Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:18, реферат
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Объем розничной торговли за последние три года растет опережающими темпами по сравнению с ВВП и оборотом промышленности. В 2004г. по сравнению с 2003г. оборот розничной торговли увеличился на 12,5% и составил 5597,9 млрд. руб. Торговые предприятия занимают наибольший удельный вес (38,3%) от общего числа предприятий РФ. За последние пять лет их количество неуклонно растет, и к 1.01.2005г. достигло 1691 тыс. Для сравнения, промышленные предприятия и строительные организации, занимающие второе и третье место, составляют только 11,1% и 9,4% соответственно. Число организаций розничной торговли в 2004г. выросло на 4,9% и составило 212,0 тыс.; число вещевых, смешанных и продовольственных рынков – 6,4 тыс., число индивидуальных предпринимателей – 1,5 млн. Наиболее динамично развивались малые предприятия розничной торговли, их количество увеличилось на 22,5%, число крупных и средних организаций – только на 6,6%.
Численность занятых в оптовой, розничной торговле и общественном питании постепенно увеличивается в течение последних лет и составляет более 10 млн. человек. Больше, чем в торговле (17,2%) работают только в промышленности – 21,5% от всего числа занятых в экономике. Для сравнения, в сельском хозяйстве – 10,4%, на транспорте – 7,9%.
Рост
покупательной способности
В структуре оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся в 2000 году тенденция снижения удельного веса продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Доля рынков в обороте розничной торговли сократилась с 23,7% в 2003г. до 22,1% в 2004г., торгующие организации формировали соответственно 76,3% и 77,9% всего объема продажи, в том числе крупные и средние организации – 26,4% и 28,9%, малые предприятия – 26,0% и 24,3%, индивидуальные предприниматели вне рынка – 23,9% и 24,7% соответственно. По данным НАУЭТ в 2005г. объем розничной Интернет-торговли вырос и составил $1 млрд.
Возрастающее
влияние результатов торговли на
динамику социально-экономического развития
страны требует глубокого
Значительные
перемены в экономической и политической
жизни страны, произошедшие в течение
последних лет, повлекли за собой
существенные изменения в характере
и условиях функционирования всех отраслей
народного хозяйства, в том числе
и в розничной торговле. В настоящее
время розничная торговля РФ претерпевает
кардинальные изменения. Эти изменения
связаны, прежде всего, с резким сокращением
неорганизованной торговли,
На
потребительском рынке РФ уже успешно функционируют
такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток,Копейка, Рамстор,
Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф,
Однако следует
отметить, что, несмотря на стремительное
развитие в последние годы отечественных
розничных сетей, они пока еще не способны
противостоять приходу крупных иностранных
конкурентов. И по количеству, и по качеству,
торговая сеть РФ еще не достигла уровня
развитых стран мира. Например, такие розничные
сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают
в своем составе более 10 000 магазинов различного
формата. На 10 крупнейших розничных сетей
США приходится более 15% всего розничного
товарооборота США. На четыре крупнейших
фирмы в области розничной торговли Великобритании
(Sainsbury/Savacentre, Tesco,
Выход международных розничных сетей на региональные рынки РФ носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных сетей с мощными финансовыми, материально-техническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками, существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также пускай не надолго (год-два), но снизить розничные цены. С другой стороны, их появление приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.
Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.
За
последние два года объем товарооборота
через супермаркеты, гипермаркеты и
универсамы увеличился в 2 раза, тем не
менее, процесс замещения на розничном
рынке таких форматов, как многопрофильные,
магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.
Вследствие
этого приоритетными
• совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
• создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;
• реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
• развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
• приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
• обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
• упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
• постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народныхпромыслов, сезонных распродаж;
• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;
• повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.
Таким
образом, в связи с формированием
новых экономических отношений,
радикальной сменой всей системы
управления в России возникла необходимость
разработки новых эффективно функционирующих
механизмов координации потребительского
рынка и розничной торговли. Очевидно,
что сегодня необходима новая
комплексная программа развития
розничной торговли РФ, в которой
одним из основных пунктов должен
являться вопрос о взаимоотношении
уже имеющейся структуры с
международными розничными сетями.
Все показатели
оборота розничной торговли (продажа,
запасы, поступление) взаимосвязаны между
собой. В свою очередь они влияют на показатели
использования ресурсов и на финансовый
результат предпринимательской деятельности.
Можно выделить два направления этого
анализа: во-первых, изучение балансовой
увязки всех показателей оборота розничной
торговли и, во-вторых, выявление доли
экстенсивных и интенсивных факторов
в развитии торговли.
Продажа товаров может возрасти как за
счёт ускорения оборачиваемости капитала,
так и за счёт чрезмерного увеличения
поступления товаров (табл.1).
Недостатком использования поступающих
в предприятие товарных ресурсов является
их неполное вовлечение в товарооборот,
что явилось следствием завоза в магазин
товаров, имеющих высокую цену, что снижало
спрос покупателей на них, нарушением
ритмичности отгрузки товаров с поставщиками,
связанными магазином договорными обязательствами.
Часть товаров, поступивших в магазин
в излишнем количестве и в конце года,
осело на остатках товаров в магазине,
что может привести к замедлению оборачиваемости
оборотных средств, вложенных в товарные
запасы, и возникновению потерь. В предприятии
в 2006 году прочее выбытие товаров включило
товарные потери, бой, лом, недостачу товаров.
Следует назвать работу магазина по снижению
прочего выбытия товаров в 2006 году положительной.
Оборот розничной торговли характеризуется
основными показателями, которые находятся
между собой в определённой балансовой
взаимосвязи и упрощенно могут быть выражены
формулой
П+О1=Р+О2,
где, П – поступление за определенный период;
О1 – запасы на нчало периода;
О2 – запасы на конец периода;
Р – реализация за определенный период.
Главным показателем
оборота розничной торговли является
реализация товаров, отражающая конечную
стадию товарооборота. В пятилетнем плане
утверждаются балансы материальных и
трудовых ресурсов, денежных доходов и
расходов населения и другие балансы,
определяются резервы материальных и
финансовых ресурсов. Всё это повышает
обоснованность пятилетних планов экономического
и социального развития страны и отдельных
республик. Оборот розничной торговли
связан с планом развития промышленности
и сельского хозяйства, транспорта, с балансом
денежных доходов и расходов населения,
с государственным бюджетом, кассовым
и кредитным планом Госбанка, с планом
бытового обслуживания населения и др.