Организация аудиторской проверки предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией";
2. Сказать об актуальности проблемы "Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией" в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией";

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.88 Кб (Скачать)
">     Поскольку на данном этапе планирования указанные  процедуры применяются с целью  проверки соответствия системы бухгалтерского учета требованиям ПБУ Минфина  РФ, то все они являются процедурами на соответствие.

     Методику  и порядок применения указанных  процедур для изучения системы бухгалтерского учета аудиторы разрабатывают самостоятельно, в своих внутрифирменных стандартах (п. 2.6 общероссийского стандарта «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии»).

     Согласно   общероссийскому   стандарту,  контрольная   среда -  это   осуществляемые    на   практике    представления   руководства   о том,  какие   действия   ему   надо   предпринимать,   чтобы   эффективно   контролировать   ситуацию   на   предприятии.

     Под   средствами  контроля   понимаются   конкретные   контрольные   мероприятия,   установленные   руководством   и   осуществляемые   сотрудниками   в  ходе   хозяйственной   деятельности  ( например,  периодическое   сличение   фактических   остатков   товара  с   учетными   данными;   наличие   разрешительных   подписей   на   отпуск   материально – производственных   запасов).  Также   применяет   аудиторские   процедуры:

          • осмотр;

          • опрос;

          • просмотр документов.    

     Результаты   изучения   системы   бухгалтерского   учета,  контрольной   среды   и    оценки    надежности   средств   контроля    обобщаются   в    рабочие   документы,   формы   и   содержание   которых   должны   быть  установлены   внутрифирменным   стандартом.

     Надежность   системы   внутреннего   контроля   в   целом   оценивается   как  высокая,  средняя   или   низкая,  исходя   из    оценок  её   составных   частей. 

2.3 Планирование  уровня  существенности и аудиторского риска. 

     На  стадии планирования аудиторская группа должна сделать предварительное  заключение о величине существенных показателей,              т.е. величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые            суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой                отчетности. Концепция существенности базируется на том, что             некоторые данные могут быть более важны, чем другие, при адекватном представлении финансовой отчетности, а также на интересе                                 ее потенциальных пользователей к отдельным показателям. Так,                     если предприятие стабильно функционирует с прибылью, пользователи будут оценивать существенность той или иной суммы в сопоставлении               с   объемом    валовой    или    чистой    прибыли.

     При оценке существенности целесообразно  учитывать и качественные стороны  информации – вид  деятельности клиента (производство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т.д.), стабильность             его положения на рынке, финансовое состояние. Например, какая-либо сумма  может оказаться несущественной по отношению к объему валовой  прибыли, но иметь значение при выявлении  тенденций развития.

     Для применения существенности по каждому  отдельно взятому         счету используется понятие предельно  допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность  того, что сумма расхождений по отдельно                     взятым  выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается  при разработке программы проверки каждого конкретного счета и  при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается  на уровне 50-70%          от планируемой существенности. Однако предельно допустимая ошибка           не   должна быть и слишком низкой, что может привести к необоснованному  завышению   объемов   аудиторских   процедур.

     Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей  и порядок нахождения уровня существенности, которые  должны быть оформлены документально  и применяться на постоянной основе. Аудиторские организации обязаны  вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей  баланса или показателей бухгалтерской  отчетности. Уровень существенности обязательно должен применяться на этапе планирования, выполнении конкретных аудиторских услуг, а также на этапе завершения аудиторской проверки при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями  и   нарушениями   на   достоверность    бухгалтерской   отчетности.

     Риск  аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того,                 что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может             содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения             после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом  деле таких искажений                          в   бухгалтерской     отчетности    нет.

     Аудиторский    риск    состоит   из   трех   компонентов:   внутрихозяйственный   риск;   риск  средств контроля;  риск  необнаружения.

     Аудитор обязан изучать эти риски в  ходе работы, оценивать                         их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор  обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий,   средний,  низкий   (возможно  применение   большего  количества  градаций).

     Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статей баланса однотипных групп  хозяйственных операций и отчетности в целом                       у   проверяемого   экономического   субъекта.

     Риск  средств контроля характеризует  степень надежности              системы бухгалтерского учета и  системы внутреннего контроля экономического субъекта, т.е. риск, заключающийся в  том,                               что существующие и регулярно  применяемые средства этих систем не          будут своевременно обнаруживать и  исправлять нарушения,              являющиеся существенными по отдельности  или в совокупности,                       и (или)    препятствовать    возникновению   таких   нарушений.

     Риск  необнаружения характеризует вероятность  того, что  применяемые аудитором  в ходе проверки аудиторские процедуры                    не позволят обнаружить реально существующие существенные нарушения. Риск необнаружения – показатель   эффективности  и  качества      работы  аудитора – зависит  от  порядка  проведения    конкретной      аудиторской проверки,  квалификации  аудиторов   и   степени    их      предыдущего  знакомства   с   деятельностью   данного    экономического     субъекта.

     При планировании проверки аудитор обязан учесть факторы,            которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской         отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня           существенности принимает аудитор  для проверки и каковы               особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета,            аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать                   особенно внимательно и в каких  случаях будет применять аудиторскую  выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский   риск   до   приемлемо   низкого   уровня.

     Аудитор обязан принимать во внимание, что  между уровнем существенности и  степенью аудиторского риска имеется  обратная зависимость: чем выше уровень  существенность, тем ниже общий аудиторский   риск,   и   наоборот.

     После сбора и оценки первоначальной информации и предварительного суждения об уровне существенности показателей и эффективности  внутреннего   контроля    аудитору    важно  оценить   приемлемую  степень риска  суммированием  всех выявленных рисков и данных о соответствующих контрольных процедурах, учитывая     различные   аспекты   эффективности    проверки.

     Проведением аналитических процедур аудиторская  организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем, и                сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического   субъекта.

     При выборе необходимых аудиторских  процедур предпочтение  должно отдаваться тем процедурам, которые в наибольшей степени позволяют выявить возможные ошибки. По характеру эти процедуры можно подразделить на тесты, позволяющие определить эффективность систем внутреннего контроля, и на тесты, выявляющие ошибки по счетам и регистрам (аналитические процедуры). Аналитические процедуры могут  быть использованы как для проверки остатков по отдельным           бухгалтерским счетам, так и для оценки финансовой отчетности       предприятия в целом. Аналитические процедуры могут приемлемы,             когда они подтверждаются другими процедурами, например, сравнение            с    предыдущими    периодами     и    выявление    тенденций.

     Результаты  проводимых аудиторских организацией процедур                 при подготовке общего плана и  программы следует детально документировать, так как эти результаты являются основанием                        для планирования аудита и могут  использоваться в течение всего              процесса    аудита.

2.4. Разработка    общего   плана    и   программы    аудита. 

     После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных  данных об экономическом субъекте и  результатах проведенных аналитических  процедур, могут    сформировать    стратегию   аудиторской   проверки. 

     Стратегия проверки формируется следующим  образом:

     • осуществляется «сегментирование»  информации, содержащейся в бухгалтерской  документации (в процессе «сегментирования»  бухгалтерская информация распределяется на участки, каждый из которых будет  проверять свой исполнитель);

     • формируются задачи, которые должны быть решены в ходе проверки каждого сегмента, устанавливаются совокупности элементов (натуральных единиц или документов), которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач;

     • устанавливаются аудиторские процедуры, которые будут использоваться при проверках совокупностей, их вид и способ применения.

     Существует   два   способа    сегментирования:  пообъектный   и   циклический.

     При пообъектном подходе бухгалтерская  документация  распределяется (сегментируется) между участниками проверки в соответствии                  с Планом счетов: каждый сегмент состоит из одного или нескольких         счетов    бухгалтерского    учета  

     При циклическом подходе каждый сегмент  состоит из совокупности оборотов по счетам, связанным содержанием хозяйственных операций и документооборотом

     Выбор   подхода   к   сегментированию   аудируемой   информации -  дело   аудиторской   фирмы.

     Осуществив  сегментирование,   далее  для   каждого   сегмента   формируется   перечень  задач,   подлежащий   решению   в   ходе   проверки. Далее    определившись   с   задачами   проверок   по   каждому   сегменту,  аудитор   устанавливает   совокупность   элементов. 

     Затем   аудитор   выбирает   аудиторские   процедуры,  которые   будут   применяться   при   проверках   элементов,   определяет   вид   процедур   и   метод.

     Таким   образом,   сформулировав   стратегию   проверки,   аудитор  оформляет   документы:   план   и   программу   аудита   в   соответствии с федеральным стандартом «Планирование аудита» 

     План  аудита содержит следующую информацию:  планируемые трудозатраты;   уровень (уровни) существенности;    оценка аудиторского риска;    сроки  проведения проверки;    состав аудиторской группы и ее руководитель;    перечень сегментов аудита с указанием  сроков их проведения и    исполнителей.

     Возможная  форма  плана  аудита   приведена    в     федеральном    стандарте   (Приложение 3).

     Программа аудита содержит подробную информацию                   (разработанную в ходе формирования стратегии аудита) о видах  аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмотренных планом,   о   способах   их   применения, их   документировании. Программа аудита, с одной стороны, служит подробной инструкцией для членов аудиторской группы, проверяющих конкретные сегменты. С другой стороны, программа является средством контроля за работой аудиторов со стороны руководителя   проверки     и    руководителя    аудиторской    организации.

Информация о работе Организация аудиторской проверки предприятия