Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы – определение экономической сущности лизинга и его оценка как метода инвестирования в развитие материально-технической базы ООО «СВ Карго».
Цель определяет основные задачи, решаемые в ходе выполнения выпускной квалификационной работы:
- освещение теоретических аспектов: сущность, функции и классификация лизинга;
- экономическая характеристика ООО «СВ Карго»;
1. Сущность, функции и классификация лизинга……………………..……….………..….5
1.1. Сущность и функции лизинга…………………………………...…..…………………………5
1.2. Классификация лизинга……………………………………………………………………………8
1.3. Качественные преимущества лизинга…………………………………………………15
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «СВ Карго»……17
3. Оценка эффективности использования лизинга как метода инвестирования развития материально-технической базы ООО «СВ Карго»………………………………………………………………...……………………………………….......26
4. Перспектива лизинга как наиболее привлекательного финансового инструмента инвестиционной деятельности……………………….……………………29
Заключение……………………………………………………………………………………………………………….32
Список использованной ли
За исследуемые периоды ООО «СВ Карго» не имело собственных оборотных средств, что представляет угрозу для финансовой устойчивости. Таким образом, ООО «СВ Карго» необходимо проводить взвешенную финансовую политику, ориентированную на использовании собственных оборотных средств при оптимальном привлечении заемных.
3.Расходы на оплату труда в 2010 г. увеличились на 857,60 тыс. руб. и составили 18,23,40 тыс. руб. Доля расходов на оплату труда в расходах ООО «СВ Карго» в 2010 г. также увеличилась на 1,56%.
Рост затрат на оплату труда как в сумме, так и по уровню произошел, в основном, за счет увеличения среднесписочной численности работников. Индекс соотношения производительности труда к средней заработной плате в исследуемом периоде равен 0,46. Значит, рост средней заработной платы в 2010 г. происходил интенсивнее роста производительности труда, что свидетельствует о неэффективном использовании трудовых ресурсов.
4. Выручка нетто от продаж ООО «СВ Карго» увеличилась как в действующих, так и в сопоставимых ценах на 135,61% и 123,93% соответственно.
Анализ структуры объема деятельности ООО «СВ Карго» показал, что больший удельный вес в обороте ООО «СВ Карго» в 2009-2010 гг. занимают автоперевозки и железнодорожные перевозки. Увеличение суммарной выручки в 2010 г. на 8631 тыс. руб. или на 35,6% произошло благодаря увеличению оборота по железнодорожным перевозкам на 11,8%, а именно на 5383,8 тыс. руб. и оборота по автоперевозкам на 0,7% или на 4321,6 тыс. руб.
5. Динамика затрат ООО «СВ Карго» в 2009-2010 гг. незначительна, что подтверждает незначительное увеличение уровня затрат (издержек) – на 1,1%.
6. В целом, деятельность ООО «СВ Карго» в 2010 г. была убыточной – непокрытый убыток ООО «СВ Карго» составил 2437 тыс. руб. Причиной убыточной деятельности является увеличение управленческих расходов (прибыль от продаж сократилась на 50,59%) и получение убытка от прочей деятельности, в частности от продажи основных средств.
3. Оценка эффективности использования лизинга как метода инвестирования развития МТБ ООО «СВ Карго»
Наиболее часто на практике эффективность лизинга определяется посредством его сравнения с использованием схемы банковского кредитования, то есть когда для приобретения основных фондов покупатель самостоятельно за счет полученных от банка средств оплачивает стоимость приобретаемого имущества. Необходимость сравнения обусловлена определенной схожестью этих двух финансовых инструментов. Лизинг основывается на тех же принципах, что и кредит: срочность, платность, возвратность.
Сопоставительный анализ кредитной и лизинговой схем можно провести, исходя из той выгоды, которую может получить конечный пользователь. Оценку эффективности лизинга и кредита произведем на конкретном примере – лизинговой сделке, где ООО «СВ Карго» выступает лизингополучателем, а предметом лизинга является грузовой автомобиль (Приложение 3).
Для определения финансового результата деятельности ООО «СВ Карго» при покупке данного автомобиля в лизинг рассчитаем следующие показатели:
1. Балансовая стоимость = стоимость автомобиля - 18% (НДС)
2. Амортизация - 4 группа амортизации (от 7 до 10 лет включительно), срок амортизации = 96 месяца;
3. Налог на имущество = 2,2% от балансовой стоимости автомобиля;
4. Аванс=372 170,16 руб. в т. ч. НДС 56 771,72 руб.
5. Лизинговый платеж (к уплате) – сумма к уплате по договору лизинга;
6. Лизинговый платеж (к начислению) – сумма к начислению (относится на затраты);
7. Затраты на автомобиль = Аванс + лизинговый платеж (к уплате) + налог на имущество, уплачиваемый в бюджет;
8. Затраты для целей налогообложения = амортизация + налог на имущество + лизинговый платеж (к начислению) за вычетом НДС.
9. Экономия по налогу на прибыль = 24% от затрат для целей налогообложения (т.к. они реально уменьшают налогооблагаемую базу прибыли);
10. НДС к возмещению - НДС со стоимости приобретения автомобиля.
Расчет эффективности использования лизинга для покупки автомобиля произведен в табличной форме и представлен в Приложении 4.
Для определения финансового результата деятельности ООО «СВ Карго» при покупке данного автомобиля в кредит рассчитаем следующие показатели:
1. Балансовая стоимость = рыночная стоимость автомобиля - 18% (НДС)
2. Амортизация - 4 группа амортизации (от 7 до 10 лет включительно), срок амортизации = 96 месяцев;
3. Налог на имущество = 2,2% от балансовой стоимости автомобиля;
4. Аванс=372 170,16 руб. в т. ч. НДС 56 771,72 руб.
5. Процентная ставка по кредиту- 18% годовых;
6. Затраты на автомобиль = аванс + погашение основного долга по кредиту + проценты по кредиту + налог на имущество;
7. Затраты для целей налогообложения = проценты по кредиту + амортизация + налог на имущество;
8. Экономия по налогу на прибыль = 20% от затрат для целей налогообложения (т.к. они реально уменьшают налогооблагаемую базу прибыли)
9. НДС к возмещению - НДС со стоимости приобретения автомобиля.
Расчет эффективности использования банковского кредита для покупки автомобиля представлен в таблице в Приложении 6.
Ключевыми критериями, характеризующими эффективность лизинга и схемы банковского кредитования, являются затраты на автомобиль, экономия по налогу на прибыль, НДС к возмещению, затраты на владение автомобилем с учетов налогового эффекта. Затраты на владение автомобилем с учетом налогового эффекта представляют собой затраты на автомобиль за вычетом экономии по налогу на прибыль и НДС к вычету. Данные показатели представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика эффективности лизинга и банковского кредита как метода инвестирования МТБ ООО «СВ Карго»
Показатели | Лизинг | Кредит | Экономия |
Затраты на автомобиль | 1 733,36 | 1 760,78 | - |
Экономия по налогу на прибыль | 177,16 | 401,45 | - |
НДС к возмещению | 252,85
| 252,85
| - |
Затраты на владение автомобилем с учетом налогового эффекта
| 1 079,05
| 1 330,78
| 251,72 |
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что приобретение автомобиля в лизинг экономически эффективнее по сравнению с покупкой в кредит на 251,72 тыс. руб., что наглядно представлено на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительная характеристика эффективности лизинга и банковского кредита
4. Перспектива лизинга как наиболее привлекательного финансового инструмента инвестиционной деятельности
В качестве основных тенденций развития рынка можно выделить следующие.
Во-первых, локомотивом развития бизнеса лизинговых компаний в ближайшее время станет расширение региональной экспансии. В настоящий момент лизинговым компаниям удается компенсировать падение доходности за счет наращивания объемов бизнеса.
При этом основным направлением расширения в ближайшие годы должны стать региональные рынки, которые по-прежнему характеризуются низкой информированностью предприятий о преимуществах лизинга. В 2006–2007 годах многие компании стали расширять географию своего бизнеса, вкладывать значительные средства в развитие филиальной сети.
Во-вторых, на российском рынке лизинга продолжается развитие конкурентной среды. На рынок выходят новые лизинговые компании, как российские, так и зарубежные. Возрастает интерес к российскому рынку со стороны зарубежных компаний и банков.
Действующие лизинговые компании активно расширяют сферу своей деятельности за счет новых сегментов и отраслей. Растет перечень видов имущества, передаваемого в лизинг. В последние 1–2 года наблюдается заметное усиление конкуренции не только в массовых сегментах, например, автолизинге, но и в сегментах железнодорожной техники и авиационного транспорта, требующих значительно более серьезных капиталовложений.
В-третьих, на фоне усиления конкуренции происходит переход от экстенсивного к интенсивному развитию рынка. Если несколько лет назад для компании была в первую очередь важна способность быстро нарастить объем бизнеса, то теперь все большую роль начинают играть качественные показатели деятельности. Разрабатываются новые лизинговые программы, в том числе ориентированные на средний и малый бизнес. Повышается уровень обслуживания клиентов, сокращается время принятия решения о заключении договора за счет использования специальных методов оценки лизингополучателей. Особенно заметно эти тенденции проявляются в сегментах с наиболее высокой конкуренцией, например, в лизинге автомобильного транспорта, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях.__
В-четвертых, укрепляется взаимодействие лизинговых компаний и банков. Кредитные организации в России существуют около 20 лет, в то время как закон о лизинге был принят сравнительно недавно. Несмотря на подобное стартовое преимущество, банковским кредитным продуктам не удалось полностью закрыть потребности предприятий и частных предпринимателей в финансировании. В отдельных сегментах кредитование все больше вытесняется лизингом. В то же время лизинговые услуги хорошо укрепились в стандартном набор финансовых и инвестиционных услуг большинства российских банковских групп, так что развивается не только конкуренция, но и взаимодействие.
Дальнейшая ситуация на рынке лизинга будет зависеть от стабилизации внешней среды, а также от состояния смежных рынков. Например, рынок автолизинга зависит от авторынка в целом, которому в текущем году предсказывают по разным сценариям сокращение от 25% до 55%. Однако степень неопределенности сейчас настолько высока, что прогнозы можно давать максимум на один квартал вперед.
Но лизингодатели не теряют надежды. Аналитики полагают, что в текущем году лизинговой отрасли можно рассчитывать на поддержку со стороны государства. Правда, даже если государство протянет отрасли руку помощи, по словам Юлии Тарасовой, средства, выделенные из бюджета, будут направлены на восстановление секторов, обслуживающих окологосударственные структуры, такие как коммунальное и сельское хозяйство или отечественное производство. Независимые лизинговые компании в меньшей степени ощутят на себе поддержку государства, что побудит рынок к сокращению. Поэтому с высокой степенью вероятности можно ожидать, что лизинговая индустрия будет реструктурирована - произойдет процесс укрупнения, возрастет роль госкомпаний, а экспансия западных компаний сократится.
В выгодном положении окажутся участники рынка, сформировавшие оптимальные предложения прежде всего для постоянных клиентов. Участниками рынка предпринимаются все усилия, чтобы сохранить для стабильных и постоянных лизингополучателей условия, приближенные к докризисным. Компании пересматривают политику финансирования предметов лизинга и отказываются от наиболее рискованных категорий. Конечно, как и многие другие российские компании, лизингодатели тщательно проанализировали многие процедуры деятельности, которые в эпоху кризиса претерпели существенные изменения. Речь идет о повышении эффективности деятельности и об оптимизации бизнес-процессов, что позволило бы ввести компанию в состояние постоянной «боевой» готовности и оперативно реагировать на любые изменения рынка [5, с.26].
Заключение
Лизинг в своем родовом, сущностном содержании имеет широкую, сложную тройственную экономическую основу и сохраняет в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности. Следовательно, лизинг – это система предпринимательской деятельности, включающая в себя три вида организационно-экономических отношений: арендные, инвестиционные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности специфических имущественно-финансовых лизинговых операций.
Основными функциями лизинга являются финансовая, производственная, функция сбыта, функция получения налоговых или амортизационных льгот.
Информация о работе Лизинг как метод инвестирования в развитие материально-технической базы