Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. Покупательский спрос. Типы и виды спроса, факторы, влияющие на спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Основные цели и направления проведения комплексного анализа
конъюнктура рынка - совокупность условий при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Характеризуется определенным соотношением спроса и предложением, а также уровнем и соотношением цен. Важнейшим этапом изучения конъюнктуры рынка является сбор информации. Самый простой и эффективный способ получения информации - провести маркетинговые исследования. Где можно получить информацию, необходимую при разработке новой продукции.

Работа содержит 1 файл

Маркетиг.docx

— 124.16 Кб (Скачать)

Прогнозирование покупательского  спроса изучает тенденции развития спроса населения на различные товары. Результаты применяются в процессе планирования капитальных вложений, при обосновании торгового заказа. Методы прогнозирования потребительского спроса зависит от того, какова цель прогноза: определение структуры, темпов, объема спроса, от степени детализации  структур, от объекта прогнозирования, от периода упреждения прогноза. Выделяются следующие базовые методы: нормативный  метод, базирующийся на научно обоснованных нормах потребления и нормативов обеспеченности товарами населения; дельфийский  метод; метод определения емкости  рынка, характеризующий объем товаров, которые могут быть куплены за определенное время при заданных условиях доходов, уровне цен и насыщенности рынка; математические методы и модели.

 

            Закон спроса- закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса прямо пропорциональна изменению цены данного товара. 
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. 
          На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление. 
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. 
           Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике. 
        Если цены за единицу товара (Р) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q) — по оси абсцисс, то получим следующий график.  
        

         Такое изображение соотношения  между рыночной ценой товара  и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса. На графике кривая DD отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. 
         Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса, или объема опросов, и изменение спроса. Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара.    Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными.

          Графически изменения объема  спроса выражаются в «движении  по кривой спроса». Изменение  же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Это можно представить следующим образом. 
При изменении цены с Р1, до Ркогда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1, покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q> Q,.

Сдвиг кривой спроса обусловлен многими факторами. К их числу  относятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителями или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения.

        Спрос  на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.

         Коэффициент эластичности спроса отношение роста объема спроса или количества по цене определяется как приобретаемого товара к снижению цен. 
Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения  цены. 
          Эластичность спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаром. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени. 
         Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться. 
         На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%. 
           Нормальное состояние любой национальной экономики отражает динамичное равновесие действующих в обществе противоречивых сил. Поэтому, исследуя экономический рост и развитие экономики в целом, следует вести речь о множестве нормальных состояний, что означает целесообразность изучения наряду со всеобщей сбалансированностью устойчивых отклонений макроэкономических параметров от общего экономического равновесия. Это предполагает анализ перехода экономики из одного состояния частичного экономического равновесия в другое в ходе экономического роста. Проблемы сбалансированности и экономического роста должны рассматриваться не изолированно, а в тесной связи с проблемами состояния экономической структуры, изменений структурной политики, так как они оказывают влияние на экономический рост и экономическое равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача. 

Маркетинговая служба фирмы  организована следующим образом: три  отдела обеспечивают маркетинг трех товаров. В каждом из них образованы секции: сбыта, разработки товара, ценообразования, планирования маркетинга, изучения и  прогнозирования спроса. Какие организационные  принципы использовала фирма? Изобразите организационную структуру фирмы.

 

Существует четыре принципа построения структуры:

Функциональный

Дивизионный

Проблемный

Смешанная организация.

В данной структуре фирма использовала дивизионный принцип. Все отделы службы выполняют однотипные функции, но поделены по какому-либо из признаков:

а) географическому – применяется в компаниях, торгующих по всей территории страны, а также за рубежом. Выделяют отдел планирования, отдел маркетинговых исследований, отдел общественной службы сбыта (продавцы и торговые агенты, проживающие на обслуживаемой территории, поэтому могут эффективно работать с клиентами при минимальных издержках времени и средств на разъезды);

б) рыночному – фирма может строить свою работу применительно к потребителям, составляющим конкретно сегменты рынка. Данная организация будет иметь успех для фирм, реализующих свои товары на разных рынках;

в) товарному – используется в фирмах с широким товарным ассортиментом. Плюсом является быстрота реакции управляющего по товару на возникающие проблемы, а отрицательная сторона – фирма несет большие расходы на содержание такой службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый отдел  маркетинговых исследований


 

Организация



 

 

 

Второй отдел  маркетинговых исследований


 

Третий отдел  маркетинговых исследований


 


 


 

 

 

изучения  и прогнозирования спроса


 

изучения  и прогнозирования спроса


 

изучения  и прогнозирования спроса


 


 


планирования маркетинга


 

планирования маркетинга


 

планирования маркетинга


 


 


 

ценообразования


ирования маркетинга

 

ценообразования


маркетинга

 

ценообразования


 




разработки товара


 

разработки товара


 

разработки товара


 




сбыт


 

сбыт


 

сбыт


 


 

 

 

3. Тест

 

На представленные ниже вопросы  выберите один правильный ответ.

1. Маркетинг – это:

а) вид деятельности направленный на сбыт и продвижение продукции, с учетом расположения товара, его  упаковки, цены;

б) вид деятельности направленный на анализ рынка, потребителей, фирменной  структуры рынка, с целью выявления  сегмента, на освоение которого нацелена данная фирма;

в) вид деятельности, направленный на анализ рынка, потребителей, конкурентов, фирменной структуры  рынка, с целью определения неудовлетворенных  потребностей потребителя и предложения  нужного товара с дополнительными  услугами.

 

2. В соответствии с классификацией товаров в зависимости от характера покупательского поведения потребителей к «товарам предварительного выбора» можно отнести:

а) товары импульсной покупки;

б) лекарственные препараты;

в) одежду.

 

3. Философия маркетинга гласит:

а) производить  то, что покупается, и производить  качественно;

б) производить то, что  покупается, а не то, что производится;

в) производить то, что  производят более перспективные  конкуренты.

 

4. Аналитическая функция маркетинга включает следующее направление:

а) создание системы контроля над деятельностью службы маркетинга;

б) анализ рынка, как такового;

в) разработка стратегического  маркетинга.

 

5. Маркетинг-микс  включает комплекс маркетинга (4Р) – это:

а) товар, продвижение, реклама, цена;

б) товар, цена, место, PR;

в) товара, место, цена, продвижение. (product, place, price, promotion.)

 

         6. Товар выполняет основную функцию:

а) удовлетворение существующих потребностей;

б) способ нахождения всех качественных характеристик для удовлетворения потребностей;

в) возможность выгодно  отличиться от других покупателей.

 

7. Для обеспечения безопасности необходимо юридически регистрировать товарный знак:

а) да

б) нет

 

8. Товарный знак позволяет:

а) выгодно отличать производителя  от других фирм;

б) отличать товар данного производителя  от других  товаров и являться отличительным признаком для  потребителя;

в) приобрести возможность  повышения в глазах потребителя  более высокого уровня качества.

 

9. Определите вид ценовой политики для товара впервые вышедшего на рынок:

а) снятие сливок;

б) последовательный проход по сегментам рынка;

в) выход на новый рынок.

 

10. Жизненный цикл товара включает следующие стадии развития рынка:

а) выведение на рынок, рост, падение, спад;

б) внедрение, рост, стабилизация, спад;

в) внедрение, развитие, рост, падение, стабилизация, спад.

 

11. Товар может доходить до потребителя следующим способом:

а) прямым;

б) левым;

в) прямоточным.

 

12. Деятельность PR основана на использовании информации:

а) секретного характера;

б) по возможности  полной и правдивой;

в)  публике не нужна  правдивая информация, она жаждет сенсаций.

 

13. Маркетинговые исследования включают в себя:

а) сбор и  анализ информации с целью определения  потребностей потребителя;

б) сбор, обработку и анализ информации с целью выявления  неудовлетворенных потребностей и  определения проблем их решения;

в) сбор, обработку, анализ информации для уменьшения степени неопределенности рынка при принятии управленческих решений.

 

14. Выберете метод маркетинговых исследований:

а) построение «Дерева целей»;

б) метод «Прогнозного графа»;

в) метод экспертных оценок.

 

15. Автомобиль относится к товару:

а) длительного  пользования;

б) краткосрочного пользования;

в) услуге.

 

16. Товары производственного назначения это:

а) товары, с  помощью которых можно получить дополнительную прибыль;

б) товары, с помощью которых  удовлетворяются долгосрочные нужды;

в) товары, с помощью которых  можно удовлетворить определенную нужду.

 

17. Если почтовые услуги предоставляются только почтой России, речь идет о:

Информация о работе Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. Покупательский спрос. Типы и виды спроса, факторы, влияющие на спрос