Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:01, курсовая работа
В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку, недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
8.
Коэффициент прогноза
Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.
Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило, которое «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.
Оценка деловой активности.
Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:
В частности,
оптимально следующее соотношение:
Тнб > Тр
> Так > 100% ,
(1.1)
где Тнб, Тр, Так, - соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала. [10, с.126-129].
Эта зависимость означает, что:
а)
экономический потенциал
б) объём реализации возрастает более высокими темпами;
в) прибыль возрастает опережающими темпами.
Это « золотое правило экономики предприятия ».
Для
реализации второго направления
могут быть рассчитаны: выработка, фондоотдача,
оборачиваемость
Таблица 2.4 -- Показатели деловой активности
Показатели | Формула расчета |
Производительность
труда,
тыс. руб./чел. |
Выручка
от реализации
Среднесписочная численность |
Авансированный капитал | Валюта баланса - кредиторская задолженность |
Период
оборота авансированного |
Авансированный
капитал* 360
Нетто-объем продаж |
Коэффициент оборачиваемости аванси -рованного капитала (ресурсоотдача),% | Авансированный
капитал
Нетто-объем продаж |
Удельный
вес собственных оборотных |
Собственный капитал-
внеоборотные активы* 100 Собственный капитал |
Коэффициент банкротства (критический >= 0,9), % | Долгосрочные
обязательства +краткосрочные обязательства
без фондов и резервов
Валюта баланса |
Коэффициент отношения Дт задолженности к Кт задолженности (норматив >=0,5) | Дебиторская задолженностьКредиторская задолженность |
Коэффициент деловой активности | Нетто-объем продажВалюта баланса |
Период оборота всех оборотных активов, дней | Оборотные активы* 360Нетто-объем продаж |
Период
оборота материально- |
Запасы* 360Себестоимость продукции |
Период расчета с кредиторами, дней | Кредиторская задолженность* 360Себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы |
Период расчета с дебиторами, дней | Дебиторская задолженность*360Себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы |
Производственно-коммерческий цикл или период оборачиваемости денежных средств, дней | Период оборота
материально-производственных запасов-
период расчета с кредиторами + период
расчета с дебиторами |
Источник:
заимствовано [10, с.130].
К обобщающим показателям относятся показатель ресурсоотдачи (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала) и коэффициент устойчивости экономического роста. Первый характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Второй показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие.
Оценка рентабельности.
К основным показателям этого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль либо чистую. Основные показатели рентабельности:
1.
Коэффициент прибыльности
2. Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
3.
Коэффициент рентабельности
4. Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия.
5.
Коэффициент рентабельности
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности:
- проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течение ряда лет.
Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.
3 Показатели
финансовой устойчивости
и их анализ
на ОАО «Витебские
ковры»
3.1
Краткая характеристика
предприятия и
анализ основных
технико-экономических
показателей
ОАО
“Витебские ковры” является предприятием
коллективной формы собственности
с преобладающей долей
Основной стратегией ОАО “Витебские ковры” является восстановление объемов производства, и расширение рынков сбыта ковровых изделий, удовлетворение потребностей населения РБ в качественных ковровых изделиях, повышения их потребительских свойств, качественных и эстетических показателей выпускаемой продукции.
ОАО “Витебские ковры” является правопреемником Витебского производственного коврового объединения им. 50-летия БССР и создано в феврале 1994 года путем преобразования последнего в ОАО. Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики “Двина”, которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами. С 1928 года “Двина” превращается в крупнейшее прядильно-ткацкое производство. ВОВ сорвала планы льнопрядильщиков. Многие вместе с оборудованием эвакуировались на Алтай. В марте 1946 года СНК СССР решил создать на базе льнопрядильно-ткацкой фабрики коврово-плюшевый комбинат. С 1979 года вошла в строй новая фабрика прошивных ковровых изделий с выпуском прошивных ковровых изделий с печатным рисунком. В феврале 1994 года Витебское производственное ковровое объединение преобразовано в ОАО “Витебские ковры”. В реестре акционеров общества на 1.01.2006 года зарегистрировано 3753 акционера, 300436 акций, в т.ч. принадлежащих государств – 153626, коллективу – 63596.
В настоящее время в состав ОАО “Витебские ковры” входят три структурных подразделения:
Для оформления ковров новыми рисунками на комбинате функционирует художественная мастерская. Изделия комбината участвовали в международных выставках-ярмарках.
В
настоящее время ОАО “Витебские
ковры” является одним из ведущих
ковровых предприятий страны. Разнообразен
ассортимент выпускаемой
На
протяжении всего периода планового
ведения экономики ОАО “
Производственные
мощности ОАО “Витебские ковры” составляют
5153 тыс.м. Вся продукция предприятия
сертифицирована и
Технико-экономическая
характеристика предприятия рассматривается
и излагается с позиции анализа
работы предприятия в современных
условиях хозяйствования. Приведем данные
для сравнительного анализа технико-экономических
показателей за 3 года (2004г., 2005г., 9 месяцев
2006г.) в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Наименование показателей | Ед. изм | 2004 год | 2005 год | 2006 год | Абсол. откл (+/-) | Темп роста, % | ||||
за 9 месяцев | за год | за 9 месяцев | за год | за 9 месяцев | 2005-2004 | 2006(9)- 2005(9) | 2005/ 2004 | 2006(9)/ 2005(9) | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Товарная продукция в действующих ценах | Млн. руб. | 27911 | 43983 | 43400 | 65221 | 45429 | 21238 | 2029 | 148,29 | 104,68 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах | Млн. руб. | 27911 | 43983 | 41730 | 62713 | 42064 | 13819 | 334 | 149,5 | 100,8 |
Объём поставок продукции в действующих ценах на внутренний рынок | Млн. руб. | 5669 | 8447 | 7248 | 10699 | 8290 | 2252 | 1042 | 126,66 | 114,38 |
Объем поставок продукции ( работ , услуг) в действующих ценах на экспорт - всего | Млн. руб. | 10737 | 18739 | 21056 | 32182 | 20206 | 13443 | -850 | 171,74 | 95,96 |
- в том числе в страны СНГ | Млн. руб. | 10733 | 18734 | 21043 | 32169 | 20201 | 13435 | -842 | 171,71 | 96,00 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | Млн. руб. | 27911 | 43983 | 43400 | 65221 | 45429 | 21238 | 2029 | 148,29 | 104,68 |
- в том числе поступившая на счета учета денежных средств | Млн. руб. | 14824 | 26389 | 31625 | 48725 | 28762 | 22336 | -2863 | 184,64 | 90,95 |
Остатки готовой продукции на складе в отпускных ценах | Млн. руб. | 2454 | 1238 | 1633 | 980 | 1483 | -258 | -150 | 79,16 | 90,81 |
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) | 19521 | 31256 | 31031 | 46560 | 31994 | 15304 | 963 | 148,96 | 103,10 |
Продолжение таблицы 3.1
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Материальные затраты на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг) | Руб. | 66,7 | 67,24 | 66,77 | 68,35 | 131,71 | 1,11 | 64,94 | 101,65 | 197,26 |
Снижение затрат на 1 руб. произведенных товаров (работ, услуг) | % | 0,8 | 2,3 | 0,4 | 1,6 | 1,3 | - | - | - | - |
Среднесписочная численность работников | Чел. | 1423 | 1409 | 1379 | 1374 | 1380 | -35 | 1 | 97,52 | 100,07 |
Фонд заработной платы | Млн. руб. | 2887 | 4058 | 4337 | 6071 | 5140 | 2013 | 803 | 149,61 | 118,52 |
Среднемесячная заработная плата на одного работающего | Тыс. руб. | 224,9 | 239,4 | 348,7 | 367,4 | 372,5 | 128 | 23,8 | 153,47 | 106,83 |
Расходы на оплату труда на 1руб. произведенных товаров (работ, услуг) | Руб. | 10,2 | 9,19 | 9,79 | 9,43 | 9,13 | 0,24 | -0,66 | - | - |
Производительность труда 1 работающего | Млн. руб. | 20 | 31 | 31 | 47 | 33 | 16 | 1 | 152,06 | 104,60 |
Прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) | Млн. руб. | 2863 | 4779 | 4656 | 6704 | 5116 | 1925 | 460 | 140,28 | 109,88 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | Млн. руб. | 1860 | 3229 | 2837 | 4164 | 3171 | 935 | 334 | 128,96 | 111,77 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 14,7 | 15,3 | 15 | 14,4 | 15,9 | -0,9 | 0,9 | - | - |
Среднегодовая стоимость ОПФ | Млн. руб. | |||||||||
Фондоотдача | Руб/руб | |||||||||
Кредиторская задолженность, | 3415 | 3080 | 973 | 1139 | 1064 | -1941 | 91 | 36,98 | 109,35 | |
Дебиторская задолженность, | 353 | 534 | 275 | 419 | 413 | -115 | 138 | 78,46 | 150,18 |
Информация о работе Оценка финансового состояния ОАО Витебские ковры