Критерии и показатели исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – раскрыть понятие эффективности управления и как можно полно отразить ее сущность, выделить главные и наиболее важные критерии эффективности управленческой деятельности, а также разъяснить показатели экономической эффективности и методику их расчета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...…… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проведения оценки систем управления …...……………………………………………….. 5
1.1. Цели и задачи материально-технического обеспечения в деятельности промышленного предприятия ………………………………………………..… 5
1.2. Основные способы проведения исследований……………………………8
1.3. Перечень источников информации о системе управления …………….. 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ Эффективности управления…………15
2.1. Критерии эффективности управленческой деятельности ……..……….. 15
2.2. Показатели экономической эффективности …………………………….. 19
2.3. Три уровня эффективности системы управления ……...……………….. 23
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД……………………………………………………………….….……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 31

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
 

     1.2. Основные способы проведения исследований

 

     Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

     Методы  исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное  применение способствует получению  достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

     Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

     Первая  группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», Морфологические методы и ряд других методов.

     Вторая  группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

     Аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

     Статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

     Теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

     Графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

     Наибольшее  распространение в экономике  в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

     При стремлении более адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев  целесообразно применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

     В последнее время с развитием  средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах. В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их квалификации.

     К третьей группе относятся комплексированные  методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. они  сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

     Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков.

     Специалист  по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться  в огромном числе разнообразных  методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

 

     1.3. Перечень источников информации о системе управления

 

    Всю информацию о системах управления можно  подразделить на два типа:

    1) получаемую из нормативно-правовой, отчетной и информационной документации;

    2) получаемую в ходе специальных  обследований. Основой нормативно-правовой, отчетной и информационной документации служат:

    • устав, учредительный договор, протоколы  учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

    • список членов правления и их заместителей, а также ревизионной комиссии;

    • приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

    • нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации  и менеджмента, в том числе  законы и другие подзаконные акты;

    •  организационная структура управления организацией и ее структурных единиц;

    •  экологический паспорт;

    • положения о подразделениях, руководящие  документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры, матрицы распределения управленческих функций, штатные расписания, схемы организационная структура управления,приказы и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а также документы отражающие: цели задачи организации; степень специализации, концентрации, комбинирования научно-технических разработок и производства продукции; кооперацию научно-технических и производственных структурных единиц; централизацию и специализацию функций обеспечения и обслуживания; маршруты материально-вещественных и информационных потоков; соотносительность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг); состав целей управления, функций и задач и их распределения между уровнями и звеньями управления; централизацию и распределение полномочий по принятию решений; функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками; существующую технологию выполнения функций и задач; кадровое обеспечение; уровень используемых; используемые методы управления; факторы, влияющие на получение прибыли; исполнительность решений в структурных единицах организации;

    • материалы оперативного учета и  отчетности (о промежуточных результатах  работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых  операций, о числе рабочих, мест и т.п.);

    •  показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических  результатах и их использовании, отчетов. о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов;

    •  годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

    • тексты и комментарии законов, постановлений, приказов, указаний, распоряжений и других нормативных актов межотраслевого,

    отраслевого и внутрифирменного характера, протоколов проверок, инспекционного контроля, совещаний, контроля исполнения и т.п.;

    • данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющейся коммерческой тайной, публикаций, рекламы, научных исследований, статистических материалов;

    • отчеты о инновационных, стратегических, маркетинговых и других исследованиях  внешней и внутренней среды организации;

    •  входящие и выходящие документы;

    • информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.;

    • данные качественного характера  нормативно-правовых, отчетных и информационных документов.

    Источниками, основывающимися на специальных  обследованиях (наблюдениях, беседах, интервью, опросах, распространении  анкет и т.п.), могут быть:

    • сотрудники организации, характеризующие  ее деятельность в процессе бесед, анкетирования, опросов и т.п.;

    • экспертные оценки, опросы и анкетирование  потребителей, поставщиков и т.п.;

    • непосредственные данные наблюдения и  мониторинга за процессом функционирования системы управления;

    • данные инвентаризации системы управления;

    • расчетные данные и др.

    Каждый  из источников информации обладает определенными  достоинствами и недостатками, поэтому  ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Вот почему необходимо одновременно использовать несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов. При этом информацию можно собирать как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

    Собирать  и обрабатывать информацию желательно за необходимый период в зависимости от целей исследования, например за последние три, пять или десять лет. Это позволит провести анализ в динамике и сделать более объективные выводы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ Эффективности управления

 

     2.1. Критерии эффективности управленческой деятельности

 

     Для измерения эффективности менеджмента  существует система критериев и  показателей. Критерий – это важнейший  отличительный признак, характеризующий  качественные стороны явления, его  сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса управления. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

     Итак, критерий эффективности – это  показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

     Критерий  эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

     Критерии  экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к  какому-то одному показателю. Можно  рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

  1. Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
  2. Группа более частных локальных критериев:
  • наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
  • наименьшие затраты материальных ресурсов;
  • наименьшие затраты финансовых ресурсов;
  • наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);
  • наименьшие издержки;
  • наивысшая рентабельность.

Информация о работе Критерии и показатели исследования систем управления