управленческих расходов (в частности, общехозяйственных), а также иных косвенных расходов.
Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги ^
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две I части. Так как выручка организации — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%.
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в ^сопоставимых ценах будет равна:
где В' — выручка от продажи в сопоставимых ценах;
B1 — выручка от продажи продукции в отчетном периоде.Jц — индекс цены.
Расчет влияния фактора «Цена».
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».
Влияние на сумму прибыли от продажи (П17) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
где ДПП(К) — изменение прибыли от продажи под влиянием
фактора
«количества проданной
R0 — рентабельность продаж в базисном периоде
2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
где
УС1 и УС0 — соответственно
уровни себестоимости в отчетном и базисном
периодах.
Здесь при анализе нужно быть внимательнее, так как расходы — это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.
3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
где УКР1 и УКР0 — соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»
где УУР, и УУР0 — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность
продаж (Rn)
— это отношение суммы прибыли от продаж
к объему реализованной продукции:
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
1.
Влияние изменения
выручки от продажи
на Rn:
где В и Во — отчетная и базисная выручка,
С1 и Со — отчетная и базисная себестоимость; KP1 и КР0 — отчетные и базисные коммерческие расходы; УР1 и УР0 — управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
2. Влияние изменения себестоимости продажи на Rn:
3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж Rn:
4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Ru:
Совокупное влияние факторов составляет:
Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:
и, следовательно, на эту рентабельность(Rч) оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.
Сводная система показателей рентаб. орг.
Сопоставление
показателей с допустимыми
Рентабельность продаж | |||||||||
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности | |||||||||
Чистая рентабельность | |||||||||
Экономическая рентабельность | |||||||||
Рентабельность собственного капитала | |||||||||
ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||||||||
Валовая рентабельность | |||||||||
Затратоотдача | |||||||||
Рентабельность перманентного капитала | |||||||||
Коэффициент устойчивости экономического роста | |||||||||
Информация о работе Основные виды и признаки классификации расходов организации