Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью данной работы является формирование теоретической базы и навыков в области оценки бизнеса.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и особенности оценки бизнеса;
- рассмотреть необходимость и цели оценки;
- выявить виды стоимости, определяемые при оценке;
- изучить подходы к оценке бизнеса
- ознакомиться с оценкой бизнеса в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность оценки бизнеса
1.1 Особенности оценки бизнеса и субъекты оценки
1.2 Необходимость и цели оценки бизнеса
1.3 Виды стоимости, определяемые при оценке бизнеса
2. Подходы к оценке бизнеса
2.1 Затратный (имущественный) подход
2.2 Доходный подход
2.3 Сравнительный (рыночный) подход
3. Оценка бизнеса в современных условиях
3.1 Использование подходов при кризисных условиях
3.2 Оценка гудвелла (деловой репутации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В качестве возможных
безрисковых ставок в пределах РФ
принято рассматривать
1. Депозиты Сбербанка РФ и других надежных российских банков;
2. Государственные облигации РФ;
3. Ставки по межбанковским кредитам РФ;
4. Ставка рефинансирования ЦБ РФ;
5. Западные финансовые
инструменты (государственные
Премия за риск вложения в недвижимость учитывает возможность случайной потери потребительской стоимости объекта, и может быть принята в размере страховых отчислений в страховых компаниях высшей категории надежности.[8]
Премия за низкую
ликвидность учитывает
Премия за инвестиционный менеджмент. Чем более рискованны и сложны инвестиции, тем более компетентного управления они требуют, тем выше премия за инвестиционный менеджмент. Путем суммирования указанных составляющих (безрисковой ставки дохода, премий за низкую ликвидность, инвестиционный менеджмент и специальный риск присущий объекту недвижимости) получают величину ставки дохода на капитал.
Норма возврата капитала показывает годовую величину возмещения средств, вложенных в объект недвижимости в том случае, если по каким- либо причинам прогнозируется потеря этих средств (полностью или частично) в период владения недвижимостью. Здесь возможны три варианта:
• стоимость недвижимости не меняется (не прогнозируется изменение стоимости основной суммы инвестиций), т.е. возмещение капитала произойдет в момент перепродажи объекта.
Когда не прогнозируется изменение стоимости основной суммы инвестиций. В данном случае в коэффициенте капитализации нет необходимости учитывать возмещение капитала.
Таким образом,
формула для определения
R = R 1, где
R - ставка капитализации,
R 1 – ставка дохода на капитал (определяется методом кумулятивно го построения).[10]
•стоимость недвижимости снижается (прогнозируется снижение стоимости вложенного капитала), т.е. необходимо возмещение суммы инвестиций (полное или частичное), вложенных в объект недвижимости.
Когда прогнозируется снижение стоимости вложенного капитала , сумма возмещаемых инвестиций должна быть получена из текущего дохода. Поэтому коэффициент капитализации текущего дохода должен включать как доход на инвестиции, так и возмещение ожидаемой потери.
Норма возврата капитала может определяться различными методами:
• прямолинейным методом или методом Ринга;
• аннуитетным методом или методом Инвуда;
• методом возврата капитала по фонду возмещения и безрисковой ставке процента или методом Хоскольда.
Таким образом,
формула для определения
R = R 1
+ ∆ * R 2, где
R - ставка капитализации,
R 1 – ставка дохода на капитал (определяется методом кумулятивно го построения);
∆ доля снижения стоимости за период владения объектом (в долях единицы);
R 2 – норма возврата капитала, определяемая одним из трех методов.[11,c.267]
Метод Ринга является наиболее простым. Его целесообразно использовать, когда ожидается, что возмещение основной суммы будет осуществляться ежегодно равными частями. Применяется метод, когда объект недвижимости стареющий, доходы от объекта снижающиеся. Норма возврата капитала рассчитывается путем деления 100% на срок финансирования инвестиций.
Метод Инвуда построен так, что норма возврата капитала определяется как величина фактора фонда возмещения по ставке дохода на инвестиции. При этом величина нормы возврата капитала получается меньше величины, определенной методом Ринга. Это более точный метод расчет нормы возврата капитала. Применяется в случае возможности вложения полученных средств под тот же процент (равный ставке дохода на капитал).
Метод Хоскольда является самым приближенным к реальности. По методу Хоскольда норма возврата капитала определяется как величина фактора фонда возмещения по безрисковой ставке, так как возможность инвестирования средств по ставке дохода на капитал у инвестора может отсутствовать (т.е. применить метод Инвуда).
• стоимость
недвижимости повышается (ожидается
повышение стоимости
Когда ожидается повышение стоимости первоначально вложенного капитала и покупатель с продавцом предвидят будущий рост стоимости, то выплаченная цена может включать премию сверх стоимости собственности при ее текущем использовании. Эта премия учитывает будущий прирост стоимости. Текущий доход может быть достаточно низким, поэтому в сопоставлении с текущим доходом цена будет высокой. С учетом этого теоретически обоснованным будет вычесть надбавку на будущий прирост капитала из ставки процента или дисконта с тем, чтобы определить коэффициент капитализации текущего дохода.
Таким образом,
формула для определения
R = R 1
∆ * R 2, где
R - ставка капитализации,
R 1 - ставка дохода на капитал (определяется методом кумулятивно го построения);
∆ - доля роста стоимости за период владения объектом (в долях единицы);
R 2 – норма возврата капитала.[12]
Расчет ставки
капитализации может
R = NOI / V , где
NOI – чистый операционный доход аналога,
V – цена продажи аналога.
При необходимости в расчеты могут вносится необходимые поправки по аналогам.
Кроме того, имеются методы расчета ставки капитализации при инвестировании средств в оцениваемый объект не только собственных, но и заемных (например, метод связанных инвестиций). В данном пособии не будем подробно на них останавливаться.
5. Расчет
оцениваемой стоимости
недвижимости V = NOI / R[12]
2.3
Сравнительный (рыночный)
подход
Сравнительный подход, называемый в оценке бизнеса методом компании-аналога, базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея метода - найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Дальше при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если мы знаем соотношение цены и чистой прибыли на акцию у аналога, то можем рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.[13,c.386]
Данный подход представлен тремя основными методами:
· Метод компании-аналога
· Метод сделок (сравнения продаж)
· Метод отраслевых коэффициентов
Метод компании-аналога
При использовании метода компании-аналога оценка стоимости готового бизнеса проводится на основании информации о стоимости предприятий-аналогов, акции которых котируются на рынке. Прежде чем приступить к подбору компаний-аналогов, необходимо проанализировать специфику работы и рынок, занимаемый оцениваемой компанией.
Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:
· размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
· ассортимент;
· товарная и территориальная диверсификация;
· технологическая и техническая оснащенность;
· риски, связанные с работой;
· сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).
Компании-аналоги, отобранные для проведения оценки стоимости компании сравнительным методом, должны не только осуществлять один вид деятельности с оцениваемой компанией, но и должны были быть проданы не так давно по отношению к сроку продажи компании. При этом компании-аналоги не должны быть вовлечены в процесс поглощения, поскольку это искажает их реальную цену.
Если между
компаниями-аналогами и
Широко распространены следующие виды мультипликаторов:
· стоимость компании/прибыль;
· стоимость компании/денежный поток;
· стоимость компании/рыночная стоимость материальных активов.
В зависимости от того, какая информация о предприятиях-аналогах доступна, могут быть использованы и другие мультипликаторы.
При расчете
стоимости компании рекомендуется
пользоваться несколькими мультипликаторами,
заранее рассчитав для каждого степень
достоверности (весомость). Достоверность
того или иного мультипликатора определяется
экспертным методом. При использовании
нескольких мультипликаторов формула
расчета стоимости компании будет выглядеть
следующим образом:
Стоимость компании = (Кi х Mi х Bi),
где n - количество показателей деятельности, используемых при оценке стоимости компании; Ki - показатель деятельности оцениваемого предприятия; Mi - мультипликатор по i-му показателю; Bi - вес i-го мультипликатора.[14]
Метод сделок (сравнения продаж)
Метод сравнения продаж базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами.
Исходной предпосылкой применения метода сравнения продаж является наличие развитого рынка недвижимости. Недостаточная же развитость данного рынка, а также то, что оцениваемый объект недвижимости является специализированным либо обладает исключительными выгодами или обременениями, не отражающими общее состояние рынка, делают применение этого подхода нецелесообразным.
Рассмотрим основные этапы оценки недвижимости методом сравнения продаж.
1 этап. Изучаются
состояние и тенденции
2 этап. Собирается и проверяется информация по объекта аналогам. Анализируется собранная информация и каждый объект аналог сравнивается с оцениваемым объектом.
3 этап. На выделенные
различия в ценообразующих
4 этап. Согласовываются
скорректированные цены
На первом этапе необходимо сегментирование рынка, т.е. разбиение рынка на секторы, имеющие сходные объекты и субъекты. Сходные объекты по:
• назначению использования;
• качеству;
• передаваемым правам;
• местоположению;
• физическим характеристикам. Сходные субъекты по:
• платежеспособности;
• возможностям финансирования;
• инвестиционной мотивации.
Сопоставимые объекты должны относиться к одному сегменту рынка недвижимости, и сделки с ними осуществляться на типичных для данного сегмента условиях: