Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:13, курс лекций

Описание работы

Общая методика используется при изучении различных объектов эк-го анализа… в различных областях экономики.
Частные методики конкретизируют общую применительно к отраслям экономики, типам пр-ва, объектам исследования, видам анализа. Любая методика ахд представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исслудования, а именно:
-советы по последовательности и периодичности
-описание способов и приемов исследования
-рекомендации по оформлению результатов анализа

Содержание

Раздел: Методологические основы анализа ХД
Тема 1: предмет, значение и задачи АХД
Тема 2: метод и методика экономического анализа
Тема 3: Способы обработки экономической информации в экономическом анализе
Тема: Эллиминирование
Тема: классификация факторов и резервов повышения эффективности хоз д-ти
Раздел 2: анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта
Тема 1: анализ имущественного потенциала и источников финансирования

Работа содержит 1 файл

AKhD_Lektsii_2.docx

— 79.95 Кб (Скачать)

Раздел: Методологические основы анализа ХД

Тема 1: предмет, значение и задачи АХД

  1. Понятие, содержание, роль и задачи

Ахд – научный способ познания сущности эк явлений и процессов, обоснованный на разложении их на составные части, взаимосвязи и взаимозависимости. Содержание ахд вытекает из его ф-ий, ктые он выполняет в системе упр-я предприятием.

Система упр-я состоит из след взаимосвязанных ф-ий:

  1. Планирование: определяет осн направления и содержание д-ти предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главная задача – обеспечение планомерности развития предприятия для улучшения результатов пр-ва.
  2. Учет: обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством.
  3. Контроль: обеспечивает сохранность и эфф-е использование имеющихся ресурсов на предприятии
  4. Прогнозирование: определяет эфф-ть пр-ва и содействует экономному использованию ресурсов, предупреждает перерасход затрат, внедрение новой техники и технологий
  5. Виды анализа и их классификация

Ахд классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач. В аналитической практике используется разнообразные виды эконом анализа.

 

Классификация признак

 

1

Объекты

  1. Технико-экономический,
  2. социально-экономический,
  3. управленческий,
  4. маркетинговый

2

Субъекты упр-я и заинтересованные лица в его проведении

Анализ проводимый:

  1. руководством,
  2. собственниками,
  3. покупателями,
  4. кредитными организациями,
  5. аудиторскими фирмами

3

Пользователи анализа

  1. Внутренний
  2. внешний анализ

4

Периодичность проведения

  1. Годовой,
  2. квартальный,
  3. за месяц,
  4. еженедельный,
  5. за день

5

Отраслевой 

  1. Отраслевой
  2. Межотраслевой

6

Временной

  1. Последующий,
  2. предварительный,
  3. оперативный,
  4. экспресс-анализ

7

Источники информации

  1. Финансовый,
  2. управленческий,
  3. инвестиционный,
  4. инновационный

  1. Предмет и объект

Предмет ахд – раскрытие сущности экономических явлений и процессов, чтобы на этой основе дать правильную оценкудостигнутых результатов, выявить резервы повяшения эфф-ти пр-ва, обосноватьт планы и управленческие решения.

Объекатми ахд явл-ся экономические результаты хоз д-ти. На промыш предприятии это: произ-во и реализация продукции, ее себестоимости, использе материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

  1. Принципы экономического анализа
  2. Системность: каждый изучаемый объект рассматривается как сложная система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой
  3. Точность, объективность, конкретность: анализ базируется на достоверной информации, реально отражающей действительность. Выводы должны подтверждаться тонными аналитическими расчетами.
  4. Плановая системность: анализ должен проводиться по плану, а не от случая к случаю, п\у на предприятиях необходимо распределение обязанностей м\у исполнителями и контроля за ее проведением.
  5. Оперативность: умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
  6. Эффективность: затраты на его проведение
  7. Методы изучения

Под методикой понимается сумма способов и правил наиболее целесообр-го выполнения ан-го исследования.

Различают общую и частную  методику анализа.

Общая методика используется при изучении различных объектов эк-го анализа… в различных областях экономики.

Частные методики конкретизируют общую применительно к опр-ым отраслям экономики, типам пр-ва, объектам исследования, видам анализа. Любая методика ахд представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исслудования, а именно:

-советы по последовательности  и периодичности

-описание способов и  приемов исследования 

-рекомендации по оформлению  результатов анализа

Тема 2: метод и методика экономического анализа

  1. Метод анализа, его характерные черты

Под методом понимают способ исследования предмета. Одна из особенностей метода экон анаиза явл-ся необходимость постоянных сравнений. Методы ахд состоят из следующих приемов:

  1. Детализация
  2. Группировка
  3. Сравнение
  4. Эллиминорование
  5. Обобщение

Разработка системы показателей, необходимой для комплексного системного анализа исследуемой д-ти явл-ся важной особенностью метода ахд.

Метод ахд представляет собой системное комплексное изучение, измерение и обобщение и влияние факторов на результаты д-ти организации с целью нахождения путей повышения его эфф-ти.

Методика представляет собой  совокупность аналитических способов и правил исследования экономических  явлений и процессов хоз д-ти. Подчиненных достижению целей анализа. Выделяют общую и частную методики анализа. Общая используется для анализа в различных отраслях. Частная конкретизирует общую.

Важнейшим элементом методики эк анализа явл-ся технические приемы и способы. Можно выделить следующие:

  1. Графический
  2. Балансовый, аналитических группировок
  3. Методика факторного анализа

Под ФА понимается методика компелксного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Существуют след типы факторного анализа:

  1. Детерминированный и стохастический
  2. Прямой и обратный
  3. Статический и динамический
  4. Ретроспективный и прогнозный

Задачи фактроного анализа:

  1. Определение и отбор фактровдля анализа исследуемых …
  2. Класс-я и систематизация для обеспечения системного подхода.
  3. Построение факторных моделей м\у показателями – результативного и ..
  4. Оценка влияния факторов и их роль в изменении величины результативного показателя
  5. Практическое использование факторной модели для управления предприятием.
  6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном факторном анализе.

21.02.

Одной из задач факторного анализа является моделирование  взаимосвязей м\у результативными показателями и факторами, ктые определяют их величину.

В детерминированном анализе  выделяют следующие типы факторных  моделей:

  1. Аддитивная: используется, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких показателей (факторов).

 

  1. Мультипликативная

 

  1. Кратная

 

  1. Комбинированная (смешанная) факторная модель:

 

Моделирование мультипликативных  факторных систем в ахд осуществляются путем разложения факторов из исходной системы на факторы-сомножители.

ВыпускПродукции=Числ-тьРабочих Х ГодоваяВыработка= ЧР Х Кол-воДней Х ДневнаяВыработка=Чр Х КД Х П (кол-во часов в смене)

Моделирование кратных ФС может осуществляться с помощью  следующих способов:

  1. Удлинение: предусматривает замену факторов в числителе или знаменателе на сумму однородных показателей.

 

  1. Расширение: представляет собой получении мультипликативной системы путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.

 

  1. Сокращение: позволяет получить модель, одинаковую по типу с исходной, но с новым набором факторов, путем деления и числителя, и знаменателя дроби на один и тот же показатель.

 

Т.о. результативные показатели могут быть разложены на составные  элементы различными способами и  представлены в виде различных типов  детерминированных моделей. Выбор  способа моделирования зависит  от объекта исследования, поставленной цели, а также профессиональных знаний, навыков и исследований.

Тема 3: Способы обработки  экономической информации в экономическом  анализе

  1. Способ сравнения в экономическом анализе

Сущность сравнения состоит  в сопоставлении однородных объектов для определения черт сходства и  различия м\у ними.

Сравнения можно разделить  на:

  1. Сравнение фактических результатов с данными прошлых периодов (сравниваются результаты текущего дня со вчерашним, текущего месяца, года с прошедшим и т.д.).
  2. Сравнение фактических данных с плановыми
  3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов
  4. Сравнение с лучшими результатами
  5. Использование относительных и средних величин

Экономические показатели отражаются обычно в абсолютных и относительных  показателях.

Абсолютные отражают количественные размеры одного явления безотносительно  к размеру других в единицах стоимости, объема, площади.

Относительные отражают соотношение  размера исследуемого явления с  величиной какого-либо другого явления  или с величиной, но за другой период или по другому объекту.

На ряду с абсолютными и относительными величинами в экономическом анализе используются средние величины. Они применяются для обобщенной количественной характеристики совокупностей однородных явлений по какому-либо признаку.

Основные приемы приведения показателей к сопоставимости:

  1. Устранение влияния изменения цен  (для этого сравниваем объемные показатели, ктые выражаются в одинаковых ценах)
  2. Устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции (это достигается путем пересчета качественных показателей при одинаковом объеме и ассортименте продукции

Тема: Эллиминирование

Э – это логический прием, при помощи ктого определяется размер влияния одного исследуемого фактора на результативный показатель.

Показатель 

По плану 0

По факту 1

Изменения за год

Объем продукции  N

500 N0

140 N1

-360

Среднесписочная численность R

50 R0

28 R1

-22

Среднегодовая выработка рабочих W

10 W0

5 W1

-5


Э осуществляется несколькими способами:

  1. Индексным методом

∆N(R)=R1W0-R0W0

∆N(W)=R1W1-R1W0

  1. Способ цепных подстановок. При решении задачи этим способом необходимо определить условную величину результативного показателя, ктую принято называть подстановкой.

 

 

 

 

 

Проверка:

 

Из приведенного алгоритма  видно, что условная величина результативного  показателя дважды участвует в расчетах, поэтому при допущении арифметической ошибки в определении подстановки  будет неверно определено влияние  фактора. Это является основным недостатком данного способа.

04.03.

  1. Способ абсолютных разниц

САР явл-ся производным от способа цепных подстановок. Сущность САР заключается в следующем: размер влияния каждого фактора определяется изолированно, путем умножения абсолютного отклонения по данному фактору на величину других факторов.

N=R*W

∆N(W)=R1*(W1-W0)

Проверка

∆N(W)= ∆N(R)+∆

  1. Способ процентных разниц

Основан на разницах в процентах выполнения плана по взаимосвязанным показателям.

N=R*W

∆N(R)=(Ir-1)*N0=(

∆N(W)=(IN –IR)*N0==-360

  1. Интегральным методом

В этом методе расчеты производятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений распределяется м\у двумя факторами поровну. В случае двухфакторной мультипликативной модели:

∆N(R)= ∆R*N0+

∆N(W)=R0*∆W+=-360

∆R=R1-R0


  1. N=Численность*дпродолжительность рабочего года * производительность(выработка)
  2. Способ абсолютных отклонений

∆N(Ч)=(Ч1-Ч0)*Д0*В0

∆N(Д)=Ч1(Д1-Д0)*В0

….

  1. Способ процентных разниц:

∆N(Ч)=(IЧ-1)*N0

∆N(Д)=(IЧД-IЧ)*N0  IЧД=            IN=

∆N(B)=IЧДВ-IЧД)*N0

Тема: классификация факторов и резервов повышения эффективности хоз д-ти

Факторы – это причины, воздействующие на результативные показатели.

Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"