Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:18, реферат
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Введение:
В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их
использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Оборот розничной торговли представляет собой продажу потребительских
товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Она может быть произведена:
. юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
. юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
. физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В состав розничного товарооборота может быть включена продажа
товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с
использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также в соответствии с письмом Госкомстата РФ от 19 января 1999г. № ОР-1-23/196 при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли. При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, что реально создает оборот этой организации.
Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального
государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве отгрузке товаров и услуг», утвержденная постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1977г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998г. №56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включает:
стоимость проданных населению потребительских товаров:
a) за наличный расчет;
б) по кредитным карточкам;
в) по расчетным чекам банков;
г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как
продажа за наличный расчет);
стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному
расчету (по
моменту сдачи посылки
стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров
покупателю) в объеме полной стоимости товара;
стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
стоимость проданных по
полная стоимость товаров,
стоимость проданных по
стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену
товара; стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот
стоимость
проданных товаров, не
стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Также не включается в оборот розничной торговли:
стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
продажа
товаров (как
продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.).
Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения
устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет
непосредственно
населению с использованием
контрольно-кассовых машин обязательным
является выдача покупателю
кассового чека (счета).
Следовательно, обязательным признаком
операции относимой к
обороту розничной торговли является
наличие кассового чека (счета).
Розничный
товарооборот - один из важнейших синтетических
экономических показателей
Под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
На уровне страны и регионов его величина складывается:
* из объема
реализации товаров розничными
торговыми предприятиями и
* из объема
продажи товаров населению на
вещевых, смешанных и
Учет розничного товарооборота ведется согласно инструкции Госкомстата России, утвержденной 1 апреля 1996 года за № 25.
В состав розничного
товарооборота розничной
* стоимость
проданных населению
* стоимость
проданных товаров по почте
с оплатой по безналичному
расчету (по моменту сдачи
* стоимость
товаров, проданных в кредит (по
моменту отпуска товаров
* стоимость
проданных по образцам товаров
длительного пользования (по
* полная
стоимость товаров, проданных
отдельным категориям
* стоимость
проданных по подписке
* стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
* стоимость
проданных товаров, не
* стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов;
* отпуск
отдельным категориям
* отпуск товаров рабочим и служащим в счет заработной платы.
В состав розничного
товарооборота включается также
продажа отдельным юридическим
лицам продовольственных
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, т.е. и фактических продажных ценах, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
Объем розничного
товарооборота и его изменения
отражают важнейшие пропорции
По темпам роста розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
Розничный
товарооборот в значительной степени
влияет на денежный оборот, определяет
бюджетные поступления и
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние следующие основные факторы: денежные доходы населения, товарное предложение, материально-техническая база предприятий торговли, цена на предметы потребления.
Розничный товарооборот - результат взаимодействия предложения и спроса. Материальной основой его формирования является производство предметов народного потребления. Спрос в значительной мере определяется покупательной способностью населения.
Розничные цены влияют на общую сумму товарооборота и на его структуру. Так, инфляционные процессы, повышение розничных цен способствуют росту доли продуктов питания в общем объеме розничного товарооборота. С ростом реальных доходов и повышением благосостояния людей увеличивается доля денег, направляемых на покупку товаров длительного пользования.
Развитие розничного товарооборота в отдельных местностях во многом зависит от организации торговли и обслуживания покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров и т.п.). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях свободной конкуренции, роста количества лиц, занимающихся торговыми процессами.
В сложившейся
кризисной ситуации в экономике
страны невозможно отметить положительные
тенденции в развитии розничного
товарооборота. Происходит снижение физического
объема реализуемых товаров, ухудшается
структура товарооборота.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.