Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:18, реферат
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Даже у тех организаций, которые
в полном объеме ведут бухгалтерский
учет, заполнение статистической отчетности
порой вызывает затруднения. Однако
большинство организаций, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
ведут только бухучет основных средств
и нематериальных активов. Откуда таким
фирмам брать данные для статистики,
а также об особенностях составления
этой отчетности, читайте в статье.
Организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения,
как и все другие фирмы, обязаны
представлять статистическую отчетность.Большинство
организаций-«упрощенцев» относятся
к малым предприятиям. Иначе говоря,
подпадают под определение
— 1 «Численность и начисленная заработная плата работников»;
— 2 «Общие экономические показатели»;
— 3 «Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания»;
— 4 «Перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта»;
— 5 «Производство и отгрузка по видам продукции».
На титульном листе
малое предприятие указывает
полное наименование и почтовый адрес.
В графе 2 проставляется код
Наибольшие сложности у «упрощенцев» вызывает заполнение раздела 2 формы № ПМ. Те фирмы, которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме, заполняют этот раздел на основании данных бухучета. «Упрощенцам», которые не ведут бухучет в полном объеме, в частности, следует обратить внимание на заполнение строки 12 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг». Как нам пояснили в Росстате , фирмы, которые применяют УСН, заполняют строку 12 на основе Книги учета доходов и расходов, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606, а также на основе первичной учетной документации. В данной строке указываются все полученные доходы, отраженные в разделе 1 Книги, которые соответствуют итогу за отчетный период по графе 4
Финансовые показатели бухгалтерской отчетности скрывают реальное положение дел розничного предприятия. Однако выручка от реализации, взятая в динамике, говорит об истинном направлении развития торговой организации. Торговый бизнес - один из самых закрытых: на поверхности находится только сервис и ассортимент магазина. По этим признакам можно выделить конкурентные преимущества одного предприятия и недостатки другого. Исследование рынка торговли - непростая задача для аналитиков. Как правило, исследовательские компании ограничиваются анализом предпочтений покупателей. Прежде всего оцениваются доходы, то есть финансовые возможности, покупателя и тот набор потребительской корзины, который он приобретает в конкретном магазине. Финансовые показатели, которые используются в мировой практике анализа, для российской действительности не так красноречивы. Данные финансовой отчетности российских розничных предприятий - самые открытые и доступные. Более интересные параметры, такие, как средняя торговая оценка, средняя цена покупки и, например, количество покупателей в день, являются закрытыми и, по словам самих руководителей магазинов, служат источником информации для конкурентов. С другой стороны, коллеги-конкуренты прекрасно представляют реальную картину положения дел каждого, более того, самые "продвинутые" заказывают исследование и анализ как своей работы, так и "магазинов напротив". Развитие торгового бизнеса оценивается по обороту, размеру торговой площади, эффективности маркетинговых программ.
Сложности бизнеса Одна из основных проблем торговли - недостаток оборотных средств. Это приводит к тому, что магазины вынуждены закупать и реализовывать относительно небольшие партии продукции для ускорения товарооборота. Руководители магазинов часто говорят, что сегодня мало что изменилось с социалистических времен и было бы неплохо, если среди поставщиков появится конкуренция. Тогда клиенты-магазины получили бы наиболее гибкие условия поставок, лучший выбор товаров и сервис. Одна из особенностей торговли - большое количество сотрудников, в том числе тех, кто несет ответственность за сохранность материальных и денежных средств. Акционеры торгового предприятия решают для себя проблему выбора и поиска надежного управляющего, умеющего организовывать процесс, принимать управленческие решения и снижать размер возможного ущерба. Автоматизация и техническая оснащенность особенно крупного торгового предприятия занимают далеко не последнее место в списке задач, которые решают участники этого бизнеса.
Увертюра к рейтингу
По данным Комитета по потребительскому
рынку, 30% оборота розницы в 1999 году
формировалось крупными и средними
предприятиями розничной
Подготовленная почва
У большинства участников давно
сложился свой стиль торговли. Делая
акцент на расширении ассортимента в
торговом зале, многие из них уже
развили различные
Товарооборот растет По данным Петербургкомстата, за 1999 год общий объем розничного товарооборота в Петербурге составил 63.032 млн руб. Годовая выручка участников проекта - 4115 млн руб. То есть 19 крупных магазинов города обеспечили около 7% общего годового объема товарооборота. По итогам 1999 года существенно увеличить объем реализации удалось только двум предприятиям: торговому дому "Менахем" и "Максидому". Так, "Менахем" в 1999 году увеличил оборотные средства в 3 раза, чем значительно поправил свое положение, изрядно пошатнувшееся из-за убытков предыдущего, 1998 года. "Максидом" открыл в 1999 году второй торговый центр площадью 1200 м2, что привело к увеличению объема реализации. Снижение оборота зафиксировано по итогам 1999 года только у Елисеевского магазина. 1998 и 1999 год компания закончила с убытками, однако их размер снизился в последний год почти на 90%. Ситуация по остальным предприятиям схожа: прирост выручки устойчив и находится в пределах 30-70%. Наметившаяся тенденция роста в целом по отрасли в прошлом году проявилась в 2000 году: по результатам 9 месяцев, петербургская розница реализовала товаров на сумму 58,2 млрд руб. - на 8,3% выше. По итогам трех кварталов 2000 года индекс инфляции составил 107,8%.
Скорость оборота
Структура оборотных средств
торговых предприятий характеризуется
высокой долей товарных запасов
- 80-90% от общей стоимости оборотных
средств. Одним из основных источников
формирования средств являются кредиты
банков. Активность торгового предприятия
измеряется прежде всего в скорости
оборота средств, которыми оно располагает.
Однако при увеличении размера оборотных
средств оборачиваемость у
Эффективность Показатели
рентабельности большинства предприятий
находятся на устойчивом уровне. Тем
не менее рентабельность активов
различается значительно - от 5% (Елисеевский
магазин) до 28% (Дом книги). Уровень
рентабельности определяется также
специализацией торгового предприятия.
Сопоставимые как по размеру выручки,
так и по стоимости активов
Северный универсам и универсам
"Таллинский" имеют разную рентабельность
активов - 33% и 15% соответственно (так
как чистая прибыль у Северного
универсама значительно выше). Классический
параметр "рентабельность продаж",
определяющий, сколько прибыли приходится
на единицу реализованной
Финансовые возможности
Строго говоря, финансовые возможности
предприятия розничной торговли
и его развитие зависят от планов
собственников. Теоретически, если предприятие
существует в качестве открытого
акционерного общества, то у него всегда
есть возможность привлечь капитал
и портфельных инвесторов, проведя
эмиссию акций. Предприятия, особенно
те, которые существуют в форме
ЗАО, идут другим путем, пытаясь развиваться
за счет внутренних источников, например
прибыли.
В зависимости от
поставленных задач прогнозирование
оборота розничной торговли может
быть произведено по отдельным товарам
(мед, сыр, молоко, апельсины, телевизоры,
видеомагнитофоны, холодильники, швейные
машины, кирпичи и др.), по группам
товаров (кондитерские изделия, кожаная
обувь, шерстяные ткани и белье,
строительные материалы и т. п.), по
товарным комплексам (мясопродукты, алкогольные
напитки, бакалейные товары, ткани, обувь
и др.).
Может быть рекомендована аналитическая
таблица (приложение №1).
Данные таблицы дают информацию для следующих
аналитических суждений:
1. Повышение цен оказало значительное
влияние на изменение структуры розничного
товарооборота. В новых условиях население
вынуждено большую долю средств расходовать
на покупку продуктов питания. Это привело
к увеличению удельного веса продовольствия
в товарообороте на 2,9 пункта (62,3% - 59,4%),
соответственно снизилась доля непродовольственных
товаров.
2. Под влиянием повышения цеп сложилась
и динамика объема реализации отдельных
товаров в сопоставимых ценах. В условиях
снижения покупательной способности воз
росла, в частности, продажа хлеба, макаронных
изделий, тканей и снизилась реализация
сахара, кондитерских изделий, одежды,
парфюмерии. Объем оборота по продаже
моющих средств не изменился, что вполне
естественно, учитывая их назначение.
3.Индекс цен на отдельные товары различается:
в большем размере возросли цены на непродовольственные
товары (индекс 3,4), в меньшем—на продукты
питания (индекс 2,8). Этим объясняется уменьшение
в отчетном году по сравнению с предшествующим
годом удельных весов хлеба и макаронных
изделий в товарообороте при относительно
высокой темпе роста объема их реализации.
4.При формировании рыночной стратегии
и заключении контрактов на закупку отдельных
товаров в предстоящем периоде должны
быть учтены прогнозируемые показатели
изменения цен, оказывающие значительное
влияние на структуру товарооборота.
Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.